Разработка новых программ образовательных услуг
Разработка и запуск новых программ оказания образовательных услуг включает в себя несколько этапов:
1. Выявление факторов, подтверждающих возможность и необходимость разработки новой образовательной услуги. Это, прежде всего, наличие на рынке образовательных услуг неудовлетворённой потребности. Возможности образовательного учреждения включают в себя наличие требуемых ресурсов, совместимость с имеющимися программами и курсами, опыт работы на этом рынке и др.
2. Проработка замысла - достижение понимания желаний потребителей и использование его при построении программы и формировании маркетинговой стратегии. Разработка стратегии маркетинга включает в себя размер, структуру и поведение рынка, место, на которое претендует новая программа на этом рынке; предполагаемую стоимость новой программы, стратегию её распространения и смету расходов на маркетинг; перспективные цели по показателям сбыта и прибыли.
3. Проверка программы - её тестовый запуск в небольших объёмах.
Введение и отработка - информирование потребителей, контроль за программой. Изменения макро- и микросреды, конкурентной среды требуют приспосабливать программу и рыночную стратегию к новым условиям.
Рис.4.4. Жизненный цикл образовательной услуги
Жизненный цикл образовательной услуги, как и любого товара, включает 5 стадий:
1. Внедрение - период медленного роста, когда услуга только начинает осваивать рынок; на этой стадии новая образовательная услуга становится впервые пригодной для рынка, люди могут проявлять осторожность, поэтому расходы велики, но нет большого числа конкурентов.
2. Рост - период быстрого завоевания рынка; если новая образовательная программа удовлетворяет рынок, то она привлекает потребителей; па этой стадии необходимо поддерживать быстрый рост спроса, улучшая качество программ и акцентируя внимание на их новые особенности, находя новые рынки сбыта, и используя рекламу и иные пути привлечения дополнительного внимания к образовательной услуге.
3. Зрелость - период медленного роста, вследствие получения образовательной услуги большинством потенциальных потребителей; это наряду со следующей наиболее длительная стадия, с которой связаны наибольшие усилия при организации маркетинга.
4. Насыщение - образовательную программу начинают предлагать и другие образовательные учреждения, спрос падает, возникает перепроизводство, что ведёт к усилению конкуренции между учебными заведениями и снижению объёма
продаж.
5. Спад - период, когда интерес потребителей падает; он может быть быстрым или медленным.
Продвижение (распространение) образовательной услуги - процесс, посредством которого образовательное учреждение делает свои программы и услуги доступными для своих целевых рынков. Значительную роль в этом процессе играет место оказания образовательной услуги.
Даже расположенное в центре населённого пункта образовательное учреждение не всегда представляет собой наиболее удобный вариант местонахождения курсов для определённого круга потребителей. Таким образом, возникает необходимость аренды помещений, кооперации с другими учреждениями, создания филиалов для удовлетворения потребностей целевой аудитории. В ряде случаев образовательные услуги могут быть оказаны на дому.
Необходимо также обеспечить внешнюю привлекательность и комфортность помещений учебного заведения. Кроме того, важное значение имеет и время оказания образовательной услуги: можно установить удобные для одних потребителей утренние часы, а для других - вечерние.