Культурно-просветительная работа в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы

С началом войны резко сократились ассигнования на содержание клубов, библиотек, ДК, уменьшилась их сеть. На фронт ушла значительная часть профессиональных работников культуры.

Перестройка жизни шла под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!». Деятельность УК была подчинена организации масс на защиту Родины и решение насущных народнохозяйственных проблем. Основным содержанием деятельности УК в военное время стало разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны. УК пропагандировали героические подвиги советских людей, тема патриотизма стала ведущей в их деятельности. Изменился и режим работы УК, проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки газет, небольшие концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками. Были созданы передвижные учреждения: походные клубы, агитэскадрильи, агиткатера, агитпоезда, библиотеки-передвижники и т.д.

Основными направлениями деятельности УК в тылу в годы войны стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа, проведение широкой справочной работы, развитие художественной самодеятельности, как средства духовной мобилизации народа на борьбу с фашистами. Работки УК шли в цеха, в поле, на фермы и там разъясняли людям смысл военных событий. Особой любовью у народа пользовались писатели-фронтовики: Н. Тихонов, М.Шолохов и др.

КДУ широко использовали наглядные материалы, в том числе карты, плакаты, отражающие ход военных действий, фотовитрины, «Листовки-молнии», «боевые листки», освещали успехи на фронте, трудовые достижения в тылу. Работники УК писали письма на фронт за малограмотных, наводили справки о судьбе близких и родных.

Бесценным делом работников УК было спасение культурных ценностей, исторических, художественных и литературных ценностей.

Культработники в госпиталях проводили концерты для раненых, читали им книги газеты, проводили беседы, писали письма родным и близким.

Особое значение занимала художественная самодеятельность, которая явилась средством отдыха миллионов людей. В репертуаре преобладала патриотическая тематика.

В 1943-44гг. был проведен всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в котором участвовало более 500 человек. В репертуаре сельских коллективов были частушки, любимые военные песни «Катюша», «Землянка» и др.

Распространенными формами работы УК на фронте были проведение бесед на различные темы, с использованием наглядных средств – плакатов, листовок, портретов героев, фотовыставок боевых действий и т.д. Для ведения работы с воинамив условиях войны использовались радио и громкоговорящие установки. Передавались сводки Совинформбюро, песни, концерты, грамзаписи. За время войны состоялось более 6мле. Киносеансов, успехом пользовались: «Они защищали Родину»,»Народные мстители». Перед киносеансом проводились беседы.

В ноябре 1944 года было принято постановление «О мерах по улучшению работы изб-читален, сельских клубов и РДК». Предусматривались меры по восстановлению закрывшихся в годы войны УК.

В период 1946-70 гг. возросли временные затраты людей на осуществление КДД, повысилась доля занятий интеллектуального содержания, больше времени сало уделяться чтению газет, журналов, художественной литературы, прослушиванию радио, просмотру телепередач, посещению кино, театров, концертных и выставочных залов, и это было особенностью, свойственной всем категориям населения.

Первые послевоенные годы характеризовались усиленной работой по восстановлению разрушенных УК, осуществлялось строительство новых объектов. Расширялась сеть КДУ. Остро стоял вопрос о подготовке кадров, создавались факультетов просветительной работы и художественных специальностей.

В 1945-1970 гг. деятельность КДУ обогатилась новым содержанием по всем направлениям деятельности. Стала развиваться лекционная работа, проводились «тематические вечера».

Социально-культурные процессы советского периода до начала

Х гг.

