Лекция № 8. Культурно-просветительная работа и социальная работа

В 1945 – 1955 годах

Основной задачей послевоенного периода являлось восстановление народного хозяйства, в т.ч. и учреждений культуры, разрушенных в годы войны.

Клубы, библиотеки, музеи, особенно на оккупированных территориях были разграблены, использова­лись не по назначению.

Государственные органы также час­то использовали клубы и другие учреждения культуры под госпитали, склады для хранения продовольствия и оружия.

Необходимо было не только восстановить существо­вавшие ранее учреждения культуры, но и открыть новые, осо­бенно в районах которые наиболее пострадали в годы войны.

В это период отмечается большая инициатива самого населения по восстановлению предприятий, фабрик, заводов, железных дорог, зданий учреждений досуга.

Программа работы по дальнейшему укреплению систе­мы культурно-просветительных учреждений была намечена в Четвертом (первом послевоенном) пятилетнем плане раз­вития народного хозяйства СССР, утвержденном Верхов­ным Советом СССР 18 марта 1946 г.

Пятилетний план пре­дусматривал не только восстановление разрушенных во время войны культпросветучреждений, но и значительное расширение их числа.

Одним из важнейших документов, положенных в основу дея­тельности культпросветучреждений, было постановление ЦК ВКП(б) «Об агитационно-пропагандистской работе партийных организаций в связи с принятием Закона о пя­тилетнем плане восстановления и развития народного хо­зяйства СССР на 1946—1950 гг.».

В постановлении подчер­кивалось, что разъяснение трудящимся задач послевоен­ной пятилетки и мобилизация советских людей на выполнение и перевыполнение нового пятилетнего плана является не кратковременной кампанией, а органической составной частью всей агитационной и пропагандистской работы на предстоящий период.

ЦК ВКП(б) «предлагал организовать для трудящихся лекции, доклады и беседы о новом пятилетнем плане, по вопросам развития промыш­ленности и транспорта, сельского хозяйства, об основной экономической задаче СССР, путях завершения строительства социалистического общества и постепенного переходи к коммунизму, о роли советской науки.

В 1945 году произошло реформирование политико-просветительной работы, которая была выделена из системы образования в самостоятельную сферу и стала называться «культур­но-просветительная работа».

В Рос­сийской Федерации был создан Ко­митет по делам культурно- просветительных учреждений при Совете народных комиссаров РСФСР и соответствующие органы на местах.

Начался процесс выработ­ки новых приоритетов в содержании работы, подготовке кадров, разме­щении сети учреждений по терри­тории страны.

Предпринимались меры для улучшения материально- технического состояния учреждений и повышения престижа профессии.

Наряду с методами агитации и про­паганды в работе учреждений стал использоваться метод клубной (ху­дожественной) драматургии

Всё это дает основание считать 1945 год на­чалом нового этапа в истории культурно-просветительной работы.

В 1945 году произошло реформирование политико-просветительной работы, которая была выделена из системы образования в самостоятельную сферу и стала называться «культур­но-просветительная работа». В Рос­сийской Федерации был создан Ко­митет по делам культурно- просветительных учреждений при Совете народных комиссаров РСФСР и соответствующие органы на местах.

Начался процесс выработ­ки новых приоритетов в содержании работы, подготовке кадров, разме­щении сети учреждений по терри­тории страны. Предпринимались меры для улучшения материально- технического состояния учреждений и повышения престижа профессии.

Наряду с методами агитации и про­паганды в работе учреждений стал использоваться метод клубной (ху­дожественной) драматургии. Всё это дает основание считать 1945 год на­чалом нового этапа в истории культурно-просветительной работы.

Партия и правительство считали необходимым иметь в каждом краевом и областном центре дом народного творчества, краевую или областную библио­теку, краеведческий музей, лекционное бюро; в районном центре — дом культуры, районную библиотеку, лекторскую группу; в селе — клуб или избу-читальню, сельскую биб­лиотеку (стационарную или передвижную) или пункт выда­чи книг.

