Роль школьников в работе органов государственно – общественного управления общеобразовательных учреждений города Томска

(материалы выступления на пленарной части Фестиваля)

Тужикова Т.А., главный специалист отдела развития, кандидат педагогических наук.

Школа – это страна детей, в которой живут и взрослые: учителя, родители, работники школы. Любой страной необходимо управлять. Управление должно быть разумным, справедливым и результативным. Государственно – общественное управление стало необходимой потребностью времени. Практика развития ГОУ на муниципальном уровне складывается поэтапно. Система его формирования берет начало задолго до времени реализации Комплексного проекта модернизации образования в Томской области. В городе Томске особенное значение имели инициатива и деятельность различных общественных формирований в образовательных учреждениях. На 1 января 2008 года в 9 общеобразовательных учреждениях активно работали 9 Попечительских советов и 16 Советов учреждений. Инициативными родителями учреждены и действовали два фонда: фонд «Дарование», способствующий развитию Академического лицея, организации итогового фестиваля интеллектуальных малышей из детских садов № 40, 81, 86, 89, поддерживающий издательскую деятельность по вопросам педагогики одарённости. Фонд инновационного образования «Эврика» поддерживает не только школу «Эврика - развитие», но и инновационные партнёрские проекты в городе Томске. Действовали подобные общественные формирования в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования. Степень их влияния и участия в жизни образовательных учреждений была разная: от серьёзной и систематической работы, как у Совета Дворца творчества детей и молодёжи, до формальных заседаний один раз в год. Осуществлялась педагогическая поддержка 69 общественных организаций детей, входящих в городскую детскую организацию «Улей». На базе Дворца творчества детей и молодежи при поддержке администрации и Думы города Томска работал Детско - юношеский парламент.

Новый этап в развитии государственно – общественного управления муниципальной системой образования связан с началом реализации Комплексного проекта модернизации образования (март 2008 года).

В настоящее время субъектами государственно – общественного управления образованием в муниципальном образовании «Город Томск» являются:

- департамент образования, созданный Постановлением администрации города Томска;

- Муниципальный государственно-общественный совет по развитию общего образования в городе Томске, созданный Распоряжением администрации города Томска;

- коллегиальные (Коллегия департамента образования), совещательные и координирующие общественные органы (Советы по дошкольному, общему и дополнительному образованию детей), действующие при департаменте образования;

- органы государственно-общественного управления образовательными учреждениями (ДОУ, ООУ, УДОД) и действующие при них коллегиальные, совещательные и координирующие органы педагогического, ученического и родительского самоуправления;

- муниципальные и школьные общественные и профессиональные объединения, профессиональные союзы, советы территориального общественного самоуправления;

- заказчики и потребители социальных и образовательных услуг, результатов системы образования.

Они реализуют полномочия, права, интересы и ответственности через своих представителей в составе органов ГОУ, профессиональных сообществ и общественных организаций в рамках социального партнерства.

В состав органов ГОУ общеобразовательных учреждений вошли представители:

- педагогических коллективов,

- родительской общественности,

- органов ученического самоуправления,

- общественных организаций города Томска.

В процессе развития государственно – общественного управления возникают вопросы, связанные с работой данных органов.

Что такое Управляющий совет школы и для чего он предназначен?

Управляющий совет – это коллегиальный орган государственно – общественного управления школой, призванный в первую очередь решать задачи стратегического управления школой (как строить образовательный процесс, в каких направлениях развивать школу, как привлекать и расходовать школьные средства и т.д.)

Чем Управляющий совет может помочь в работе школы?

Он может помочь:

- прислушаться к общественному мнению и уточнить цели школы;

- определить пути развития школы;

- найти ресурсы и средства для такого развития;

- улучшить и обновить учебный и воспитательный процесс;

- улучшить условия школьной жизни.

Школьники должны стать равноправными школьными управляющими наряду со взрослыми. Но у этой категории есть свои особенности.

По отношению к Управляющему совету школьники могут:

- избираться в Управляющий совет (как правило, старшеклассники из 10 – 11 классов, но иногда и обучающиеся 8 – 9 классов);

- участвовать в выборах в Управляющий совет;

- опираться в своей работе на ученические органы самоуправления;

- обучаться навыкам управления, сотрудничества, групповой дискуссии, проектирования и т.п.

Какова роль школьников в работе органов ГОУ:

- продвижение и развитие инициатив ученических органов самоуправления;

-разработка и реализация совместно с родительской и педагогической общественностью значимых для образовательного учреждения социальных проектов;

- участие в работе комитетов и комиссий Совета;

-участие в разработке Программы (концепции) развития общеобразовательного учреждения;

- участие в разработке и утверждении локальных актов по вопросам, отнесенным к его компетенции (прав, обязанностей участников образовательного процесса, порядка распределения стимулирующих выплат педагогическим работникам).

Чем может заниматься обучающийся – член органа государственно – общественного управления?

Основными вопросами деятельности школьников в составе Совета являются:

- разработка разумныхправил поведения обучающийся в школе, закрепление их прав и обязанностей в Уставе школы, постоянный контроль их исполнения, их регулирование;

- выработка и внесение предложений по режиму учебного дня 9недели, учебного года);

- организация традиционных и новых общешкольных мероприятий и праздников;

- защита прав и интересов всех участников образовательного процесса, в том числе защита личных прав обучающихся;

- введение новых факультативов и элективных курсов, организация предпрофильного и профильного обучения, социальных и учебных практик;

- организация внеучебной, внеурочной деятельности в школе.

Таким образом, деятельность школьников в составе органов государственно – общественного управления значима, способствует реализации инициатив ученических органов самоуправления, формирует социально активную жизненную позицию, а также умения и навыки управления.

Наши рекомендации