Выполняется после проведения семинара по проектной деятельности!
Материалы для семинара
1. Определим ключевые слова по теме «Метод проектов»
Задание 1. Просмотрите опорный конспект и обратите внимание на ключевые слова, выделенные курсивом.
- Метод проектов возник в начале нынешнего столетия в США.
- Его называли также методом проблем.
- Основоположники метода проектов Дж. Дьюи и В.Х.Килпатрик.
- Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании
- Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях.
- Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни.
- Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска
- Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века
- Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, занимавшаяся разработкой метода проектов.
- Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
Задание 2. Работа в малых группах. Выпишите слова, являющиеся, с Вашей точки зрения, ключевыми к понятию «метод проектов». Обоснуйте Ваш выбор.
1.
2.
3.
4.
5.
Задание 3. Продолжите предложения, сформулировав собственное понимание нижеследующих понятий:
а) Метод – это…..
б) Проект – это….
в) Проблема – это…
г) Проблемная ситуация – это…
Задание 4. Внимательно изучите текстовую информацию в нижеследующей таблице. Выделите ключевые слова. Обсудите разницу в словарных и педагогических значениях понятий, которые Вы будете использовать при изучении темы «Метод проектов».
Словарное значение | Педагогическое значение | |
1. | Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо. (Словарь русского языка, С.И. Ожегов). | Метод - совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания. |
2. | Проект - 1. разработанный план сооружения; 2. Предварительный текст какого-либо документа; 3. Замысел, план. (Словарь русского языка, С.И. Ожегов). Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов; замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта (проф. Е.С. Полат) | Учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. |
3. | Проблема – задача, требующая разрешения, исследования. (Словарь русского языка, С.И. Ожегов). Проблема - ( от греч. рroblema - - задача, задание) – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблема, как и задача, берет свое начало в проблемной ситуации. (Словарь «Психология» под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, М., 1990) | Проблема – задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации. |
4. | Проблемная ситуация – содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы. (Словарь «Психология» под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, М., 1990) | Проблемная ситуация - обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения. |
Задание 4. Заполните пропуски в таблице.
Таблица к заданию 4.
№№ | Метод проектов – это… |
1. | В основе метода проектов лежит ……………………… учащихся, умение самостоятельно …………………………, ориентироваться в информационном пространстве, развитие …………………………….., умение увидеть, сформулировать и решить …………... |
2. | Говоря о методе проектов, то имеем в виду именно способ ………………………………… через детальную разработку …………….. (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым …………………………, оформленным тем или иным образом |
3. | Метод проектов всегда предполагает решение какой-то ……………………. Решение …………….. предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных ………………………, средств обучения, а с другой, - необходимость ……………………… знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. |
4. | Учебный проект – это совместная …………………………, творческая или игровая ……………… учащихся-партнеров, имеющая общую ………, согласованные …………, способы деятельности, направленная на достижение ………………… по решению какой-либо ………………, значимой для участников проекта[1]. |
Задание 5. Найдите в Интернет-источниках и обсудите в группе реально проведенный учебный проект с точки зрения наличия этих ключевых понятий и реализации тех целей (достигнуты – не достигнуты и почему), которые были поставлены учителями-разработчиками проекта. Заполните таблицу к заданию 5. Оцените в баллах 1 (плохо) , 2 (удовлетворительно), 3 (хорошо) возможность реализации ключевых понятий учебного проекта в рассматриваемых Вами примерах.
Таблица к заданию 5.
Название проекта: 1 – 3 балла | |
Учебная деятельность: | |
познавательная | |
исследовательская | |
творческая | |
Наличие проблемы | |
Нацеленность на результат | |
Достижение целей |
После выполнения задания 5 доложите о достигнутых выводах. Не забудьте аргументировать свои решения. Каждая группа высказывается в течение 1 минуты.
Задание 6. Каждый слушатель готовит список из 3-4 тем, соответствующих тематическому планированию, которые могли бы стать темой проектов, интересной для учащихся.
Задание 7. Сформировавшаяся под тему мини- группа разрабатывает формулировки возможных проблем будущего проекта. Прежде чем приступить к выполнению задания, внимательно прочитайте следующий материал.
Проблема – задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа, требующая исследования и поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации.
Проблемная ситуация - обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения.
Примеры проблем:
Проект «Мусор нашего города» поднимает проблему утилизации мусорных отходов больших городов. Возможная формулировка проблемы учащимися: «Пожар на помойках или чем я дышу», «Куда девается мусор и чистая вода моего колодца», «Городские свалки и инфекционные болезни моих сверстников».
