I. Организационный момент. Мы приглашаем всех в путешествие

Мы приглашаем всех в путешествие,

Где ждут чудесные происшествия,

Волшебные звуки, послушные дети,

Все то, что так редко бывает на свете.

II. Сообщение темы урока, постановка целей.

− Сегодня нас ждет удивительное путешествие в страну звонких и глухих согласных, правит в этой стране Господин Гласный. Он подготовил для вас задания, вы должны будет показать свои знания о парных звонких и глухих согласных.

III. Чистописание.

1. Разминка для пальцев.

Дружно выпрямим ладони,

Правой левую накроем.

Получился уголок.

Это буква «Г», дружок.

Ученики выпрямляют ладони, левую ставят вертикально, а правую − параллельно полу, под прямым углом к левой. Средние пальцы рук соприкасаются.

2. Работа в тетради.

На доске: Бб Зз Гг Жж Вв Дд Пп Сс Кк Шш Фф Тт

– Какие это буквы? (Согласные.)

– Что можете сказать о согласных на верхней строке? (Они звонкие.)

– А на нижней? (Глухие.)

– Чем отличаются звонкие согласные от глухих? (Звонкие произносятся с голосом и шумом, а глухие состоят только из шума.)

Ÿ Запись в тетрадях.

− Выделите самую правильную по каллиграфии букву.

− Вспомните, что вы узнали из азбуки о работе гласных букв?

IV. Введение в тему урока.

1. Грамматическая сказка.

− Но что это за шум? Это спорят согласные.

СПОР СОГЛАСНЫХ

− В таких словах, как маг, род, пруд, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, − твердили звонкие согласные.

− Нет, неправда. В этих словах (мак, рот, прут) нужно писать глухие согласные, − говорили глухие. Они не унимались, потому что им хотелось, как говорится, взять власть в свои руки. Приуныли звонкие.

− Ребята, давайте им поможем и подберём проверочные слова к нашим словарным словам. Что для этого надо сделать? (Изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

− Что вы заметили в этих слова? (Эти слова звучат одинаково, а пишутся по-разному.)

− Как называются такие слова, кто запомнил? (Омофоны.)

− Спасибо, ребята, вы помирили звонкие и глухие согласные звуки.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас слышат,

Но по-разному нас пишут.

Ведь важна не только внешность,

Потому не торопись:

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

V. Работа по теме урока.

− Господин Гласный вручает маршрутный лист, на котором указан путь нашего путешествия. Нас ждут: дремучий лес, горы, Бермудский треугольник, море, остров Безграмотных и Город Грамотейск − столица страны звонких и глухих согласных.

1. Лексико-орфографическая работа «Пиши правильно» (форзац тетради).

− Отправляясь в далекий путь, необходимо запастись провизией. Выпишите слова, проговаривая их орфографически. (Картофель, компот, лимон, морковь, пирог, яблоко.)

− Подчеркните опасные места, поставьте ударение. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить?

− Назовите слова с парными согласными на конце.

− Какие способы проверки парных согласных на конце слова вы знаете?

Чтение «Как проверить…», учебник, с. 80.

2. «Дремучий лес». Работа по учебнику.

Познавательные УУД:общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике; развитие умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями; логические – установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:учитывание позиции собеседника.

Ÿ Коллективная работа: комментированное письмо с объяснением выбора парной согласной.

Упражнение 44, с. 82.

Ÿ Самостоятельная работа.

Упражнение 45, с. 82.

I. Организационный момент. Мы приглашаем всех в путешествие - student2.ru Физкультминутка

Маленькие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки − раз, два, три.
Вот и вся зарядка − раз, два, три.
Мягкая посадка − раз, два, три.

3. «Горы». Работа по карточкам.

И горы встают перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти,

А горы всё выше, а горы всё круче,

А горы уходят под самые тучи!

К. Чуковский

− Чтобы их преодолеть, надо выполнить задания по карточкам.

(Упражнения взяты из учебника на с. 82–83, карточка 1 (№ 43), карточка 2 (с. 83, стихотворение С. Маршака), карточка 3 (с. 82, стихотворение С. Маршака.)

Ученики объясняют правописание слов с парными согласными на конце, записывают слова в столбик и проверяют написание. Затем делают вывод о том, как проверить парный согласный на конце слова.

4. «Бермудский треугольник». Работа по учебнику.

Коммуникативные УУД:построение конструктивного взаимодействия с учетом позиции партнера (собеседника).

− Господин Гласный доволен вашей работой, но впереди нас ждет Бермудский треугольник. Здесь бесследно исчезают те, кто плохо учился в школе и не был дружен. Сможем ли мы благополучно миновать это место?

Упражнение 47, с. 84.

Ответ: ночь − 4 б., 3 зв.; ели − 3 б., 4 зв.

− Назовите случаи, когда буква «е» обозначает 2 звука. (В начале слова и после гласной.)

− Какие еще буквы могут обозначать два звука?

5. «Море». Работа по учебнику.

Упражнение 46, с. 83.

Но вот перед нами море,

Бушует, шумит на просторе.

− На берегу моря иностранное судно. Нам нужен переводчик для выполнения следующего задания, в котором надо восстановить буквенный облик слов, переводя текст с фонетического на обычный.

На доске:

Слышим Пишем Проверяем

[й’орш] … …

[й’ош] … …

[ч’иш] … …

[морш] … …

Учащиеся по желанию выходят к доске и пишут слова.

