Лекция № 7. Культурно-просветительная, социальная работа в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война необратимо изменила
естественный ход жизни. Война стала бытом миллионов. Люди не только сражались, погибали, работали сверх всяких сил – они жили в условиях войны: фронта, тыла оккупации, плена. Окопы, землянки, блиндажи, лесные партизанские лагеря, короткие привалы в поле, деревенской избе, полуразрушенном пригороде, бесконечные эшелоны. В этих экстремальных условиях естественно изменилось и бытие художественной культуры.
Великая Отечественная война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей, Великая Отечественная война была огромным испытанием и для культурно-досуговых учреждений.
Резко сократились ассигнования на содержание сферы культуры, уменьшилась ее сеть. Перестройка культурно-просветительной работы с мирного на военный лад началась с первых дней войны, и проводилась, прежде всего, в действующей армии.
Накануне Отечественной войны в стране насчитывалось 108 тысяч клубов и 77 тысяч массовых библиотек с книжным фондом в более 64 млн. экземпляров, что позволяло охватить культурным обслуживанием широкие массы трудящихся.
Лозунг «Все для фронта! Все для победы!» коснулся всех учреждений культуры, основным содержанием работы которых стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущностей фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным положением.
Уже во второй половине 1941 г. количество клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению с предвоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушла значительная часть профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры стали базой военных госпиталей, воинских частей и эвакуированного населения. Перестройка работы культурно-досуговых учреждений в соответствии с требованиями военного времени осуществлялась на основе приказа Наркомпроса РСФСР «О работе политико-просветительных учреждений в военное время».
Коренным образом изменились условия работы. Люди с утра до вечера находились на производстве, был увеличен рабочий день, продлена рабочая неделя, отменены отпуска. В этих условиях учреждения культуры вынуждены были отказаться от привычных форм и методов работы.
Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники, гуляния и др.
Проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки о положении на фронте. Культработники организовывали коллективное слушание сводок Совинформбюро, шли в цеха, в поле, на фермы.
Проводились также беседы и доклады о текущем моменте, о международном и внутреннем положении страны, чтение газетных статей и очерков.
Среди известных авторов особой популярностью пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, К. Симонов, М. Шолохов, И. Эренбург и др. Большое эмоциональное впечатление на слушателей оказывали встречи работников тыла с фронтовиками, которые организовывали клубные работники.
Основным содержанием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев, изб-читален на основе перестройки стало разъяснение характера и цели войны, освещение ее хода, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза.
Учреждения культуры пропагандировали героические подвиги советских людей в тылу и на фронте; тема патриотизма стала ведущей в их деятельности.
Несмотря на все трудности военного времени значительно расширилась сфера влияния клубов, библиотек и музеев, их работа была перенесена в цеха, красные уголки домоуправлений, полевые станы, бомбоубежища, метро, агитпункты вокзалов, в воинские части, госпитали, на призывные пункты военкоматов по месту жительства.
Работа культурно-досуговых учреждений стала носить передвижной характер. В июне 1941 г. было создано Совинформбюро, сводки которого широко использовались клубами и библиотеками. Были созданы самые разнообразные передвижные учреждения культуры : походные клубы,
агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки, агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитсани, агитпункты. В полной мере использовался опыт передвижной работы времен гражданской войны.
Основными направлениями деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры в тылу в годы войны стали:
агитационно-пропагандистская,
оборонно-массовая работа,
проведение широкой справочной работы,
участие учреждений культуры в подготовке для народного хозяйства рабочих массовых профессий в условиях, когда мужчин на производстве заменили женщины и подростки, а также развитие новых форм художественной самодеятельности как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами и организации отдыха и досуга людей в условиях тяжелого труда.
Значительную работу с населением проводили музеи. Государственный исторический музей (Москва) развернул в 1941 г. 38 выставок-передвижек в рабочих клубах и красных уголках предприятий, в Доме Союзов, в парке культуры и отдыха им. Горького, в музеях страны. Сотрудники свердловского музея в 1941-42 гг. провели 180 лекций, на которых присутствовало около 200 тыс. слушателей.
Спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных памятников. Спасение и охрану культурных ценностей народ рассматривал как свой высокий патриотический долг.
