Определение средств обучения и их классификации
Средства целостного педагогического процесса – совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления образовательного процесса. В современной учебной литературе [4; 5; 6; 7; 9 и др.] в отношении данного термина нет разногласий. Под средствами обучения понимают материальные и идеальные объекты, которые “помещены” между учителем и учащимися и используются для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности.
Средства обучения обладают разнообразными дидактическими возможностями:
– организуют восприятие и наблюдение учеником реальной действительности;
– оказывают влияние на сенсорную сферу школьника, в результате чего развивается наблюдательность, мышление, воображение;
– стимулируют познавательную и творческую активность;
– обеспечивают долговременное запоминание:
– способствуют наполнению обобщений конкретным содержанием;
– повышают качество усвоения и понимания воспринимаемого материала.
Для лучшего осознания сущности и специфики дидактических средств полезно представить их классификации:
– по назначению:
◦ источник информации (учебник, хрестоматия и т. д.);
◦ инструмент освоения учебного материала (микроскоп, транспортир и т. д.);
– по адресности:
◦ средства учения (для обучающегося);
◦ средства преподавания (для педагога);
– по уровню применения:
◦ на уровне урока (для изучения только одной конкретной темы);
◦ на уровне учебного предмета (глобус – для обучения географии, мяч – физической культуре, лакмусовая бумага – химии и т. д.);
◦ на уровне образовательного процесса (доска и маркеры, мультимедийный проектор, видеодвойка и т. д.);
– по видам:
◦ материальные (объемные и графические пособия, технические средства и т. д.);
◦ нематериальные (речь, мимика, пантомимика, знания, умения, опыт и т. д.).
Именно последняя классификация средств обучения (см. рис. 7) является наиболее распространенной, поэтому рассмотрим ее подробнее.
Рис. 7. Классификация средств обучения
Напомним, что нематериальные средства являются важными средствами осуществления педагогического общения. Они уже были рассмотрены ранее (см., например: Педагогика: в 5 ч.: Ч. 2: учебно-методический комплекс: учеб. пособие / авт.-сост. А.Г. Ряписова. – Новосибирск: НГПУ, 2007. + CD-ROM; Ряписов, Н.А. Основы педагогического общения: учеб.-метод. пособие / Н.А. Ряписов, А.Г. Ряписова. – Новосибирск: НГПУ, 2004).
В основе данной систематики, разработанной С.Г. Шаповаленко [7, с. 387], материальные средства обучения подразделяются на две группы: натуральные объекты (растения, животные, минералы и т. д.) и средства изображения и отображения, представленные объёмными и графическими пособиями (нередко их называют наглядными средствами обучения), а также разнообразными техническими средствами.
Технические средства обучения включают как средства, давно пришедшие в образовательный процесс, так и средства новых информационных технологий (компьютер, компьютерные сети, интерактивное видео, средства мультимедиа и т. п.). Для столь распространённых теперь в образовательной практике технических средств обучения характерны следующие преимущества:
– информационная насыщенность;
– возможность преодоления временных и пространственных границ;
– показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
– реальность отображения действительности;
– выразительность, богатство изобразительных приемов.
Классифицировать технические средства обучения можно по самым разным основаниям. Например:
· по функциональному назначению:
– для передачи учебной информации (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, магнитофоны, радиоустановки, музыкальные центры, радиоузлы, кинопроекторы и киноустановки, телевизоры, видеомагнитофоны);
– для контроля знаний (перфокарты, кассеты, специальные компьютерные программы);
– тренажерные (учебно-тренировочные устройства, содержащие программы действий, составленных на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности);
– для обучения и самообучения (обеспечивающие предъявление учебной информации, самоконтроль усвоения знаний и автоматический анализ правильности);
– вспомогательные (экран, электронная доска, указка, радиомикрофон, устройства для затемнения кабинетов, перемещения плакатов);
– комбинированные (лингафонные устройства, замкнутые учебные телевизионные системы, компьютерные системы);
· по принципу устройства и работы (механические, электромеханические, оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные);
· по роду обучения (технические устройства индивидуального, группового и поточного пользования);
· по логике работы (с линейной, разветвленной и комбинированной программой);
· по характеру воздействия на органы чувств (визуальные, аудиальные и аудиовизуальные);
· по характеру предъявления информации (экранные, звуковые и экранно-звуковые).