Интеграгивное образовательное пространство
Понятие «образовательное пространство» (ОП) • Компоненты ОП и их характеристики • Образовательное пространство как система образовательных ситуаций • Модель образовательной ситуации • Типы образовательных ситуаций
Понятие «образовательное пространство». Оно вошло в научную лексику сравнительно недавно и стоит в одном ряду с понятием «образовательная среда», которое и использовалось в научной литературе уже давно. Довольно часто эти понятия употребляются как синонимы. В чем же различие этих понятии.' Среда — это внешняя по отношению к внутреннему миру личности область, наполненная значимыми для личности предметами и коммуникациями с другими личностями. Среда в этом смысле является совокупностью внешних возможностей для реализации внутренних потребностей личности. В самом общем виде образовательную среду можно определить как совокупность стабильных психолого-педагогических условий протекания образовательного процесса.
В содержательном плане образовательная среда — это устойчивая совокупность предметов и средств учебной деятельности, учебной информации, образовательных норм и регламента учебной коммуникации, с которой личность взаимодействует [6, с. 49]. Среда в своей основе - это данность, а не результат целенаправленной конструктивной деятельности человека. Следуя логике Н II Селивановой в выявлении сущности «воспитательного пространства», можно определить образовательное пространство как результат созидательной, сознательной и интегрирующей деятельности педагогов [3, с. 2871.
Введение наряду с понятием «образовательная среда» понятия «образовательное пространство» обусловлено становлением гуманистической парадигмы образования. Среда, как правило, рассматривается как воздействующий фактор в обучении и воспитании школьников, при том, что школьники занимают позицию объектов. Разумеется, учащиеся могут проявить свою субъект- ность, принимая или отклоняя какие-то элементы среды, но это происходит стихийно и может оказаться как полезным, так и вредным для личностного роста.
В гуманистической парадигме ребенок сам творит свою жизнь, является субъектом, поэтому необходимо целенаправленное преобразование среды в жизненное пространство ребенка, основанное на его взаимодействии с жизнью, событиями, другими людьми. В силу этого правомерно назвать такую преобразованную среду «образовательным пространством», подчеркивая этим субъектную позицию детей в таком образовании.
Таким образом, в образовательном пространстве (в отличие от образовательной средь,) педагоги и учащиеся участвуют в создании функционировании пространства как равноправные субъекты' Главный принцип развития образовательного пространства - это интеграция, т.е. процесс создания новых качеств объектов через диалектическое взаимодействие субъектов, процессов, структурных подразделений. Диалектическое взаимодействие ,ре « взаимодеиствие на основе разрешения противоречий между элементами одного рода (например, между различными методами)
вательнпгГпТ^351' ДаВЗЯ СПСЦиаль,юго определения образо'- 2 г РГИСТ1,а' Тем Не менее ^ркивает его важные особенности. Она говорит о том, что образовательное пространство «специально организованное», а также выделяет, в сущности его итеративный характер (хотя и не употребляет этот термин"' когда пишет что в нем ученик «осваивает разные виды и формы
ГбучеГи?[ГсД64ГЬНОСТИ>> В °ТЛИЧИе °Т °бЫЧНОГО пРеДметного
Можно представить интегративное образовательное пространство учебного учреждения как совокупность субъектов целей, содержания, ередств и процессов образовательной деятельности с заранее заданными характеристиками, в которой осуществляется диалектическое взаимодействие элементов на основе интеграции.
именной РаЗВИТИЯ - единство и борьба противоположностей именно в силу этого диалектическое взаимодействие составляю ших пространства является условием саморазвития с^ТгЕ-
^S?™" П°ЗИЦИИ УЧЗЩИХСЯ В НСМ обеспечивает
Психологическим механизмом, обеспечивающим личностное развитие обучающихся в таком образовательном процессе является диалектическое взаимодействие противоположных процессов- персонализации (выявления уникальной сущности Человека) и стереотипизации (вписывания личности в общепринятые нормы) Согласованность этих процессов обеспечивает механизм рефлексии, который отвечает за осознание личностью оснований своего поведения. Механизм персонализации лежит в основе поведения ™сТяСТеГ™ПИЗаЦИЯ СВЯЗаНа С ^ржанием отношений
личности, а рефлексия определяет уровень и особенности созна- мира Ш МСХаНИЗМЫ Ре^ируют освоение учащимися внешнего
Условием включения названных механизмов в работу является организация процессов «со» - соучастия, сотворчества со живания и т.д. «Бытие-с-другими» (со-бытие) есть та подлинная ситуация развития, где зарождаются специфически человеческие бодчиков)™' ФуНКЦИОНальные °Рганы субъективности (В. И.Сло-
Можно сказать, что сущностью интегративного образователь ого пространства является его с(,бьггийгк)-демг" ь ^ ыГх Г рактер, а его назначение заключается в ro^'S", учащегося «место встречи» его внутреннего мирГс внешним на основе диалектического взаимодействия запуская теТгпм,^ работу механизмов личностного развития В "ZToZnedZlu
стпанствоГпоГ15' ЧТ° ДОВОЛЬНО часто под образовательным пространством понимают организационно-пространственный (beно мен. При этом подчеркивается, что образовательное простпанс^во должно иметь развитую инфраструктуру, предостав^ГщуГде^ям и родителям свободу выбора содержания и способов поучения образования, т.е. пространство рассматривается ^ксовоГуГность материальных объектов, отвечающих за те или и^ьГе наппаЗия образования (образовательные учреждения у рад Г нительного образования, общественные органи'^ Т 'д )
про ™™а мы ВвГРНОСТЬ ТЭКОЙ ТРаКТ°ВКИ Образовательного пространства, мы вводим и придерживаемся психолого-лил-™ ческой интерпретации образовательного ^ос» ™" ,
жггг^....................... ^SS