Проект «Транспорт нашего города» поднимает проблемы: 1. проблема организации транспортных потоков в большом городе, 2. проблема психологической комфортности пассажиров городского транспорта; 3. проблема грузовых и пассажирских перевозок в большом городе. Возможные интерпретации вышеназванных проблем учащимися: «Городские пробки и мои опоздания в школу», «Ночная разгрузка товаров под моим окном», «Инфекции и столпотворения в городском метро» и т.д.
Формулировки учащихся больше походят на названия проектов, но если они отвечают всем требованиям определения понятия «проблема» (см выше), то есть имеют противоречие, лично затрагивающее учащегося, требующее исследования и поиска решений, вынуждающее учащихся деятельно познавать новое – то это и есть самая настоящая проблема учебного проекта.
Внимание! Общую проблему проекта учитель формулирует для себя и учащимся ее не озвучивает (например, проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду). Конкретную проблему будущего исследования должны сформулировать САМИ УЧАЩИЕСЯ! (например, «Куда девается мусор и чистая вода моего колодца»). Задача учителя незаметно (методом наводящих вопросов) подвести участников проекта к формулировке проблемы. Поэтому на этапе планирования проекта мы, учителя-координаторы проекта, можем лишь предположить возможные варианты формулировок проектных проблем.
Задание 9. В таблице ниже приведена общая форма структуры и этапов учебного проекта. Пользуясь информацией, полученной на первом занятии, спланируйте учебную деятельность учащихся по разрабатываемому Вами проекту.
Структура и этапы учебного проекта | Вероятные варианты | Время, используемые методы |
Определение темы проекта | ||
Формулировка проблемы учителем | ||
Формулировки возможных вариантов проблем учащимися | ||
Выдвижение гипотез решения сформулированных проблем, распределение задач по группам, формирование групп | ||
Определение названия проекта. | ||
Формулировка дидактических целей проекта | ||
Формулировка методических задач | ||
Обсуждение алгоритма (плана) работы группы | ||
Обсуждение возможных методов исследования каждой группой. | ||
Обсуждение возможных источников информации, инструкция о заполнении папок директории «Источники», сообщение об авторском праве | ||
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. | ||
Самостоятельная работа групп по выполнению заданий. | ||
Подготовка презентации по отчету о проделанной работе (промежуточные результаты). Самостоятельная работа. | ||
Промежуточное обсуждение полученных данных. | ||
Продолжение выполнения заданий группами, самостоятельная работа. | ||
Защита и оппонирование полученных результатов и выводов. | ||
Внутренняя оценка работы каждого участника группы. | ||
Внешняя оценка работы групп. |
Задания 10. Разработайте список материалов, которые с точки зрения слушателей могут понадобиться для работы над проектом.
Итак, мы разработали структуру проекта и спланировали этапы работы. Какие источники и документы могут понадобиться учителю-координатору при подготовке и учащимся при работе над проектом? Посмотрите на таблицу еще раз и попробуйте предположить, какая информация и из каких источников может Вам понадобится на каждом этапе работы. Работа в группах.
Этапы учебного проекта | Используемые учителем / учащимися материалы в процессе подготовки и работы над проектом |
1. Определение темы проекта | |
Формулировка проблемы | |
Формулировки возможных вариантов проблем | |
Выдвижение гипотез их решения, распределение задач по группам, формирование групп | |
Определение названия проекта. | |
Формулировка дидактических целей проекта | |
Формулировка методических задач | |
Обсуждение алгоритма (плана) работы группы | |
Обсуждение возможных методов исследования каждой группой. | |
Обсуждение возможных источников информации, инструкция о заполнении папок директории «Источники», сообщение об авторском праве | |
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. | |
Самостоятельная работа групп по выполнению заданий. | |
Подготовка презентации по отчету о проделанной работе (промежуточные результаты). Самостоятельная работа. | |
Промежуточное обсуждение полученных данных. | |
Продолжение выполнения заданий группами, самостоятельная работа. | |
Защита и оппонирование полученных результатов и выводов. | |
Внутренняя оценка работы каждого участника группы. | |
Внешняя оценка работы групп. |
Задание 11. Основным критерием любого этапа учебного процесса (урока, этапа урока, лабораторной работы, самостоятельно или контрольной работы и пр.) является достижение поставленных учителем дидактических и методических целей. При разработке структуры и этапов учебного проекта (задание 9) Вы определили дидактические и методические цели проекта. Теперь, когда проект готов к воплощению, попробуйте оценить реальность выполнения поставленных Вами целей в начале разработки проекта:
Поставленные цели | Прогноз их достижения в % к идеалу | Возможные препятствия для достижения поставленных целей |
Формулировка дидактических целей проекта: 1. 2. | ||
Формулировка методических задач 1. 2. 3. 4. |
Задание 12.Определение педагогической эффективности проекта.
