Педагогического сопровождения подростка

Цель: Выполнив задания, вы получите первоначальный опыт использования виртуального образовательного пространства для сопровождения школьника.

Задания:

1. Составьте глоссарий нижеперечисленных терминов. Закончите фразы, дописав свои смыслы терминов:

Виртуальное образовательное пространство это…..

Виртуальная образовательная среда это…..

Виртуальная учебная среда это…..

Дистантное образование это….

Социальная сеть это….

2. Вспомните современные социальные сети и заполните таблицу:

п/п Наименование социальной сети Общая характеристика социальной сети
     
     
     
     
     

3. Выберите одну из предложенных ниже интерактивных форм и спроектируйте содержание педагогического взаимодействия.

  • Гостевая книга
  • Форум
  • Блог
  • Твитер

4. Покажите возможности использования школьной социальной сети «Дневник.ру» для сопровождения школьника в электронной образовательной среде.

Методические подсказки:

К заданию 1. Найдите, что общего и в чем различия в понятиях «Образовательное пространство» и «Образовательная среда». После этого наполните каждое из них терминами, которые соответствуют понятию «виртуальный»

К заданию 2. Найдите в интернете названия социальных сетей, которые могут быть использованы в образовательном процессе школьников.

К заданию 3. Для выполнения задания необходимо четко представлять содержательные характеристики указанных интерактивных форм.

К заданию 4. В школьной социальной сети «Дневник.ру» необходимо познакомиться с особенностями его использования в работе с «расписанием», «электронным дневником», «электронным журналом учителя», «медиотекой», «оперативной статистикой» и пр.

Рекомендуемые источники:

1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/

Семинар 8. Дети особой образовательной заботы в учебно-воспитательном процессе

I. Инклюзивное образование.

II. Особенности образования одарённых детей.

III. Тьюторское сопровождение (ТС) детей особой образовательной заботы: сущность ТС, технологии, понятие и примерная структура индивидуальной образовательной программы

Задание 1. Составьте терминологическую карту по теме семинара, сопоставив термины в группах:

группа 1 - дети особой образовательной заботы, дети с особенностями развития, одарённые дети, дети с особыми образовательными потребностями (запросами), дети с ограниченными возможностями здоровья;

группа 2 – общее образование, инклюзивное образование, дополнительное образование детей, образование одарённых детей;

группа 3 – педагогическое сопровождение, тьторское сопровождение, технология тьюторского сопровождения.

Задание 2. На сайте межрегиональной тьюторской ассоциации (МТА) представлена структура характеристики тьюторской технологии. В соответствии с этой структурой и найденной дополнительной информацией, составьте описание одной из технологий и сделайте её мультимедийную презентацию в контексте темы семинара:

- технология проявления и реализации образовательного запроса «Ресурсная точка»;

- технология организации активной совместной деятельности учащихся и преподавателей «Большой процесс: от информации – к смыслам»;

- технология тьюторского сопровождения участников образовательного процесса в многопрофильной школе;

- образовательная экспедиция (путешествие).

Рекомендуемая литература:

1. Инновационная образовательная сеть «Эврика» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.eurekanet.ru

2. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы/И.В. Карпенкова; под ред. М.Л. Семенович. – М.: ЦПППРиК «Тверской», 2010. – 88с.

3. Межрегиональная тьюторская ассоциация [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.thetutor.ru/

4. Образовательное сетевое сообщество «Сеть творческих учителей» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.it-n.ru/

5. Открытый класс: социальная сеть педагогов // Сетевые профессиональные сообщества [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.openclass.ru

6. Педагогическое сопровождение образовательной деятельности младших школьников: позиция тьютора, технологии тьюторского сопровождения, подготовка тьюторов / Под ред.И.Б.Ворожцовой. – Ижевск: ERGO, 2011. – 144с.

7. Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.setilab.ru

8. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fcior.edu.ru

Семинар 9. Управление деятельностью помощников учителя и волонтеров, координация деятельности социальных партнеров

Цель: Изучение особенностей социального партнерства в образовании. Изучение основ социальной деятельности современного педагога. Проектирование социальной деятельности в работе педагога.

Творческие задания:

Задание 1. На основе НОУ «Наша новая школа», «Закона об образовании» докажите, что социальное партнерство является одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Процитируйте выдержки из нормативных документов и выразите свою точку зрения по поводу актуальности и необходимости развития социального партнерства в современной школе.

Задание 2. Проанализируйте опыт и направления работы с социальными партнерами какой-либо школы г. Омска. Назовите социальных партнеров школы, виды помощи, которую они оказывают школе. Данную информацию можно получить на сайте школы, из беседы с родителями, учащимися, администрацией школы.

Результаты своих исследований рекомендуется представить творчески – в виде презентации, схемы, кластера, таблицы.

Задание 3. Какие детские общественные объединения школ г. Омска Вы знаете? Как осуществляется волонтерская деятельность на базе школ нашего города? Участвовали ли Вы в волонтерской деятельности по оказанию помощи детям-сиротам, ветеранам, инвалидам. Что дает школьникам участие в волонтерской деятельности?

Свои размышления можно представить в виде эссе, педагогического сочинения, презентации общественного объединения и проч.

Задание 4. Создайте проект общественного объединения при школе, которое бы имело волонтерскую направленность и было бы актуально для современных школьников. Определите цели, задачи, направления деятельности, идею, символику организации.

Методические рекомендации:

К заданию 1. Для выполнения этого задания вам необходимо обратиться к первоисточникам нормативных образовательных документов. Закон об образовании и НОИ «Наша новая школа» вы можете рассмотреть на федеральном образовательном портале РФ (www. mon. gov.ru). При изучении актуальности развития социального партнерства в современной школе на основе данных документов, важно определить выдержки, подтверждающие приоритетную позицию данного направления. Необходимо также выразить свою точку зрения по рассматриваемому вопросу.

К заданию 2. Вам предстоит изучить опыт и направления работы с социальными партнерами какой-либо школы г. Омска. Вы можете использовать свой жизненный опыт, а также обратиться за информацией на сайт школы, побеседовать с родителями и учащимися. Важно изучить проблему социального партнерства на примере опыта школ нашего города. Результаты исследования представьте творчески - в виде презентации, схемы, кластера, таблицы.

К заданию 3. При выполнении данного задания необходимо проанализировать общественно-полезную деятельность школьников в контексте волонтерского движения. Здесь вы можете поделиться своим жизненным опытом, результатами наблюдений, высказать свои предложения и размышления.

К заданию 4. Вам необходимо создать проект общественной организации при школе, которая занималась бы волонтерской деятельностью и была бы интересна современным школьникам. Определите цели, задачи, направления деятельности, идею, символику организации. Проект представьте творчески.

Рекомендуемая литература:

1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/

2. Кудринская Л.А. Добровольческий труд: сущность, функционирование, специфика// Социологические исследования, 2006 №5

3. Портал для специалистов, работающих в сфере подросткового здоровья и медицины «Adolesmed.ru» // http://www.adolesmed.ru/

Наши рекомендации