Работники библиотек, картинных галерей и музеев совершили героический подвиг, организуя эвакуацию культурных ценностей, порой рискуя собственной жизнью. В музеях, библиотеках, художественных галереях хранились памятники культуры мирового значения. Работая днем и ночью, работники учреждений культуры отбирали, тщательно упаковывали и отправляли в глубокий тыл все, что представляло большую ценность.
Были вывезены экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. единиц фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Шла огромная и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры. Все это осуществлялось при участии рядовых работников учреждений культуры.
Учреждения культуры проводили работу по сбору теплых вещей для фронтовиков, организовывали вечера-посиделки, на которых женщины пряли шерсть, вязали теплые носки и варежки для воинов, а в это же время кто-нибудь рассказывал о положении на фронте, читал статьи или рассказы о воинах-героях. Читались вслух письма с фронта. Вдовы и солдатки самоотверженно трудились на полях. Поддержка их морального духа, уверенности в победе было также делом работников культурно-досуговых учреждений.
Военные условия требовали создания мобильных групп, фронтовых бригад, способных выступать в любых условиях фронта и тыла. Изменился репертуар: в нем преобладала политическая направленность, концертные номера и одноактные пьесы посвящались героической борьбе Красной Армии, трудовым подвигам в тылу, действиям партизан и подполья в тылу врага. Значительное место отводилось и лирической теме.
В концертах и тематических программах фронтовых бригад воспитывались патриотические чувства, звучал призыв к защите Родины,
В условиях удлиненного рабочего дня и изнурительного труда художественная самодеятельность являлась неизменным средством организации досуга миллионов людей.
Характерные процессы военного времени повлекли за собой сокращение коллективов художественной самодеятельности. В военное время все жанры были сконцентрированы в агитбригаде, концертной бригаде. Особый интерес в их программах проявлялся к произведениям малых форм: скетчам, отдельным сценкам, стихам, песням, частушкам. Из классических произведений использовались главным образом те, в которых отражалось героическое прошлое русского народа.
В коллективах художественной самодеятельности до минимума сократилась учебная работа и увеличилось количество концертных выступлений. Радость и наслаждение доставляли людям выступления артистов- профессионалов, концертных бригад из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов.
В связи с тем, что в тяжелых условиях войны у части населения возродились религиозные взгляды, наблюдается рост религиозной обрядности, крещений, венчаний, похорон, служения молебнов в поле, проведения религиозных праздников, в учреждениях культуры усиливается под нажимом партийных организаций антирелигиозная пропаганда.
В целях радикального улучшения работы по перевозке и пересылке писем и печати в Красную Армию и улучшения работы почтовой связи в стране - Государственный Комитет Обороны постановляет:
1. Обязать НКПС:
а) включить почтовые вагоны в составы всех скорых, пассажирских и товарно-пассажирских поездов;
б) в случае скопления значительного количества почтовых отправлений и печати и невозможности перевозки их в обычных почтовых вагонах, выделять по требованию органов НК Связи товарные вагоны, прицепляя их к прямым маршрутным поездам.
2. запретить дальнейшую мобилизацию автотранспорта и конского поголовья, занятого на перевозке почтовой корреспонденции и печати.
3. Ввести с 22 августа 1941г. обязательную платную трудовую повинность населения для обеспечения бесперебойной перевозки и доставки почты и печати на внутриреспубликанских (внутриобластных и внутрирайонных) почтовых трактах.
Отдых и досуг солдат и офицеров Красной Армии в годы Великой Отечественной войны как и вся их повседневная жизнь в этот период, существовали и развивались на нескольких взаимопересекающихся линиях:
1. Организованные и самодеятельные формы;
2. Коллективные и индивидуальные;
3. Идеальные и утилитарные составляющие.
Отдых и досуг, развиваясь в контексте событий войны – как один из факторов, обеспечивших конечную победу СССР в войне.
Годы Великой Отечественной войны доказали жизненную силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали испытания войной, они стали дополнительным оружием в борьбе за победу. Война потребовала от работников культуры большой оперативности, гибкости в работе, использования новых форм и методов работы с людьми. Простота, доходчивость, эмоциональность и наглядность - вот тот идеал, к которому стремились работники учреждений культуры при организации досуговой деятельности. В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.