Представим себе, что проект прошел успешно. Каждая группа учащиеся собрала необходимую для решения проблемы их проекта информацию. Учащиеся обработали данные, провели исследование, сделали выводы, предложили пути решения проблемы, представили результаты своей работы на заключительной конференции, заработали очки и баллы. Настала очередь учителей-координаторов ответить на вопрос: какова же педагогическая эффективность всей учебной деятельности учащихся, перечисленной выше? Для этого надо определиться, что мы понимаем под термином «педагогическая эффективность учебного проекта».
Педагогическую эффективность учебного проекта мы понимаем как успешную реализацию поставленных дидактических целей и решения методических задач проекта, которые были сформулированы на подготовительном этапе, и ради решения которых и была организована деятельность учащихся в рамках учебного проекта.
Таким образом, при определении педагогической эффективности учебного проекта мы должны ответить на вопросы:
а) были ли достигнуты ВСЕ поставленные дидактические цели,
б) были ли решены ВСЕ поставленные методические задачи проекта,
в) в рамках достижения вышеупомянутых целей и решения методических задач, какие компетентности и ЗУН были сформированы у учащихся.
Поставленные цели | Реальное достижение целей в % к идеалу | Причины НЕдостижения поставленных целей |
Формулировка дидактических целей проекта: 1. 2. | ||
Формулировка методических задач 1. 2. 3. 4. |
После проведения проекта полезно сравнить, насколько прогнозируемые результаты совпадают с реальными. Это позволит более тщательно подходить к разработке дидактических целей учебных проектов в будущем.
Задание 13. Представьте себе, что подготовленный Вами проект проведен и завершен. Посмотрите на него со стороны, глазами внешнего эксперта. Оцените проект по трехбальной системе (1 – плохо, 2 – удовлетворительно, 3 – хорошо). Занесите результаты в таблицу. После выполнения задания обсудите полученные результаты, особо обращая внимание на аргументацию полученных данных
Таблица к заданию 12. Параметры внешней оценки.
Параметры внешней оценки | Баллы | |
1. | адекватность изучаемой тематике | |
2. | значимость проблемы | |
3. | целесообразность используемых методов исследования | |
4. | корректность обработки собранных данных | |
5. | степень активности каждого участника | |
6. | коллективность принимаемых решений | |
7. | характер взаимоотношений в работе, взаимовыручка и поддержка; | |
8. | доказательность предлагаемых решений, четкость выводов | |
9. | эстетика оформления результатов проекта | |
10. | умение отвечать на вопросы оппонентов | |
ИТОГО: |
Подсчитайте количество баллов по предложенной ниже схеме, и смело выставляйте оценку за проект.
Максимальное количество баллов - 30 (100%).
Более 20 набранных баллов соответствует 70% и оценке 3 (удовлетворительно).
Более 24 набранных баллов соответствует 80% и оценке 4 (хорошо).
Более 27 набранных баллов соответствует 90% и оценке 5 (отлично).
Отчет и представление проекта
Задание 14. Работа в группах. Прочитайте и обсудите следующий материал. Какую форму отчета Вы выбрали бы для своего проекта и почему? Аргументируйте свой выбор.
Поскольку все материалы к проекту собраны, но сам проект с учащимися не проводился, то заключительную часть по методической разработке проекта (отчетность) придется проводить по «виртуальным», предполагаемым итогам. Отчет о проведенном проекте обычно делается после завершения работы над проектом учителем-координатором на педсовете или совещании методистов, или научно-практической конференции. Вид оформления результатов гипотетически проведенного проекта любой. Это может быть презентация в POWER POINT или публикация, которую Вы раздадите участникам конференции для наглядности и поддержки вербально воспринимаемого доклада, или же веб-страница. Выбор вида оформления презентации – за группой.
Если же группа выбрала публикацию, как форму отчета, то поясняющий одну иллюстрацию текст не должен превышать объема в 5-8 предложений. Возможности веб-сайта не ограничивают творческий полет и фантазию слушателей. Иллюстрации, мультимедийные объекты и краткие пояснения выносятся на первую страницу, а поясняющий текст, графика и прочее с помощью гиперссылок на другие.