Культурно-просветительная работа перестраивается в соответствии с задачами мирного времени. В ее организации практические работники постоянно сталкиваются с материально-техническими и организационными трудностями. В 1948 году создается общественная научно-просветительная организация - «Общество по распространению политических и научных знаний» Отделения этого общества открываются во всех регионах страны В культурно-просветительных и образовательных учреждениях продолжает жестко доминировать парадигма идейно-политического воспитания. Клубы и другие учреждения культуры как центры массовой агитационно-пропагандистской работы занимаются организацией в широких масштабах производственно-техни ческой, сельскохозяйственной пропаганды, а также просвещением в сфере литературы и искусства. Негативное влияние на развитие культуры в стране оказали постановления ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства (1946-1948 годов). Постановление «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» стало поводом для новой волны «запретительства» и репрессий в среде творческой интеллигенции. Усиливались репрессии и по отношению к целым народам, отдельным социальным группам, слоям общества. Однако независимо от этой общей политической ситуации в организации культурно-просветительной работы находят отражение первые ростки общественных начал; развивается художественная самодеятельность, усиливается интерес к народным праздниками гуляниям. Предпринимаются меры по расширению системы подготовки и повышения квалификации кадров культпросветработников. В 1953 году образуются Министерство культуры СССР и министерства культуры союзных республик, территориальные органы управления учреждениями культуры на местах Разоблачение культа личности оказало прямое влияние на начало процесса демократизации культурно-просветительной работы Этот период характеризуется усилением внимания к вопросам истории культурно-просветительской работы, теоретического осмысления актуальных проблем ее содержания, организации и методики XX съезд КПСС стал знаменательной вехой в социально-культурной жизни общества. На социально-психологический климат общества оказали влияние «оттепель» середины 50-х годов, реабилитация репрессированных, имевшие важное политическое, нравственное, социально-культурное значение.Эти годы отмечены усилением внимания широкой общественности к культурно-просветительной работе, повышением ответственности руководителей предприятий за состояние материальной базы культуры. Расширяется сфера деятельности государственных и общественных союзов, комитетов, обществ, комиссий социально-культурной направленности. В центре и на местах развивается и укрепляется система социальной помощи населению. Социальные реформы касаются многих сторон жизни. Возрастает роль профсоюзов, комсомола, общественных комиссий и советов в культурно-просветительной и социальной работе. Наблюдается широкий размах разнообразных по содержанию досуговых форм деятельности. Возрождаются и становятся поистине массовыми и традиционными праздники песни, молодежи в прибалтийских республиках; праздники «Русская зима», «Деньлуга», «Русская березка», «Сабантуй» и др. Растет сеть народных университетов, народных театров, общественно-политических объединений («Прометей», «Красная гвоздика», «Родина» и др.), клубов ветеранов труда, объединений любителей театра, музыки, кино и литературы. Развиваются семейные формы досуга В работе культпросветучреждений большое место занимает пропаганда революционных, боевых и трудовых традиций. В стране утверждается практика регулярного проведения всесоюзных фестивалей и смотров самодеятельного искусства, народного творчества Совершенствуется система высшего и среднего специального культурно-просветительного образования. В то же время возобновляются проявления репрессивной политики по отношению к религии, религиозным деятелям и верующим. На рубеже 70-80-х годов нарастают негативные процессы в экономике, социальной и духовной сферах Торможение процессов демократизации в обществе, в том числе и в культурнопросветительной работе, сказывается на деятельности культпросветучреждений, в которой проявляются формализм, стремление к количественным показателям Многие учреждения культуры оказываются оторванными от запросов и интересов населения в сфере досуга Невысока и социальная, и воспитательная эффективность культурно-просветительной работы Культурно-просветительной работе этого периода особенно присуща «всеохватность» содержания, перевес идеологических, производственных мероприятий. Она направлена, в первую очередь, на идеологическое обеспечение социалистического соревнования экономического образования трудящихся, поддержку «школ коммунистического труда»Создание и деятельность клубных и библиотечных централизованных систем, районных и сельских культурных комплексов, культурно-спортивных комплексов способствовали развитию интеграционных процессов в этой сфере. Отмечается более активное участие сельских школ в культурно-просветительной работе Повсеместно расширяется сеть детских (подростковых) клубов В сельской местности появляются филиалы и спутники театров и филармоний, клубы - спутники крупных Дворцов культуры промышленных предприятий. Перестраивается и методическое руководство культурно-просветительной работой и народным творчеством В областях, краях и республиках создаются научно-методические центры на-__ родного творчества и культпросветработы. Благодаря их поддержке в стране возникло множество народных коллективов, народных театров и музеев. Принимаются новые документы, нормативные акты о деятельности клубных учреждений, клубов по интересам, социально-культурных объединений. Широкое развитие приобретают самодеятельные формы творчества населения. Легализуются самые различные по профилю общественно-политические движения, естественнонаучные, религиозные, художественные и другие объединения. Появляются сравнительно новые типы культурно-досуговых учреждений: центры досуга, центры эстетического развития детей и юношества, молодежные культурные центры и др. Социально-экономические реформы имели свои последствия. Повсюду шла борьба с пьянством и алкоголизмом, нарушениямитрудовой дисциплины. Обострился ряд экономических, н ациональных, социально-культурных проблем. Дефицит продовольствия, товаров, услуг, снижение уровня жизни населения стали стабильными явлениями. Целый ряд организационно-управленческих и методических мер свидетельствует о начале глубокой перестройки культурно- просветительной работы, которая включала решение таких проблем, как демократизация системы управления и деятельности, ориентация на социальную досуговую деятельность, на .переосмысление принципов и функций культурно-просветительной работы, развитие и внедрение нового хозяйственного механизма, ориентация на социализацию детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, расширение диапазона изучения запросов и потребностей различных групп населения в сфере свободного времени и др. В конце 80-х годов встал вопрос о необходимости подготовки педагогических кадров для социально-культурной сферы. Исследования, проводившиеся Российской академией образования, доказали востребованность введения института социальных педагогов и социальных работников. В соответствии с принципом преемственности культурно-просветительная работа органично перерастает в составную часть социально-культурной деятельности. Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурной ситуации в России. Реформирование экономики не сгладило, а наоборот, существенно обострило экономические, национальные, социально-культурные проблемы. Государственная (федеральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь обретают конкретные организационные формы. Значительно возрастает удельный вес международных, федеральных, местных фондов, программ социально-культурной поддержки, развития. Принятие Закона РФ о культуре (ноябрь 1992 года) явилос первой за многие годы попыткой придать сфере культуры нормативно-правовое обеспечение и повлиять на социально-культурную жизнь общества, Экономическая ситуация в стране 90-х годов имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры, досуга: закрытие клубов, сокращение бесплатных услуг, резкое сокращение бюджетных ассигнований, падение уровня жизни населения. В то же время происходят структурные и функциональные изменения в системе управления организациями, учреждениями социокультурной сферы на федеральном, региональном, местном уровнях. В социально-культурной, досуговой сферах интенсивно развивается коммерческий сектор. Многие факты и явления рубежа XX-XXI веков свидетельствуют о возрастании роли и значения религии в социально- культурной жизни общества. В этот период существенно обостряются и частично решаются проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы. Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е годы потребовало расширения классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусств. Введение Государственных образовательных стандартов стимулировало обновление содержания многих учебных курсов, введение новых образовательных технологий. Многоуровневость образования стала требованием дня. Возникла необходимость в дополнительном профессиональном образовании. Многие проблемы высшего образования в сфере культуры решаются путем введения платного обучения, сосуществования государственных и негосударственных учебных заведений, создания сети филиалов вузов в различных регионах страны.

Наши рекомендации