Формирование универсальных учебных действий
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |
Сложение и вычитание в пределах 1000 | Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия | Учиться основам смыслового чтения | Готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
Задача | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; формирование умения достигать результата | Выбирать наиболее эффективный способ решения задачи в зависимости от конкретных условий | Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации |
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 | Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия; учиться определять цель своей деятельности; овладение способом решения проблем творческого и поискового характера; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Ф.У. понимать причины успеха или неуспеха уч. деятельности. | Обучение чтению учебных текстов, их полноценному пониманию; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; наблюдать и делать самостоятельные выводы; выстраивать индивидуальный путь работы с математическим содержанием различного уровня логического мышления. | Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон; умение передавать и интерпретировать полученную информацию в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета; высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия. |
Периметр | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | Овладение логическими действиями сравнения, анализа,синтеза,обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей. | Готовность слушать собеседника и вести диалог, возможность существования различных точек зрения |
Уравнение | Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма; Ф.У. достигать результата; учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы. | Перерабатывать полученную информацию; наблюдать и делать самостоятельные выводы; добывать новые знания; извлекать информацию (Схема, иллюстрация, текст, таблица); обучение чтению учебных текстов, их пониманию; выстраивать индивидуальный путь работы с математическим содержанием различного уровня логического мышления; овладение общим приемом решения учебных задач. | Высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, обосновывать этапы решения учебной задачи; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; слушать собеседника, вести диалог; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
Числа от 100 до 1000. Километр | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, решение проблем творческого и поискового характера; Ф.У. достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия. | Перерабатывать полученную информацию; использование индуктивного умозаключения, знаково-символических средств для создания моделей объектов. | Излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения; использование речевых и информационных средств и коммуникационных технологий; готовность слушать собеседника и вести диалог. |
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через десяток | Ф.У. понимать причины успеха и неудач учебной деятельности, способность конструктивно действовать; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; Ф.У. достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия; определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы. | Выстраивать индивидуальный путь работы с математическим содержанием; добывать новые знания; извлекать информацию, представленную в разных формах; произвольно и осознанно овладевать общим приемом решения задач. | Высказывать суждения, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обосновывать этапы решения учебной задачи; конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; слушать собеседника и вести диалог. |
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток | Ф.У. планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей. | Высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания. |
Умножение. Умножение и деление на 2 | Пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия; определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы; Ф. способности соблюдать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника | Использование знаково-символических средств для создания моделей объектов; индуктивного умозаключения; овладение логическими действиями анализа, синтеза и т.д.; перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы; обучение чтению учебных текстов, их полноценному пониманию и интегрированию информации в имеющийся запас знаний. | Осознанно строить речевое высказывание; конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; использование речевых и информационных средств и коммуникационных технологий; использование математической терминологии. |
Луч. Угол | Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы, инструменты). | Перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы; обучение чтению учебных текстов, их полноценному пониманию. | Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; использовать математическую терминологию, готовность слушать собеседника и вести диалог. |
Умножение и деление на 6, 7, 8, 9 | Проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями учебника; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; работать по предложенному плану, использовать необходимые средства; пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия; Ф.У. достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия. | Перерабатывать полученную информацию; наблюдать и делать самостоятельные выводы; овладение логическими действиями сравнения, анализа и т.д. | Высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обосновывать этапы решения учебной задачи; излагать свою точку зрения; осознанно строить речевое высказывание; готовность слушать собеседника и вести диалог. |
Критерии оценок:
Текущий контроль по математике можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работа для текущего контроля состояла из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).
Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. За такую работу выставляется отметка:
"5" - работа выполнена без ошибок;
"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета;
"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов;
"2" - 5 и более ошибок.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки (отметки)
Ошибки:
-незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания и используемых в ходе его выполнения;
-неправильный выбор действий, операций;
-неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
-пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
-несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
-несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
-неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначения величин);
-ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
-неверные вычисления в случае, когда цель задания - не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
-наличие записи действий;
-отсутствие ответа к заданию или ошибки к записи ответа
Оценивание устных ответов
В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
-неправильный ответ на поставленный вопрос;
-неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
-при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
-неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
-при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
-неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
-медленный темп выполнения задания, не являющейся индивидуальной особенностью школьника;
-неправильное произношение математических терминов.
Педагогические условия и средства реализации стандарта:
Формы: урок.
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании: урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ; урок закрепления новых знаний и выработка умений – УЗНЗВУ; урок комплексного использования знаний – УКИЗ; урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ; урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ; комбинированный урок - КУ | Виды уроков: урок – беседа урок – игра урок – путешествие урок – соревнование |
I. Учебное оборудование:
а) тех. ср-ва ( проектор, музыкальный центр, компьютер, телевизор и др.)
б) лабораторн. ( линейка метровая, треугольник, палетка, весы, абак и др.)
в) учебн. (столы, доска)
II. Собственно учебные средства:
а) уч. книги, хрестоматии, спец. лит-ра
б) наглядн. пособия (таблицы, схемы ,плакаты, модели и натур. Объекты, ЭУМ, ЭУП).
III. Информационные мат-лы ( программно-методическое обеспечение )
IV. Дидактич. мат-лы (сборники тестов, контрольных работ, сценарии дидактических игр, обучающие программы )
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
· Словесные, наглядные, практические.
· Индуктивные, дедуктивные.
· Репродуктивные, проблемно-поисковые.
· Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
· Стимулирование и мотивация интереса к учению.
· Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
· Устного контроля и самоконтроля.
· Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Педагогические технологии (элементы) и принципы обучения:
I. Традиционные технологии:
· Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)
II. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
· Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);
· Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.
III. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
· Игровые технологии.
IV. Технологии развивающего обучения:
· Система развивающего обучения Л.В. Занкова;
· Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова.
Принципы обучения:
1. Принцип научности обучения
2. Связи теории с практикой
3. Системности
4. Принцип сознательности и активности в обучении
5. Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
6. Принцип наглядности
7. Доступность обучения
8. Принцип прочности усвоения знаний
IV. Тематическое планирование учебного материала с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Математика – Б. П. Гейдман.. – 136 часов – 3 класс