Готовность ребенка к школьному обучению и адаптации к школе.

Методика диагностирования детей при поступлении в школу выявляет степень овладения следующими умениями:

1. Планирование - умение организовывать свою деятельность в соответствии с целью:

низкий уровень - действия ребенка не соответствуют цели;

средний уровень - действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;

высокий уровень - действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели.

2. Контроль - умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью:

низкий уровень - полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит);

средний уровень - частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это не­полное несоответствие);

высокий уровень - соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (ребенок может самостоятельно сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью).

3. Мотивация учения - стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использоват их:

низкий уровень - ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;

средний уровень - ребенок стремится ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира, находить и использовать эти обобщения;

высокий уровень - явно выражено стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти знания в своих действиях.

4. Уровень развития интеллекта:

низкий - неумение слушать другого человека, выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;

ниже среднего - неумение слушать другого человека; ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;

средний - неумение слушать другого человека; простые логические операции (сравнение, обобщение в форме словесных понятий) выполняются без ошибок; в выполнении более сложных логических операций (абстракция, конкретизация, анализ, синтез) допускаются ошибки;

высокий - возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить без помощи взрослого;

очень высокий - возможность слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных понятий.

Вывод: «Ребенок к школе не готов»:

Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятий.

Вывод: «Ребенок к школе готов»:

Умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий,

При определении уровня готовности ребенка к школьному обучению ориентиром может служить карта-характеристика, в которой заложены три уровня готовности к обучению по следующим параметрам:

Психологическая и социальная готовность.

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

Развитие познавательной деятельности.

Состояние здоровья.

1. Психологическая и социальная готовность:

а) желание учиться в школе:

б) учебная мотивация;

в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

г) организованность поведения.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций

а) фонематический слух, артикуляционный аппарат;

б) мелкие мышцы руки;

в) пространственная ориентация, координация движений ловкость;

г) координация в системе "глаз-рука";

д) объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров).

3. Развитие познавательной деятельности:

а) кругозор;

б) развитие речи;

в) развитие познавательной активности, самостоятельности;

г) сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей);

д) произвольность деятельности;

е) контроль деятельности;

ж) темп деятельности.

4. Состояние здоровья.

а) особенности развития ребенка в дошкольном возрасте;

б) темп развития ребенка в дошкольном возрасте;

г) состояние соматического здоровья.

5. Задачи и принципы психологической диагностики аномального развития.

Задачи психологической диагностики в области дефектологии.

1. Определение первичного нарушения в развитии, т.е. для какой категории аномального развития характерны отклонения, обнаруженные у обследуемого ребенка.

2. Определение степени первичного нарушения. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка.

3. Определение условий воспитания и индивидуальной программы развития.

4. Оценка динамики психического развития.

Принципы диагностики аномального развития.

1. Принцип комплексности обследования ребенка означает, что достоверный вывод относительно особенностей его дефекта может быть сделан только на основе совместного вывода различных специалистов.

Комплексный подход, как один из основных принципов диагностики аномального развития, обеспечивает всестороннее обследование и оценку особенностей развития ребенка: состояние слуха, зрения, двигательной сферы, соматическое состояние; особенности развития познавательной деятельности, поведение, эмоции.

2. Принцип всесторонности и целостности предусматривает изучение причин аномального состояния и структуры дефекта (зависимость, взаимосвязь, взаимообусловленность его проявлений), так как отдельные проявления и симптомы не дают полной картины дефекта развития у ребенка,

Принцип системного целостного изучения ребенка - один из важных подходов в методологии отечественной психологии и дефектологии. Связь между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определение их причин, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонении в психическом развитии, т.е. взаимосвязанная система первичных, вторичных и т.д. отклонений.

3. В соответствии с принципом динамичности изучения ребенка обследование организуется таким образом, чтобы выявить потенциальные возможности его развития, а не только те особенности, которые отражают уже сформированные способности. Продуктивным способом динамического изучения является предоставление ребенку в процессе обследования разнообразных видов педагогической помощи. Таким образом, динамическое изучение ребенка предусматривает качественный анализ разнообразных видов его деятельности, как самостоятельной, так и осуществляемой при помощи педагога. Все это дает возможность определить не только уровень актуального развития, но и зону ближайшего развития ребенка, что имеет важное значение для дифференциальной диагностики, в частности, с целью более точного отграничения умственной отсталости от состояний, сходных с ней по некоторым проявлениям особенностей познавательной деятельности.

Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой положений Л.С. Выготского об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка. Специфические закономерности аномального развития используются как основные ориентиры в дифференциальной диагностике.

Диагностический обучающий эксперимент - экспериментальный прием оценки интеллектуального развития или отдельных компонентов умственной активности с помощью выявления потенциальных возможно­стей испытуемого к усвоению новых знаний, выработке способов решения.

4. Принцип качественного анализа данных, полученных в процессе психологической диагностики (находится в тесной связи с принципом динамического изучения). Качественный анализ умственной деятельности ребенка включает отношение испытуемого к эксперименту, способы действий, характер его ошибок, отношение ребенка к результату своей деятельности. Качественный анализ не противоречит учету количественных данных.

5. В процессе обследования ребенка важно придерживаться принципа индивидуального подхода, который означает, что с обследуемым ребенком необходимо установить контакт, создать максимально благоприятные условия для деятельности с учетом его состояния на момент обследования, различных индивидуальных особенностей, составить прогноз его развития, пути коррекционной работы.

6. Сравнительная диагностика сопоставляет эффективность разных программ обучения.

Необходимость реализации этих принципов сформировала в обществе объективную потребность в создании психологической службы в системе специального образования (для лиц с особыми образовательными потребностями), нацеленной на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью.

Практическое комплектование специальных учреждений, отбор аномальных детей осуществляют психолого - медико - педагогические консультации.

Протокол №

Наши рекомендации