III.2.2. Готовность ребенка к школьному обучению

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот пе­риод одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6, и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показы­вают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу инди­видуальных психофизиологических особенностей трудно адапти­руются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной про­граммой. При традиционной системе обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники. Традицион­ная система образования не способна обеспечить соответствую­щий уровень развития и для детей^обладающих психофизиологи­ческими и интеллектуальными возможностями для обучения и Развития на более высоком уровне сложности.

"Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физио­логическом и социальном отношении, он должен достичь опре-

деленного уровня умственного и эмоционально-волевого разви­тия. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обоб­щать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важ­ны положительное отношение к учению, способность к саморегу­ляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее значимы, навыки речевого обще­ния, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» ком­плексное, многогранное и охватывает все сферы его жизни. В за­висимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выявляются ее основные крите­рии и параметры.

Современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуаль­ных возможностей. Наиболее "эффективной формой индивидуа­лизации учебного процесса, обеспечивающей максимально ком­фортные условия для ребенка (при подборе соответствующего содержания, соблюдении дидактических принципов доступно­сти, посильности), является дифференцированное обучение, в основе которого лежит комплектование классов на основе глу­бокой психофизиологической и психолого-педагогической диа­гностики.

Ниже приводятся методики диагностирования детей при по­ступлении в школу (3. В.Дощицына). Они помогут воспитателю детского сада и учителю начальных классов определить степень школьной зрелости ребенка. Все методики апробированы при ком­плектовании разноуровневых классов.

Готовность детей к школе может определяться по таким пара­метрам, как их умение планировать самоконтроль, мотивация учения, уровень развития интеллекта. *

Умение планировать — умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью:

низкий уровень — действия ребенка не соответствуют цели;

средний уровень — действия ребенка частично соответствуют содержанию цели;

высокий уровень — действия ребенка полностью соответству­ют содержанию цели.

Самоконтроль — умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью:

низкий уровень — полное несоответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (сам ребенок этого несоответствия не видит);

средний уровень — частичное соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели (самостоятельно ребенок не может увидеть это неполное несоответствие);

высокий уровень — соответствие результатов усилий ребенка поставленной цели, ребенок может самостоятельно сопоставить Бсе полученные им результаты с поставленной целью.

Мотивация учения — стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и ис­пользовать их:

низкий уровень — ребенок ориентируется только на те свойства предметов, которые непосредственно доступны органам чувств;

средний уровень — ребенок стремится ориентироваться на не­которые обобщенные свойства окружающего мира — находить и использовать эти обобщения;

высокий уровень — явно выражено стремление находить скры­тые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности; присутствует желание использовать эти зна­ния в своих действиях.

Уровень развития интеллекта:

низкий — неумение слушать другого человека, выполнять ло­гические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий;

ниже среднего — неумение слушать другого человека, ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий;

очень высокий — умение слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных понятий.

Ребенок к школе не готов: не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориен­тируется только на данные органы чувств), не умеет слушать дру­гого человека и выполнять логические операции в форме понятий.

Ребенок к школе готов: умеет планировать и контро­лировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающе­го мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слу­шать другого человека и умеет (или стремится) выполнять логи­ческие операции в форме словесных понятий.

Углубленное обследование детей осуществляется перед поступле­нием в школу (апрель —май). На основании его результатов оконча­тельное заключение о готовности детей к школе дает психолого-Педагогическая комиссия, которая состоит из психолога, физиоло­га, врача-педиатра и учителя. В условиях разноуровневой дифферен­циации комиссия может сформировать классы 1, 2, 3-го уровней.

При определении уровня готовности ребенка к школьному обу­чению ориентиром может служить карта-характеристика, в кото-Рой заложены три уровня готовности к обучению по следующим Параметрам:

1) психологическая и социальная готовность;

2) развитие школьно-значимых психофизиологических функций-

3) развитие познавательной деятельности;

4) состояние здоровья.

КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1. Психологическая и социальная готовность к школе1

A. Желание учиться в школе

1. Ребенок хочет идти в школу.

2. Особого желания идти в школу пока нет.

3. Идти в школу не хочет. 6. Учебная мотивация

1. Осознает важность и необходимость учения, собственные цели уче­ния приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность.

2. Собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внеш­няя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школь­ные принадлежности и т.д.).

3. Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребе­нок не видит.

B. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуа­цию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.

2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны.

3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в обще­нии, в понимании ситуации.

Г. Организованность поведения

1. Поведение организованное.

2. Поведение недостаточно организованное.

3. Поведение неорганизованное.

Наши рекомендации