I. Организационный момент. Мы приглашаем всех в путешествие - student2.ru Гимнастика для глаз

– Смотрим вдаль – близко (имитация движений).

− Возьмите в руки бинокли, посмотрим, не виден ли остров? (В разных углах класса развешены фигурки морских обитателей. Ученикипо описанию находят их местоположение).

6. «Остров Безграмотных». Работа по тетради.

Задание 1, с. 43.

− А вот перед нами остров Безграмотных. Здесь живут те, кто пишет с ошибками. Чтобы не остаться здесь, вы должны доказать, что хорошо знаете правила орфографии. Найдите ошибки и правильно запишите стихотворение.

Ÿ Выполнение работы.

− Давайте спасем жителей этого острова. Построим мост, который вернет нас в столицу страны Глухих и звонких согласных звуков. Для этого составьте схемы предложений.

I. Организационный момент. Мы приглашаем всех в путешествие - student2.ru

VI. Итог урока.

− Наше путешествие завершилось. Вот мы и добрались до города Грамотейска. Господин Гласный благодарит нас за проделанную работу. Мы показали, что многое знаем и умеем.

Мы – единая команда, и в нашем единстве – сила.

− Что особенно запомнилось?

– Успешной ли была ваша деятельность сегодня на уроке?

– Русский язык очень интересный. В нем много тайн и секретов, которые вам предстоит открыть на следующих уроках. А сегодня − урок окончен!

Урок 35
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ О ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цель деятельности педагога:создать условия длязакрепления умений определять количество предложений по цели высказывания, списывать текст, соблюдая правила списывания.

Планируемые результаты образования: предметные:научатся различать предложение и слово, определять предложение по цели высказывания, списывать текст; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – осуществляют пошаговый контроль по результату под руководством учителя;познавательные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; коммуникативные – умеют договариваться, приходить к общему решению в учебном сотрудничестве; личностные УУД:имеют представление о причинах успеха в учебе; проявляют интерес к новому учебному материалу.

Сценарий урока

I. Чистописание.

1. Подготовка руки к письму.

Четыре пальца смотрят вверх,

Большой отставлен вбок.

А между пальцами теперь

Вставь карандаш, дружок.

Накрой их всех другой рукой −

Вот буква «Е» перед тобой.

Большой палец левой руки расположен перпендикулярно ладони. Остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.

Между указательным и средним пальцами зажат кончик карандаша, который расположен параллельно полу и направлен в ту же сторону, что u большой палец.

Выпрямленную правую ладонь дети ставят параллельно полу так, чтобы кончики средних пальцев правой и левой рук соприкасались.

2. Письмо букв и соединений.

− Сегодня на уроке мы нам предстоит вспомнить все, что изучали о предложении.

II. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

Познавательные УУД:общеучебные– формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике; логические – установление причинно-следственных связей.

Упражнение 48, с. 85.

− Что такое предложение? (Предложение − это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.)

− Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? (Остановкой, паузой.)

− Как в письменной речи одно предложение отделяется от другого? (Начало предложения пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.)

2. Словарно-орфографическая работа.

Упражнение 49, с. 86.

3. Повторение правил списывания (см. урок 11).

I. Организационный момент. Мы приглашаем всех в путешествие - student2.ru Физкультминутка
МИШКА

Мишка по лесу гулял,

Мишка деток искал,

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

Учащиеся на месте «идут», переваливаясь, изображая медведя.

Подремал медведь,

Садятся, «засыпают».

Пошел и ребяток он нашел.

Встают, «просыпаются», топают ножками, хлопают в ладоши.

Стали детки плясать,

Стали ножками стучать.

Мишка, мишенька, вставай,

С нами танец начинай!

4. Наблюдение над интонацией.

Прочитайте текст. Расставьте знаки препинания.

− Сова, почему не спишь (?!.)

− А ты, мышь, почему не спишь (?!.)

− Да жду, пока ты улетишь (?!.)

Объясните постановку знаков препинания в конце предложения.

5. Рубрика «Хочу все знать».

Работу голоса, его усиление, повышение и понижение ученые назвали научным словом интонация.

Предложение мы всегда произносим с какой-то интонацией, а его конец − с интонацией конца мысли. Чаще всего это небольшое понижение голоса, этим мы показываем, что мысль завершена.

В предложении мы выражаем мысль, чувства, о чем-то и что-то говорим, спрашиваем.

I. Организационный момент. Мы приглашаем всех в путешествие - student2.ru Пальчиковая гимнастика
ЦВЕТОК

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу. Развести пальцы и слегка округлить их. Развести пальцы рук. Ритмичное движение пальцами врозь – вместе. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

6. Работа по тетради (самопроверка).

Задание 3, с. 45.

Урок 36
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цели деятельности педагога:создать условия для формирования навыков постановки знаков препинания в конце предложений, разных по цели высказывания, и обобщения знаний об особенностях деления слов на слоги и для переноса; способствовать развитию речи учащихся, мышления, наблюдательности за языковыми явлениями в учебных текстах, расширению их словарного запаса.

Планируемые результаты образования: предметные:научатся определять границы предложения, обозначать их на письме, делить слова на слоги, переносить слова по слогам с одной строчки на другую; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами;познавательные – понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; коммуникативные – строят понятные для партнера высказывания; задают вопросы с целью уточнения информации, необходимой для решения учебно-познавательной задачи; личностные УУД:знают и соблюдают основные моральные нормы поведения.

Образовательные ресурсы: иллюстрации на тему сказок; аудиозапись песен из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити».

Сценарий урока

Наши рекомендации