И порядок выполнения курсовой работы

Введение

В психолого-педагогической подготовке педагога профессиональной школы курсовая работа по методике профессионального обучения занимает особое место. Она предполагает формирование у будущих педагогов умений использования системы психолого-педагогических и методических знаний для решения актуальных методических проблем.

Целями курсовой работы являются:

· систематизация профессиональных знаний и умений применения системы психолого-педагогических, методических и предметных знаний при решении методических проблем;

· развитие навыков самостоятельной работы с литературными источниками;

· овладение умениями выполнения методических разработок.

В ходе курсовой работы осваивается логика научного исследования, изучается передовой педагогический опыт, углубляются и систематизируются полученные теоретические знания и методические умения в области методики профессионального обучения.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СОДЕРЖАНИЯ

И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа по методике профессионального обучения носит учебно-исследовательский характер. В основе ее лежит самостоятельная творческая деятельность студента по решению реальных методических задач. Успешность выполнения курсовой работы зависит от глубины анализа литературных источников, уровня сформированности умения использования теоретических знаний при решении практических задач, интереса к проведению научно-исследовательских работ в области методики преподавания конкретных предметов, самостоятельности в научных суждениях.

Темы курсовых работ разработаны в соответствии с перечнем тем программы курса, с учетом личного опыта руководителя, а также направлений научно-методических работ, выполняемых на кафедре. В то же время студентам предоставляется право выполнить работу на интересующую их тему, если она по характеру материала, содержанию и глубине проработки удовлетворяет целям, задачам и требованиям, предъявляемым к курсовым работам по методике профессионального обучения. Актуальность тематики, практическая значимость курсовой работы и творческая самостоятельность при ее выполнении создают основы для быстрой и успешной адаптации будущего педагога профессиональной школы к профессионально-педагогической деятельности.

Студент выполняет курсовую работу в течение семестра. Это дает возможность сосредоточиться на ее выполнении, изучить теорию рассматриваемого вопроса на современном уровне, найти область ее применения в учебном процессе профессиональных училищ и техникумов. В ряде случаев для выполнения курсовой работы необходимо собрать, систематизировать и обобщить фактический материал, провести педагогический эксперимент, провести теоретическую разработку проблемы, сделать научные выводы и обосновать свою точку зрения на выявленную методическую проблему. Последнее особенно важно в тех случаях, когда по рассматриваемой проблеме существуют различные подходы и точки зрения.

Нередко курсовые работы, в которых решаются реальные методические проблемы, становятся основой дипломных работ. Это характерно для курсовых работ, тематика которых предложена профессиональным училищем или техникумом. Работа над отдельными темами может быть продолжена в ходе прохождения педагогических практик и профессионально-педагогической деятельности.

Большое значение для успешной подготовки курсовой работы имеет умение анализировать литературные источники, которые позволяют поднять качество работ до уровня современных психолого-педагогических требований. При анализе литературных источников формируется умение обобщать и систематизировать передовой педагогический опыт.

В условиях максимальной самостоятельности студентов при выполнении курсовой работы функции преподавателя сводятся в основном к контролю и руководству. Преподаватель помогает выбрать тему работы, подобрать основную литературу, участвует в составлении плана работы. По мере выполнения этого плана преподаватель просматривает представляемые для проверки отдельные разделы работы, отмечает необходимые для доработки места, контролирует сроки сдачи материалов.

Темы курсовых работ строго индивидуальны и направлены на решение конкретных задач.

Итоговый документ, представляемый студентом по завершении работы, – пояснительная записка объемом до 30 рукописных страниц формата 210 х 297 мм, которая оформляется в соответствии с ГОСТом.

Пояснительная записка должна содержать:

· титульный лист (прил. 1);

· введение;

· основную часть (с разбивкой на разделы и параграфы);

· заключение;

· список литературы.

Введение – краткое, сжатое изложение основной идеи курсовой работы. Во введении обосновывается актуальность проблемы, раскрывается ее значимость для практики обучения, определяются цели и задачи курсовой работы (прил. 2).

В основной части курсовой работы необходимо осуществить теоретическую и методическую разработку рассматриваемой проблемы.

Аналитический обзор литературы по проблеме исследования составляет первый параграф курсовой работы. Обзор литературы предполагает выявление особенностей понимания отдельных аспектов исследуемой проблемы разными авторами, противоречивости мнений и суждений, рассмотрение и анализ подходов к решению выделенных в работе задач в педагогической и методической литературе.

Обзор литературы заканчивается обоснованием выбранной позиции и определением условий эффективного применения принятых положений.

Второй параграф предполагает проведение теоретической разработки проблемы на основе принятых положений в первом параграфе.

В третьем параграфе представляется план содержания учебного материала, по которому будет выполняться разработка.

В четвертом параграфе осуществляют методическую разработку проблемы.

Иллюстрации, схемы, таблицы должны иметь сквозную нумерацию.

В заключении освещаются пути и методы решения задач, поставленных в курсовой работе.

В разделе пояснительной записки «Список литературы» приводится перечень использованных при написании курсовой работы литературных источников. На каждый из них в тексте записки должны быть ссылки, обозначенные цифрами, заключенными в квадратные скобки. Цифра должна указывать порядковый номер источника в списке литературы. Список литературы следует составлять в соответствии с последовательностью использования источников или в алфавитном порядке согласно правилам библиографического описания.

Завершающий этап – защита перед комиссией, в состав которой входят студенты и преподаватели. В ходе защиты студент делает устное сообщение, в котором раскрывает тему и задачи работы, дает их обоснование, кратко характеризует основные изученные вопросы, отмечает новые теоретические и практические разработки, делает выводы.

По результатам защиты ставится оценка. Она должна учитывать содержательную сторону работы, качество доклада студента, оформление пояснительной записки и своевременность сдачи курсовой работы.

ТЕМЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1. Методический анализ темы« (по выбору студента) » (сущность, назначение, цели методического анализа; процедуры методического анализа, их содержание; общая характеристика темы (место темы в курсе, число часов на ее изучение, значение для подготовки специалиста, межпредметные и внутрипредметные связи); подбор учебного материала, структурно-логический анализ, составление конспекта учебного материала; отбор методов, средств и форм изложения учебного материала; конкретизация целей, формулировка обучающих и когнитивных целей; проектирование урока теоретического или практического обучения; разработка методического обеспечения урока).

2. Система лабораторно-практических работ по теме« (по выбору) » при изучении предмета« (по выбору) » (назначение лабораторного практикума; виды лабораторных работ, их особенности; обоснование выбранного вида лабораторных работ; планирование лабораторных работ по теме; разработка технологических карт проведения лабораторных работ).

3. Система проблемных уроков по теме« (по выбору) » при изучении предмета« (по выбору) » (значение проблемного обучения в формировании знаний и умений учащихся (сущность, основные положения проблемного обучения, проблемная ситуация, проблемная задача, вопрос); проблемный урок в учебном предмете (структура урока, особенности этапов урока, способы постановки проблемы, алгоритм разрешения проблемной ситуации); планирование системы уроков по теме (перспективно-тематическое планирование, выбор методов обучения, обоснование выбора); планы-конспекты проблемных уроков по теме).

4. Система опорных конспектов по теме« (по выбору) » при изучении предмета« (по выбору) » (сущность и назначение опорных конспектов, особенности применения; роль цвета в опорных конспектах; технология разработки опорных конспектов (этапы разработки, способы кодирования информации, последовательность расположения учебного материала на листе); планирование системы уроков с использованием опорных конспектов (темы уроков, цели, методы, способы организации познавательной работы учащихся); опорные конспекты по теме).

5. Листы рабочей тетради по теме« (по выбору) » (Назначение и сущность листов рабочей тетради по предмету; структура и виды рабочих тетрадей; виды заданий-упражнений, применяемых в рабочих тетрадях, их особенности; планирование учебных занятий с использованием листов рабочей тетради; листы рабочей тетради по теме; методика применения листов рабочей тетради в учебном процессе).

6. Система инструкционных по теме« (по выбору) »в производственном обучении (Рольинструктажа в производственном обучении. Основные функции инструктажав формировании практических умений.Классификация инструктажа: по месту в процессе обучения; по количеству учащихся, охватываемых инструктажем; по форме предъявления; по объему. Цели и функции письменного инструктажа. Виды письменных инструктажейвпроизводственном обучении. Структура инструкционной карты. Реализация дидактических принципов в разработке письменного инструктажа. Совершенствование письменного инструктажа).

7. Задачи с межпредметным содержанием по теме« (по выбору) » (назначение учебных задач в формировании знаний и умений; задачи с межпредметным содержанием (структура); планирование задач при изучении темы; задачи с межпредметным содержанием по теме).

8. Разработка методического обеспечения технологии модульного обучения по предмету« (по выбору) » (описание сущности модульной технологии обучения; обоснование выбора и подхода к организации модульного обучения в изучении предмета; разработка обучающих модулей – учебных элементов).

9. Тестовые материалы по теме« (по выбору) » при изучении предмета « (по выбору) » (описание сущности тестовой технологии; обоснование отбора содержания педагогического теста и выбора форм тестовых заданий; разработка различных заданий в тестовой форме; разработка систем заданий в тестовой форме (цепные, текстовые, ситуационные); проектирование содержания тематического теста (составление технологической матрицы); конструирование баз заданий в тестовой форме; разработка проекта теста тематического контроля на основе базы).

Литература

Основная

Эрганова НЕ. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 160 с.

Колясникова Л.В., Шалунова М.Г., Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. 2-е изд., пересмотр. и доп. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. – 89 с.

Дополнительная

Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учеб. пособие. М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2007. – 336 с.

Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. - М: Высш. шк., 1986. - 89 с.

Дьячков В.П. Использование экономических опорных записей учебного материала в ПТУ. - М.: Изд-во ВНМЦ, 1993. -105 с.

Ильясов ИИ., Галатенко НА. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преп. - М.: Лотос, 1994. - 138 с.

Махмутов МИ. Современный урок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика, 1985. - 98 с.

Семушкина Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. - М: Высш. шк., 1990. - 94 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец титульного листа к курсовой работе по дисциплине

«Методика профессионального обучения»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра профессиональной педагогики

Курсовая работа

по методике профессионального обучения

на тему

«_____________________________________»

Выполнил студент: ___________________ (ф.и.о.)
Группа:  
   
Проверил преподаватель: ___________________ (ф.и.о.)

Екатеринбург 20___ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пример 1

Тема:Листы рабочей тетради по теме «Цепи переменного тока».

Цель – разработать листы рабочей тетради по электротехнике на примере темы «Цепи переменного тока».

Задачи:

1. Обосновать роль рабочих тетрадей в методическом обеспечении учебной деятельности.

2. Представить теорию листов рабочих тетрадей.

3. Разработать модель листа рабочей тетради по электротехнике.

4. Разработать листы рабочей тетради по теме «Цепи переменного тока».

Пример 2

Тема:Дидактические игры на уроках производственного обучения.

Цель – Разработка модели дидактической игры на содержании уроков производственного обучения.

Задачи:

1. Раскрыть теоретические основы дидактических игр.

2. Представить модель дидактической игры.

3. Разработать сценарий дидактической игры на уроках производственного обучения.

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ

ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Подписано в печать … Формат 60x84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. … Уч.-изд.л. … Тираж….экз. Заказ №….

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Наши рекомендации