Основные термины и понятия.
|
|
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
- Сравните следующие понятия: "усвоение", "учение", "научение", "учебная деятельность".
- Назовите систему деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт.
- Как трактуют понятия "научение", "обучение" и "учение" А.К. Маркова и Н.Ф. Талызина?
- Чем отличается точка зрения В.Д. Шадрикова по поводу научения от точки зрения Л.Б. Ительсона?
- Как трактовалось научение в отечественной психологии в советский период ее развития?
- Назовите основные теории научения.
- Назовите основные проблемы теории научения.
- Какие виды научения существуют в человеческом обществе?
- В чем суть бихевиористской концепции научения?
- Раскройте суть принципа подкрепления как главного пути управления процессом учения в теории оперантного поведения.
- В чем суть ассоциативно-рефлекторной теории научения?
- Чем отличаются когнитивные теории научения от бихевиористских и ассоциативно-рефлекторных?
- Назовите и дайте характеристику основным видам ассоциативного научения.
- Какие уровни научения принято выделять в психологии?
- В чем суть междисциплинарного подхода к учению?
- Охарактеризуйте учение как разновидность человеческой деятельности.
- Назовите основные теории учения в отечественной психологии.
- В чем суть деятельностного подхода к усвоению социального опыта?
- В чем суть теории поэтапного формирования умственных действий и понятий?
- Назовите основные операциональные теории усвоения социального опыта.
- Раскройте основные положения теории планомерного формирования умственных действий.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И/ИЛИ КУРСОВЫХ РАБОТ
- Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
- Основные теории научения.
- Проблемы теории научения.
- Виды научения у человека.
- Бихевиористская концепция научения.
- Ассоциативно-рефлекторная теория научения.
- Междисциплинарный подход к учению.
- Учение как разновидность человеческой деятельности.
- Основные теории учения в отечественной психологии.
- Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
- Основные положения теории планомерного формирования умственных действий.
ЛИТЕРАТУРА
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
- Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
- Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. Мн.; М., 2000.
- Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1970.
- Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1994.
- Орлов Ю.М. Научение. М., 1997.
- Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ | |
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html | Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ПИ РАО |
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html | Лаборатория психологии учения ПИ РАО |
http://www.psy.msu.ru/about/kaf/pedo.html | Кафедра педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ |
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1996/965/965030.htm | Статья Обуховой Л.Ф. "Две парадигмы в исследовании детского развития" |
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/996/996048.htm | Статья Фридмана Л.М. "Еще один взгляд на феномен Пиаже |
http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/951/951053.htm | Статья Павленко В.Н. "Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных действий" |