В октябре 1945 г. был создан важный методический
центр культурно-просветительной работы — Государственное издательство культурно-просветительной литературы (Госкультпросветиздат), в задачу которого входил выпуск научно-просветительной литературы, книг и брошюр в по­мощь лектору, различных наглядных пособий, репертуара для художественной самодеятельности и т.д.

Сразу после создания Комитета одной из его первоочередных задач рассмат­ривалось улучшение культурного обслуживания населения, отмечалась запущенность этой работы, звучал призыв не бояться «культурничества, так как после тяжелых военных лет люди хотят отдохнуть, развлечься».

Коми­тет поддерживал развитие культурно-досуговой работы, в районных Домах культуры была введена долж­ность массовика-затейника.

После постановлений 1946 г. данное на­правление работы стало рассматри­ваться как безыдейное, а термин «развлечение» приобрел отрица­тельный смысл, его перестали ис­пользовать в научной и учебно- методической литературе.

Должно­сти массовиков-затейников в куль­турно-просветительных учреждениях были упразднены.

Сразу после создания Комитета одной из его первоочередных задач рассмат­ривалось улучшение культурного обслуживания населения, отмечалась запущенность этой работы, звучал призыв не бояться «культурничества, так как после тяжелых военных лет люди хотят отдохнуть, развлечься».

Коми­тет поддерживал развитие культурно-досуговой работы, в районных Домах культуры была введена долж­ность массовика-затейника.

После постановлений 1946 г. данное на­правление работы стало рассматри­ваться как безыдейное, а термин «развлечение» приобрел отрица­тельный смысл, его перестали ис­пользовать в научной и учебно- методической литературе.

Должно­сти массовиков-затейников в куль­турно-просветительных учреждениях были упразднены.

Победа советских людей в Великой Отечественной войне придала им оптимизм, веру в будущее своих детей, отсюда - душевный подъем и желание самовыражения.

™ В послевоенный период широкое распространение получили:

тематические вечера (вечера-встречи, вечера-чествования, вечера-портреты, вечера боевой и трудовой славы, вечера-митинги, вечера-репортажи, вечера вопросов и ответов),

устные журналы, включающие в свои программы и страницы методы эмоционального воздействия на личность.

В домах культуры создаются народные университеты, общественно-политические кружки, ставшие базой для пропаганды знаний среди населения.

- Выступление стахановцев, новаторов производства, инженерно-технических или сельскохозяйственных специалистов.

- Выставки продукции производства.

- Литературно-музыкальные композиции, демонстрация световых газет, кадров из документальных кинофильмов.

Пропаганда стахановского движения, совмещения профессий, скоростных методов работы на нескольких станках занимали видное место в социально-культурной деятельности.

Развитие в эти годы массовых форм культурно-досуговой деятельности - праздни­ков и народных гуляний, фестивалей и смотров художественной самодеятельности.

С конца 50-х годов возродились «воскресные чтения».

Среди-молодежи началось движение за создание молодежных клубов, вызванных к жизни VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов и Всесоюзным фести­валем советской молодежи. Популярными среди этой категории населения были также «Клубы любознательных», «Клубы интересных встреч», «Клубы занимательных встреч». При Дворцах и Домах культуры, клубах стали создаваться устойчивые группы людей, объединенных общим интересом к какому-либо деятельности.

Это были «любительские клубы» и «клубы по интересам», возникли клубы любителей музыки, поэзии, литературы, клубы кинолюбителей, радиолюбителей, фотолюбителей, любителей науки, техники, природы, спорта, туризма, клубы коллекционеров.

В Москве организовано в 1947 году Всесоюзное общество по рас­пространению политических и научных знаний, получившее впоследствии название: Всесоюзное общество «Знание».

Оно стало школой народного просвещения и оказало методическую помощь в улучшении лекционной работы в учреждениях культуры.