Форма отчета | Аргументы |
1. презентация в POWER POINT | |
2. публикация | |
3. веб-страница | |
4. другое |
Однако прежде, чем приступать к оформлению отчета, необходимо собрать содержательный материал.
Рекомендуемая схема отчета: 1) отчет о подготовительном этапе, 2) о ходе работы, 3) полученных результатах и 4) педагогической эффективности проекта
Задание 15. Эта же схема (отчет о подготовительном этапе, о ходе работы, планируемых результатах и педагогической эффективности проекта) подойдет для представления планируемого проекта, который Вы предлагаете провести в школе. Цель данной презентации: убедить коллег в необходимости и полезности разработанного Вами проекта для решения конкретных дидактических и методических задач.
Просмотрите весь материал к проекту (УМП) и отберите ключевые моменты подготовительного этапа работы над проектом. Кратко изложите их в пояснениях рядом с кадром. В кадре, представленном ниже, опишите зрительный ряд, который будет сопровождать текстовое пояснение. В нижних строчках кадра напишите подпись к зрительному ряду. Например, так как в Кадре 1:
1). Подготовительный этап
Кадр 1.
___________________________________
|
(сопровождающий текст за кадром): Школа № N, города N-ска представляет общешкольный проект «Транспорт Мегаполиса». Авторы проекта: учитель математики Иванов И.И., учитель русского языка Петрова А.А. и т.д. В проекте принимали участие: учащиеся 7, 8,9 классов. Техническую поддержку оказывали учащиеся 10-11 классов Сидоров Саша, Полещук Ваня.__________________________
__________________________________
Кадр 2, 3, 4...
_________________________________
|
___________________________________
___________________________________
__________________________________
______________________________________________________________
2). Представление хода работ по проекту.
Задание 16. Представьте себе ход работы над проектом. Отберите 3-4 важных с Вашей точки зрения момента, для включения этой информации в отчет. Оформите пустые кадры так же, как и в задании 15.
Поскольку этот этап работы с учащимися не проводился, то нам придется представить себе, опираясь на структуру и этапы проекта, весь ход работы по проекту и кратко его описать, проиллюстрировав свой рассказ 2-3 объектами («фотографиями с уроков», «записью интервью», «видео-сюжетом» и т.д.), которые в большом количестве можно найти в Интернете.
Кадр 1
|
___________________________________
__________________________________
_________________________________
___________________________________
____________
Кадр 2
|
___________________________________
___________________________________
__________________________________
___________________________________
______
3). Представление планируемых результатов
Задание 17. Этот этап проекта тоже виртуален. Но разработанные Вами, уважаемые слушатели, материалы предоставляют возможность вообразить, сколько ученических групп работало, над какими проектами, какие данные собрали, к каким выводам пришли, какие оценки внешних экспертов получили. Эти ключевые моменты и нужно отразить в отчете-презентации. Рекомендуется уложить всю вышеупомянутую информацию в 2-4 минуты, также проиллюстрировав какими-либо мультимедийными объектами.
Кадр 1
|
___________________________________
__________________________________
___________________________________
____________
Кадр 2
|
___________________________________
___________________________________
__________________________________
___________________________________
___________________________________
Отчет и представление проекта
4). Планируемая педагогическая эффективность проекта.
Задание 18. Оформите пустые слайды ответами на вопросы, подкрепив их вескими аргументами:
а) были ли достигнуты поставленные дидактические цели,
б) были ли решены поставленные методические задачи проекта,
в) в рамках достижения вышеупомянутых целей и решения методических задач, какие какие компетентности и ЗУН были сформированы у учащихся.
Кадр 1
|
___________________________________
___________________________________
__________________________________
___________________________________
____________
Кадр 2
|
___________________________________
___________________________________
__________________________________
___________________________________
____________
Задание 19. Оформите презентацию в Power Point. Распределите, кто в группе будет представлять проект: один человек или каждый член команды представляет свой раздел. Время на подготовку и оформление 15 минут.
Задание 20.Представьте свой будущий проект. Время презентации – 3 минуты.
Задание по ТК Разработка одной из форм внеурочной деятельности
Критерии оценки:
Методическая грамотность 0-2 балла
Соответствие формы содержанию, доказательство необходимости использования выбранной формы 1 балл
Логика и последовательность этапов, возможность достижения целей и задач 1 балл
Учет возрастных особенностей 1 балл
Творческий подход, оригинальность 1 балл