Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы
В связи с принятием ФГОС ДО в издательстве «Мозаика-синтез» при участии авторов Программы и разработчиков ФГОС ДО создана проектно-исследовательская группа по подготовке полного УМК к программе «От рождения до школы» и внедрению ФГОС ДО на ее примере.
В задачи проектно-исследовательской группы входит работа по методическому, организационному, кадровому и информационному обеспечению введения ФГОС ДО на базе программы «От рождения до школы».
Методическое и организационное
обеспечение введения ФГОС ДО
1. Информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение процесса введения ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».
2. Разработка в соответствии с ФГОС ДО полного УМК к примерной программе дошкольного образования «От рождения до школы».
3. Определение «Пилотных площадок» в субъектах РФ для внедрения ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».
4. Создание рабочих региональных групп по внедрению ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».
5. Разработка методических рекомендаций по написанию на основе ФГОС ДО Основной образовательной программы дошкольного образования на примере программы «От рождения до школы».
6. Организация мониторинга условий реализации ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».
7. Организация мониторинга финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО на примере программы «От рождения до школы».
8. Разработка методических рекомендаций для учредителей образовательных организаций, реализующих ООП на основе программы «От рождения до школы», о перечне необходимого оборудования для организации предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Кадровое обеспечение
введения ФГОС ДО
1. Разработка программ повышения квалификации и обеспечение поэтапного повышения квалификации для руководящих и педагогических работников дошкольных организаций, работающих по программе «От рождения до школы».
2. Разработка методических рекомендаций по проведению аттестации педагогических работников дошкольных организаций, работающих по программе «От рождения до школы».
3. Организация работы стажировочных площадок для подготовки тьюторов по сопровождению реализации ФГОС ДО на базе примерной программы «От рождения до школы».
4. Методическое обеспечение ресурсных центров и стажировочных площадок по внедрению ФГОС ДО на базе программы «От рождения до школы».
5. Разработка системы мер для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, в том числе: разработка книг и пособий для родителей и для организации дошкольного образования в домашних условиях; разработка методических рекомендаций педагогическим работникам по эффективному взаимодействию с семьями воспитанников; организация образовательных курсов и консультаций для родителей.
Информационное обеспечение
введения ФГОС ДО
1. Организация общественных обсуждений по реализации ФГОС ДО в субъектах Российской Федерации.
2. Публикации в СМИ о ходе реализации ФГОС ДО.
3. Организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений по апробации ФГОС ДО.
Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, свои приоритеты, целевые ориентиры, которые не противоречат ФГОС ДО, но могут углублять и дополнять его требования.
Таким образом, целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС ДО. В программе «От рождения до школы», так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для детей раннего возраста (на этапе перехода к дошкольному возрасту) и для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).