I. Организационный момент. Мы приглашаем всех в путешествие
Мы приглашаем всех в путешествие,
Где ждут чудесные происшествия,
Волшебные звуки, послушные дети,
Все то, что так редко бывает на свете.
II. Сообщение темы урока, постановка целей.
− Сегодня нас ждет удивительное путешествие в страну звонких и глухих согласных, правит в этой стране Господин Гласный. Он подготовил для вас задания, вы должны будет показать свои знания о парных звонких и глухих согласных.
III. Чистописание.
1. Разминка для пальцев.
Дружно выпрямим ладони,
Правой левую накроем.
Получился уголок.
Это буква «Г», дружок.
Ученики выпрямляют ладони, левую ставят вертикально, а правую − параллельно полу, под прямым углом к левой. Средние пальцы рук соприкасаются.
2. Работа в тетради.
На доске: Бб Зз Гг Жж Вв Дд Пп Сс Кк Шш Фф Тт
– Какие это буквы? (Согласные.)
– Что можете сказать о согласных на верхней строке? (Они звонкие.)
– А на нижней? (Глухие.)
– Чем отличаются звонкие согласные от глухих? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие состоят только из шума.)
Запись в тетрадях.
− Выделите самую правильную по каллиграфии букву.
− Вспомните, что вы узнали из азбуки о работе гласных букв?
IV. Введение в тему урока.
1. Грамматическая сказка.
− Но что это за шум? Это спорят согласные.
СПОР СОГЛАСНЫХ
− В таких словах, как маг, род, пруд, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, − твердили звонкие согласные.
− Нет, неправда. В этих словах (мак, рот, прут) нужно писать глухие согласные, − говорили глухие. Они не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки. Приуныли звонкие.
− Ребята, давайте им поможем и подберём проверочные слова к нашим словарным словам. Что для этого надо сделать? (Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)
− Что вы заметили в этих слова? (Эти слова звучат одинаково, а пишутся по-разному.)
− Как называются такие слова, кто запомнил? (Омофоны.)
− Спасибо, ребята, вы помирили звонкие и глухие согласные звуки.
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас слышат,
Но по-разному нас пишут.
Ведь важна не только внешность,
Потому не торопись:
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
V. Работа по теме урока.
− Господин Гласный вручает маршрутный лист, на котором указан путь нашего путешествия. Нас ждут: дремучий лес, горы, Бермудский треугольник, море, остров Безграмотных и Город Грамотейск − столица страны звонких и глухих согласных.
1. Лексико-орфографическая работа «Пиши правильно» (форзац тетради).
− Отправляясь в далекий путь, необходимо запастись провизией. Выпишите слова, проговаривая их орфографически. (Картофель, компот, лимон, морковь, пирог, яблоко.)
− Подчеркните опасные места, поставьте ударение. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?
− Назовите слова с парными согласными на конце.
− Какие способы проверки парных согласных на конце слова вы знаете?
Чтение «Как проверить…», учебник, с. 80.
2. «Дремучий лес». Работа по учебнику.
Познавательные УУД:общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике; развитие умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями; логические – установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:учитывание позиции собеседника.
Коллективная работа: комментированное письмо с объяснением выбора парной согласной.
Упражнение 44, с. 82.
Самостоятельная работа.
Упражнение 45, с. 82.
Физкультминутка
Маленькие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки − раз, два, три.
Вот и вся зарядка − раз, два, три.
Мягкая посадка − раз, два, три.
3. «Горы». Работа по карточкам.
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!
К. Чуковский
− Чтобы их преодолеть, надо выполнить задания по карточкам.
(Упражнения взяты из учебника на с. 82–83, карточка 1 (№ 43), карточка 2 (с. 83, стихотворение С. Маршака), карточка 3 (с. 82, стихотворение С. Маршака.)
Ученики объясняют правописание слов с парными согласными на конце, записывают слова в столбик и проверяют написание. Затем делают вывод о том, как проверить парный согласный на конце слова.
4. «Бермудский треугольник». Работа по учебнику.
Коммуникативные УУД:построение конструктивного взаимодействия с учетом позиции партнера (собеседника).
− Господин Гласный доволен вашей работой, но впереди нас ждет Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезают те, кто плохо учился в школе и не был дружен. Сможем ли мы благополучно миновать это место?
Упражнение 47, с. 84.
Ответ: ночь − 4 б., 3 зв.; ели − 3 б., 4 зв.
− Назовите случаи, когда буква «е» обозначает 2 звука. (В начале слова и после гласной.)
− Какие еще буквы могут обозначать два звука?
5. «Море». Работа по учебнику.
Упражнение 46, с. 83.
Но вот перед нами море,
Бушует, шумит на просторе.
− На берегу моря иностранное судно. Нам нужен переводчик для выполнения следующего задания, в котором надо восстановить буквенный облик слов, переводя текст с фонетического на обычный.
На доске:
Слышим Пишем Проверяем
[й’орш] … …
[й’ош] … …
[ч’иш] … …
[морш] … …
Учащиеся по желанию выходят к доске и пишут слова.
Гимнастика для глаз
– Смотрим вдаль – близко (имитация движений).
