Подготовка учителя к изложению нового материала
Для правильного решения этой задачи необходимо руководствоваться следующими принципиальными положениями:
1. Новый материал должен быть изложен так, чтобы его основные положения здесь же на уроке были изучены и усвоены учащимися. Для этого требуется от учителя, 1) технически чёткого изложения, 2) обеспечение понимания учащимися материала и 3) запоминания его учащимися.
2. Под учебными знаниями понимаются приведённые в систему 1) представления, 2) понятия) и 3) суждения, составляющие данный учебный предмет в объёме предусмотренном учебной программой. Знания закрепляются в умениях и навыках.
Центральное место в знаниях занимают понятия. Понятие представляет собой отражение в сознании учащихся существенных свойств или признаков изучаемого предмета или явления. Следовательно, основной дидактической задачей является такое преподнесение учебного материала, при котором учащиеся усваивали бы главные свойства и признаки изучаемого явления или предмета. А, следовательно, учитель, готовясь к изложению нового учебного материала, должен выявить то основное, что должно быть сообщено учащимся и усвоено ими.
3. Как отмечалось выше, содержание изучаемого материала является одним из важнейших факторов, определяющих выбор метода обучения. Вместе с тем выбор метода зависит ещё и от других причин – от возраста учащихся, целей урока и т.д. Словом, к выбору метода применимо всё то, что сказано нами по поводу структуры урока.
Следует отметить, что чем больше приложит усилий учитель к развитию познавательных способностей детей, тем выше будет учебный результат. Развитие познавательных способностей зависит главным образом от того, сам ли учитель всё «излагает», «разжёвывает» и «кладёт в рот», как говорится, «из клюва в клюв», или заставляет детей мыслить буквально на каждом шагу обучения, в каждый момент урока.
Наиболее распространённым методом изложения учебного материала является педагогический рассказ. Однако, студенту-практиканту, при кажущейся лёгкости не следует надеяться на то, что без предварительного, хотя бы мысленного, воспроизведения рассказа в процессе подготовки к уроку можно действительно хорошо (в дидактическом смысле) рассказать материал на уроке.
Материал должен преподноситься учащимся увлекательно и во всяком случае так, чтобы вызвать активную деятельность мысли. Учитель должен знать, что всякое мышление начинается с вопроса., и чем больше ставится на уроке педагогически разумных и интересных вопросов (конечно в пределах темы) тем содержательнее и продуктивнее урок. Важно чтобы эти вопросы привлекали учащихся, интересовали их. Не случайно, опытные учителя начинают объяснение нового материала с постановки проблемы. Которую нужно решить, причём эта проблема подаётся в форме, рассчитанной на мобилизацию повышенного внимания учащихся и развитие познавательной активности их.
При избрании на данном уроке в качестве ведущего метода беседу, студенту-практиканту нужно помнить о том, что дидактически эффективная беседа строится на знаниях, уже усвоенных учащимися, на фактах им известного. Готовясь к беседе, он должен прикинуть, какие ответы могут последовать от учащихся. и вовсе не рассчитывать, что обязательно последует желаемый ответ. А лучше заранее наметить несколько наводящих вопросов, рассчитанных на различные варианты ответов.
Практические и самостоятельные работы учащихся являются хорошим дополнением к его рассказу и показу. Здесь указываются, при наличии и необходимости, и дополнительные литературные источники, к которым педагог будет рекомендовать обратиться лучшим учащимся с целью углубления и расширения их знаний.
Учитель заранее планирует использование аудиовизуальных средств имеющихся дидактических наглядных демонстрационных пособий и материалов. С их помощью можно ясно и доходчиво раскрыть тот или иной сложный теоретический вопрос. Демонстрация пособий не только активизирует внимание и восприятие учащихся, но и служит действенным средством формирования у них правильных представлений и понятий. Наглядные пособия способствуют развитию целенаправленного наблюдения натуры, логического и аналитического мышления, прочному закреплению изучаемого учебного материала. Воздействуя не только на разум, но и чувства учащихся, возбуждая у них определённые эмоции, наглядные средства обучения развивают творческое воображение.
Планирование применения наглядных пособий и аудиовизуальных средств,их оптимальное соотношение и логическая взаимосвязь предопределяют выполнение таких дидактических принципов, как доступность, посильность и наглядность. Это является немаловажным фактором, влияющим на эффективность обучения на уроке в целом.
Некоторый учебный материал требует в качестве средства его сообщения графических приёмов – схем, чертежей и рисунков мелом на доске. Методика и техника педагогического рисунка на доске детально разработана в специальной литературе.
При подготовке к уроку студенту-практиканту, наметившему тот или иной педагогический рисунок, будет нелишне потренироваться рисовать углём, сангиной и другими материалами как на большом формате бумаги, так и мелом на классной доске или (в домашних условиях) – на предварительно окрашенном тёмной краской куске фанеры, картона или древесно-волокнистой плиты.