Тема: Предложение как единица речи. Виды предложений оп цели высказывания.

Цели: актуализировать знания о предложении как единице речи; развивать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из слов, правильно оформлять предложения на письме.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. — уме­ние с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (Чтение и анализ сочинений.)

III. Актуализация знаний

— Подберите к каждому прилагательному противоположное по значению и запишите его с тем же существительным

Трудный вопрос, частый лес, твёрдая глина, широкий мост, высокий человек, длинные каникулы, густой суп, горький напиток.

— Какая орфограмма встретилась во всех подобранных вами прилагательных? (Парный согласный в корне.)

— Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.

— Расскажите соответствующее правило.

— Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчерк­ните в них орфограммы.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Составьте предложение с любым словосочетанием, запишите

— Докажите, что вы записали предложение. (Предложение выражает законченную мысль.)

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Повторить, что мы знаем о предложении, научиться отличать предложения от словосочетаний, групп слов, составлять предложения из слов, вспомнить, какие бывают виды предло­жений.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 12 (с. 13).

— Прочитайте стихотворение.

— Что вы почувствовали, когда читали эти строки? (Восхище­ние, восторг, мы любовались картинами природы.)

— Нарисуйте словесную картинку к стихотворению. Какие эпитеты, сравнения вам помогли её представить? (Розовеет небо, звёзды тают, как снежинки.)

— Какие слова употреблены в переносном значении? С чем сравниваются небосвод, звёзды?

— Назовите предложение, состоящее из одного слова. Можно ли назвать это слово предложением? Докажите. (Предложе­ние — это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.)

— Прочитайте остальные предложения. Сколько слов в каж­дом предложении? Назовите в каждом предложении глав­ные члены.

— Найдите слова, произношение которых расходится с напи­санием. Объясните их написание.

— Как выделяются границы предложения на письме? Прочи­тайте предложения выразительно.

— Напишите стихотворение по памяти. (Взаимопроверка, взаимооценка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 13 (с. 13).

— Прочитайте.

— Можно ли данные группы слов назвать предложениями? (Нет. В них нарушен порядок, слова не связаны между собой.)

— Составьте из каждой группы слов предложения.

— Какая часть слова служит для связи слов? (Окончание.)

— Назовите предлоги. Какую роль они играют в предложе­нии? (Служат для связи слов в предложении.)

— Можно ли назвать эти предложения текстом? (Это текст, так как все предложения объединены общей темой «Осень».)

— Составьте ещё два-три предложения на эту тему.

— Как на письме обозначают границы предложений? (Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце пред­ложения ставится точка.) (Запись предложений с комментированием.)

Упр. 14 (с. 14).

— Прочитайте стихотворение.

— Почему оно вызывает улыбку?

- Как обозначаются границы предложений в устной речи? (С помощью интонации.)

— Прочитайте стихотворение, интонационно выделяя конец предложений.

— Запишите текст стихотворения строфой, обозначая грани­цы предложений.

(Взаимопроверка.)

Дополнительное задание: выучить стихотворение и рассказать его у доски.

VIII. Рефлексия

— Спишите текст, разделяя его на предложения. Озаглавьте текст. Подчеркните в словах проверяемые безударные гласные.

Быстро летело время наступила осень от инея пожелтели берёзки покраснели осины вода в реке потемнела холодный осенний ветер обры­вал листья с деревьев небо часто покрывалось тяжёлыми облаками шёл мелкий дождь стаи птиц неслись на юг. (Проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

— Какую языковую единицу можно назвать предложением?

— Как отличить предложение от группы слов, от словосоче­тания?

— Как обозначаются границы предложений в устной и пись­менной речи?

Домашнее задание

Упражнение из рабочей тетради (по выбору учителя).

Наши рекомендации