В сталинской системе модифицированной политико-просветительной работы происходит полная переориентация социального мышления с рационального на иррациональное, опирающееся на идеологические догмы.

Отрицая существование бога, культпросветработники не поднялись до положительного в духовности человека, что наносит ущерб его сознанию и поведению и в настоящее время.

Первоочередное внимание в годы четвертой пятилетки было уделено восстановлению и расширению сети школ.

Строительство школ велось усилиями государства, колхозов, кооперативов, самодеятельностью трудящихся.

В стране всеобщего семилетнего образования создавались благоприятные условия для роста активности масс.

Большое развитие получили школы рабочей и сельской молодежи, в которых без отрыва от производства получили среднее образование юноши и девушки, не сумевшие окончить школу в годы войны.

В1958 г. был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Согласно закону, в СССР вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование.

Закон предусматривал, что полное среднее образование молодежи, начиная с 15—16-летнего возраста, должно осуществляться в средних учебных заведениях на основе соединения обучения с производительным трудом.

Школы ФЗО, ремесленные железнодорожные, строительные училища были преобразованы в дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет

В послевоенные годы в больших масштабах развернулась подготовка специалистов высшей и средней квалификации

В короткий срок было восстановлено более 300 вузов и строилось большое число новых. Были приняты меры к повышению качества обучения студентов: пересмотрены учебные планы и программы, созданы новые.

Особое внимание было уделено организации подготовки специалистов по отраслям новой техники.

ЦК ВКП (б) осуществил ряд мер, направленных на повышение уровня преподавания общественных наук, играющих первостепенную роль в идейно-политическом воспитании будущих специалистов. Решающее значение имело обеспечение кафедр марксизма-ленинизма высококвалифицированными кадрами преподавателей. Важную роль в их подготовке играла Академия общественных наук при ЦК партии, созданная в 1946 г., а также институты повышения квалификации преподавателей марксизма-ленинизма при Московском, Ленинградском и Киевском университетах.

В 50-х годах была проделана большая работа по коренному улучшению подготовки, распределения и использования специалистов. Проведено укрупнение вузов за счет объединения родственных вузов и факультетов.

Увеличился прием студентов для подготовки специалистов по дефицитным специальностям.

В 1957 г. были изменены условия приема в вузы: право преимущественного поступления было предоставлено лицам, имеющим стаж практической работы после окончания средней школы, и демобилизованным из Советской Армии.

Для подготовки их к вступительным экзаменам была создана широкая сеть подготовительных курсов.

С 1956 г. была отменена плата за обучение в вузах.

Около 80% студентов получали государственные стипендии и более 50% пользовались государственными общежитиями.

Все это способствовало более успешному решению задачи подготовки специалистов для страны.

За 1946—1958 гг. вузы выпустили около 2,6 млн. специалистов, а средние специальные учебные заведения — 4403 тыс. специалистов. Было ликвидировано отставание с подготовкой инженерно-технических и агротехнических кадров.

В послевоенный период были приняты меры по улучшению подготовки кадров для учреждений культуры.

В 1949-50 гг. в Московском, Ленинградском и Харьковском библио­течных институтах были открыты факультеты культпроеветработы для подготовки работников высшей квалификации, развивалась сеть областных культпросветшкол.

В послевоенный период Коммунистическая партия уделяла большое внимание идеологической работе, развитию всех средств коммунистического воспитания. Огромный размах приняла пропаганда марксизма-ленинизма: в 1951 г. был закончен выпуск четвертого издания Сочинений В. И. Ленина.

В послевоенные годы большое распространение получили двухгодичные университеты марксизма-ленинизма. Повсеместно на предприятиях, учреждениях создавались кружки по изучению истории Коммунистической партии.

Неуклонно росли ассигнования по государственному бюджету на культурно-просветительную работу (в 1958 г. па эти цели было ассигновано почти в два раза больше, чем в 1950 г.).