− Возьмите в руки бинокли, посмотрим, не виден ли остров? (В разных углах класса развешены фигурки морских обитателей. Ученикипо описанию находят их местоположение).
6. «Остров Безграмотных». Работа по тетради.
Задание 1, с. 43.
− А вот перед нами остров Безграмотных. Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Чтобы не остаться здесь, вы должны доказать, что хорошо знаете правила орфографии. Найдите ошибки и правильно запишите стихотворение.
Выполнение работы.
− Давайте спасем жителей этого острова. Построим мост, который вернет нас в столицу страны Глухих и звонких согласных звуков. Для этого составьте схемы предложений.
VI. Итог урока.
− Наше путешествие завершилось. Вот мы и добрались до города Грамотейска. Господин Гласный благодарит нас за проделанную работу. Мы показали, что многое знаем и умеем.
Мы – единая команда, и в нашем единстве – сила.
− Что особенно запомнилось?
– Успешной ли была ваша деятельность сегодня на уроке?
– Русский язык очень интересный. В нем много тайн и секретов, которые вам предстоит открыть на следующих уроках. А сегодня − урок окончен!
Урок 35
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ О ПРЕДЛОЖЕНИИ
Цель деятельности педагога:создать условия длязакрепления умений определять количество предложений по цели высказывания, списывать текст, соблюдая правила списывания.
Планируемые результаты образования: предметные:научатся различать предложение и слово, определять предложение по цели высказывания, списывать текст; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – осуществляют пошаговый контроль по результату под руководством учителя;познавательные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; коммуникативные – умеют договариваться, приходить к общему решению в учебном сотрудничестве; личностные УУД:имеют представление о причинах успеха в учебе; проявляют интерес к новому учебному материалу.
Сценарий урока
I. Чистописание.
1. Подготовка руки к письму.
Четыре пальца смотрят вверх,
Большой отставлен вбок.
А между пальцами теперь
Вставь карандаш, дружок.
Накрой их всех другой рукой −
Вот буква «Е» перед тобой.
Большой палец левой руки расположен перпендикулярно ладони. Остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.
Между указательным и средним пальцами зажат кончик карандаша, который расположен параллельно полу и направлен в ту же сторону, что u большой палец.
Выпрямленную правую ладонь дети ставят параллельно полу так, чтобы кончики средних пальцев правой и левой рук соприкасались.
2. Письмо букв и соединений.
− Сегодня на уроке мы нам предстоит вспомнить все, что изучали о предложении.
II. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
Познавательные УУД:общеучебные– формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике; логические – установление причинно-следственных связей.
Упражнение 48, с. 85.
− Что такое предложение? (Предложение − это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.)
− Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (Остановкой, паузой.)
− Как в письменной речи одно предложение отделяется от другого? (Начало предложения пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.)
2. Словарно-орфографическая работа.
Упражнение 49, с. 86.
3. Повторение правил списывания (см. урок 11).
Физкультминутка
МИШКА
Мишка по лесу гулял,
Мишка деток искал,
Долго, долго он искал,
Сел на травку, задремал.
Учащиеся на месте «идут», переваливаясь, изображая медведя.
Подремал медведь,
Садятся, «засыпают».
Пошел и ребяток он нашел.
Встают, «просыпаются», топают ножками, хлопают в ладоши.
Стали детки плясать,
Стали ножками стучать.
Мишка, мишенька, вставай,
С нами танец начинай!
4. Наблюдение над интонацией.
Прочитайте текст. Расставьте знаки препинания.
− Сова, почему не спишь (?!.)
− А ты, мышь, почему не спишь (?!.)
− Да жду, пока ты улетишь (?!.)
Объясните постановку знаков препинания в конце предложения.
5. Рубрика «Хочу все знать».
Работу голоса, его усиление, повышение и понижение ученые назвали научным словом интонация.
Предложение мы всегда произносим с какой-то интонацией, а его конец − с интонацией конца мысли. Чаще всего это небольшое понижение голоса, этим мы показываем, что мысль завершена.
В предложении мы выражаем мысль, чувства, о чем-то и что-то говорим, спрашиваем.
Пальчиковая гимнастика
ЦВЕТОК
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки.
Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь – вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
6. Работа по тетради (самопроверка).
Задание 3, с. 45.
Урок 36
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ПРЕДЛОЖЕНИИ
Цели деятельности педагога:создать условия для формирования навыков постановки знаков препинания в конце предложений, разных по цели высказывания, и обобщения знаний об особенностях деления слов на слоги и для переноса; способствовать развитию речи учащихся, мышления, наблюдательности за языковыми явлениями в учебных текстах, расширению их словарного запаса.
Планируемые результаты образования: предметные:научатся определять границы предложения, обозначать их на письме, делить слова на слоги, переносить слова по слогам с одной строчки на другую; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами;познавательные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; коммуникативные – строят понятные для партнера высказывания; задают вопросы с целью уточнения информации, необходимой для решения учебно-познавательной задачи; личностные УУД:знают и соблюдают основные моральные нормы поведения.
Образовательные ресурсы: иллюстрации на тему сказок; аудиозапись песен из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити».
Сценарий урока