Виды предложения по цели высказывания
ПО ИНТОНАЦИИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Ц е л ь: развивать умения различать предложения, содержащие сообщение, вопрос, просьбу, приказ, оформлять предложения на письме.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Над ш..рокой р..кой раскинулась радуга.
– Объясните правописание пропущенных букв.
– Спишите, выделите грамматическую основу, поставьте вопросы, подчеркните основу. Напишите, какой частью речи является каждое слово.
II. Формирование новых умений и навыков. Постановка проблемы и ее анализ.
– Определите границы предложений, расставьте знаки препинания.
Запись н а д о с к е:
Едят там вилками компот
Там пьют из чашек бутерброд
Из хлеба с сыром там котлеты
Из мяса свежего конфеты
С начинкой сладкой суп с фасолью
В тарелках все там варят с солью
(Едят там вилками. Компот
Там пьют из чашек. Бутерброд
Из хлеба с сыром. Там котлеты
Из мяса свежего. Конфеты
С начинкой сладкой. Суп с фасолью
В тарелках все там варят с солью.)
– Расставьте знаки препинания.
– Докажите правильность расстановки знаков.
– Что содержится в предложениях стихотворения: сообщение, вопрос, просьба?
– С какой интонацией произносятся эти предложения? (Невосклицательной.) О чем это говорит? (Если это повествовательное предложение, то оно произносится со спокойной интонацией, в конце его ставится точка.)
– Какие предложения по цели высказывания вы знаете еще?
Физкультминутка |
III. Уточнение сформированных учащимися обобщений по учебнику.
1. Формулировка правила о видах предложений по цели высказывания и интонации с опорой на таблицу. (Упр. 18, 19.)
2. Коллективное выполнение работы. (Упр. 20.)
– Каким по цели высказывания является каждое предложение?
IV. Итог урока.
Учитель:
– Известен факт такой переписки французского писателя В. Гюго со своим издателем. Закончив писать свой роман «Отверженные», Гюго послал рукопись книги издателю, приложив к нему письмо без слов. Вместо слов на листке бумаги стоял большой вопросительный знак. Ответ не замедлил себя ждать. В ответном письме издателя на листке бумаги вместо слов стоял большой восклицательный знак.
– Как вы думаете, почему они поняли друг друга?
Домашнее задание.Упражнение 23.
Урок 5
СЛОВО
Ц е л ь: уметь применять знания о частях речи, определять по вопросам лексическое и грамматическое значение.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.(Дети проговаривают хором.)
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу. (Демонстрируют.)
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
Аз, буки, веди страшат, что медведи.
– Поясните смысл пословицы. Запишите.