Значительно выросла сеть культурно-просветительных учреждений, количество издаваемых книг, газет, журналов и их тиражи. Это были могучие средства в руках партии и государства в деле коммунистического воспитания народа, повышения его культурного и политического уровня. Возросла роль радио и телевидения.

В те годы в стране была создана система управления, основанная на жестком централизме, детальном регламентировании деятельности.

В тех особых условиях она обеспечила решение в кратчайшие сроки таких стратегических задач, на которые в развитых странах ушли десятилетия.

Централизованный характер управления еще более усилился в годы войны. В основном он был сохранен и в условиях послевоенного восстановления, что не могло не отразиться на социально-культурной сфере.

Сложившийся в этот период культ личности тормозил воспитательное влияние учреждений культуры на людей. Массовые репрессии оказали пагубное воздействие на духовное развитие личности.

Культ утверждал догматический способ мышления, авторитарность суждений, уход от реальных жизненных проблем и противоречий, их осмысления и объяснения.

В сознание людей, механизмом внедряется антигуманная психология культа личности, идеология, которая становится оружием идолослужения, воздействия на умы, поглощающим собой духовную сферу деятельности.

Коммунистическая партия рассматривала культуру прежде всего как средство обслуживания идеологической сферы и особенно зорко следила за тем, чтобы в ней не обнаружились явления, противоречащие официальным идеологическим установкам.

В 1946 году центральный комитет коммунистической партии принял ряд постановления о литературе, музыке, театре, кино ("О журналах "Звезде" и "Ленинград", "О репертуаре драматических театров к мерах по его улучшению", "Об опере В. Мурадели "Великая дружба", "О кинофильме "Большая жизнь" и др.). преследующих цель борьбы с "формализмом" в художественно культуре как течением, чуждым принципам "социалистического реализма".

В адрес видных деятелей литературы и искусства (среди них были имена А. Ахматовой, М. Зощенко. Д. Шостаковича, С. Прокофьева) выдвигались обвинения в "аполитичности" и "безыдейности" .

Все, что не вписывалось в рамки официально признанных представлений о "советском искусстве", обозначалось терминами "формализм", "модернизм

В эти годы был ликвидирован Музей нового западного искусства, содержащий великолепную коллекцию Французских художников-импрессионистов конца Х1Х-начала XX вв.,

- закрыт музей скульптора А. Голубкиной,

-упразднен институт прикладного и декоративного искусства, руководимый А.Дейнекой к т.д.

Борьба с "космополитизмом" развернулась первоначально также в области культуры. Поводом послужила опубликованная 28 января 1949 г. в газете "Правда" статья под заголовком "Об одной антипатриотической группе театральных критиков".

В ней группа искусствоведов подверглась жестокой критике за скептицизм и неверие в возможности советского театра.

Они представлялись как "безродные космополиты", проявляющие "низкопоклонничество"перед Западом" и растлевающие своими идеями театральную молодежь.

С театра "борьба с космополитизмом" перекинулась затем и на другие сферы искусства.

Во второй половине 40-х годов работники кино создали ряд патриотических фильмов, посвященных героическому подвигу советского народа в войне с фашизмом: «Встреча на Эльбе», «Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке», «Подвиг разведчика» и др. В ряде фильмов советские киномастера создали замечательные образы выдающихся русских ученых, деятелей культуры и искусства, воспитывающие чувство гордости за великий русский парод; «Мичурин», «Академик Иван Павлов», «Мусоргский». Появились удачные картины о жизни советских людей («Возвращение Василия Бортникова», «Сельская учительница»).

С середины 50-х годов киноискусство переживает большой подъем.

Выросло число киностудий. Быстро растет число художественных фильмов (в 1958 г.—108);

- расширилась тематика, жанровое разнообразие выпускаемых фильмов.

Большое место в тематике художественных фильмов этих лет заняло героическое революционное прошлое («За власть Советов», «Сорок первый», «Коммунист», «Огненные версты», «Добровольцы», «Трудное счастье»). Несколько фильмов было посвящено образу Ленина («Семья Ульяновых», «Рассказы о Ленине»).

