Цель и задачи исследования
Цель — это один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, она помогает ему мысленно предугадывать результат предстоящей деятельности и способы его реализации с помощью доступных средств и методов. Цель объединяет различные действия человека в некоторую последовательность, в систему. Успешное решение цели и задач выдвигает новые вопросы для исследования или же необходимость углубления ранее проведенных исследований с помощью более совершенных методов и с более высоких теоретических и методологических позиций. Осуществить поставленную цель — значит снять проблемность исследуемого вопроса (кандидатские диссертации) или решить сложную экономическую, политическую или социально-культурную проблему (докторские диссертации).
Цель исследования конкретизируется постановкой частных задач. Ими определяются границы, в пределах которых намечается достижение поставленной цели. Задачи решаются в логической последовательности и взаимосвязи. Решение каждой из задач отражается в выводах или в заключении по всей работе. Количество задач зависит от сложности исследуемого вопроса или проблемы. В кандидатских диссертациях их бывает не более трех-четырех, в докторских — до десяти. Каждая из задач может включать ряд вопросов. Например, ставится задача изучить (оценить) координацию движений у детей 7 — 9 лет. Это можно сделать с помощью специальных физических упражнений и аппаратных методов. В такой постановке задачи уже содержатся два подхода к ее решению. С помощью каждого из этих методов можно изучить способности детей:
согласовывать движения различными звеньями тела (симметричные однонаправленные и разнонаправленные, последовательные и асимметричные движения);
согласовывать перечисленные выше движения в усложненных условиях (после умственного и физического утомления, после скоростных и силовых упражнений, после мышечной работы на выносливость, на фоне эмоционального возбуждения или угнетения и др.);
соразмерять движения во времени, в пространстве и по мышечному усилию в обычных, а также в усложненных условиях и т.д.
Методы исследования
Проблемность исследуемого вопроса (проблема) может быть снята с помощью специально подобранных или разработанных методов. Снять проблему (в нашем примере) означает разработать такие методы развития мышечной силы у юных гимнастов, которые бы позволили им успешно овладевать силовыми упражнениями, входя-
щими в программу данного спортивного разряда, и доказать полезность развития мышечной силы для их здоровья и проявления других способностей (гибкости, координации движений и др.). Теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности таких методов является новым вкладом в теорию и практику физического воспитания и в развитие мышечной силы у детей, дает возможность применения их в занятиях с лицами пожилого возраста.
Метод — способ построения или обновления системы научного знания. Метод может включать в себя несколько методических приемов или даже их систему. Так, например, в метод создания предварительного представления о вновь изучаемом упражнении входит система методических приемов: название, показ, объяснение назначения и техники исполнения упражнения, опробование. Каждый из этих методических приемов имеет свое назначение, свою теорию и философию (см. гл. 6).
Методы исследования подбираются или специально разрабатываются в соответствии с предметом исследования, теорией, заложенной в основу научной работы, гипотезой, целью и частными задачами. Многообразие научных методов познания принято условно делить на три категории.
К первой категории относится диалектический метод. Это всеобщий метод познания. Сюда можно отнести теорию отражения как основу теории познания, системно-структурный анализ при изучении сложных явлений.
К второй категории относятся методы, которые используются не одной какой-то наукой, а целым рядом или даже всеми науками. Это общие методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и логический методы, эксперимент, аналогия, моделирование, формализация и др.
К третьей категории относятся методы, применяемые в конкретных дисциплинах, в том числе и в гимнастике: анализ и обобщение опыта передовой практики и литературных данных, наблюдение, беседа и анкетирование, эксперимент (оценка и развитие двигательных и психических способностей, личностных свойств с помощью гимнастических упражнений). Могут применяться и другие, более сложные методы.