Героизм, проявленный советским пародом в годы Великой Отечественной войны, оставался постоянной темой советского киноискусства.

Ряд фильмов создан на эту тему («Бессмертный гарнизон», «Летят журавли», «Красные листья», «Ленинградская симфония» и др.).

Но центральной темой советского кино являлся показ современника («Высота», «Наш двор», «Поэма о море», «Разные судьбы», «Весна на Заречной улице», «Дорогой мой человек» и многие другие).

Советские киномастера осуществили экранизацию ряда произведений советской и классической литературы: «Тихий Дон» М. Шолохова, «Сестры» и «Восемнадцатый год» А. Толстого, «Первые радости» К. Федина, «Идиот» Ф. Достоевского.

Выводы. Процесс восстановления и развития культурно-просветительной работы России послевоенного десятилетия обусловливался комплексом политических, экономических, условий, а также культурно-воспитательными целями государства.

Данные факторы и условия характеризовались следующими особенностями:

- политические события в стране (смерть И.В. Сталина) создали предпосылки для демократизации общественной жизни страны, пробуждения общественного сознания от идеологических догм и коммунистических мифов.

Именно в этот период сложились необходимые условия для формирования исторической науки о культуре:

- деятельность культурно-просветительных учреждений стала носить более демократический характер,

- но в то же время не были изменены цели, задачи, принципы и социальные функции культурно-просветительной работы.

Тяжелое экономическое положение страны не позволяло создать должную материально-техническую базу для эффективной деятельности культурно-просветительных учреждений.

-несмотря на некоторые успехи в сфере образования общий образовательный уровень населения оставался низким, особенно на селе, что проявлялось в неразвитости досуговых интересов и потребностей населения;

- послевоенный период характеризовался патриотизмом и большим энтузиазмом народа, трудовым подъемом и активностью участия населения в деятельности культурно-просветительных учреждений, участия в самодеятельном художественном творчестве, восстановлении культурно-просветительных учреждений методом народной стройки.

Положительные тенденции. Для культурно-просветительной работы послевоенного десятилетия были характерны как положительные, так и отрицательные тенденции.

К положительным тенденциям следует отнести

- развитие сети культурно-просветительных учреждений,

- реорганизацию изб-читален в сельские клубы,

- формирование системы подготовки кадров и повышения квалификации, использования метода театрализации в технологиях культурно-просветительной работы,

- зарождение новых форм работы (тематические вечера, устные журналы, любительская песня),

- усиление внимания к культурному обслуживанию населения.

Отрицательные тенденции. - предписание культурно-просветительной работе несвойственных принципов и функций,

- жесткий контроль, диктат и бюрократизм в управлении,

-чрезмерная политизация и идеализация содержания работы,

- медленный рост материальной базы и образовательного уровня штатных работников,

-свертывание сети колхозных клубов,

- уменьшение выделения с 50-х годов средств на содержание и строительство культурно-просветительных учреждений,

- снижение посещаемости культурно-просветительных учреждений различными слоями населения и участия молодежи в самодеятельном творчестве,

- использование «кампанейщины» как метода работы учреждений.

В основе культурно-просветительной работы послевоенного десятилетия оставалась тоталитарная педагогическая парадигма социального воздействия, сформированная в 30 е годы.

В основе парадигмы лежало коммунистическое представление о, воспитании, экономике, культуре, обществе, человеке и его досуге. Ей было свойственно единство идеологического и просветительного воздействия, полное подчинение целям коммунистического воспитания, политическим и экономическим интересам построения социалистического общества, формирования советского человека с коммунистическим мировоззрением, игнорирование личности с её интересами и потребностями.

Также следует отметить, что культурно-просветительная работа имела иерархическое строение и обладала соответствующими системными свойствами. Она являлась частью социально-культурной среды и была направлена на её развитие.

Наши рекомендации