ЧЕЛОВЕК – это существо разумное и универсально - деятельное, субъект общественной жизни, способный к бесконечному совершенствованию и развитию.

Главнейшие характеристики человека: - творческое начало – сущность (внутреннее ядро) человека. Творчество, созидание – это основное содержание человеческой жизни, с помощью которого раздвигается горизонт бытия человека и его жизнь становится полнокровной;
- разумность – даёт человеку громадные преимущества перед всеми иными живыми существами, колоссальные возможности для своей деятельности;
- труд, т.е. способность к предметно-практической деятельности, к активному преобразованию окружающей природы с помощью специальных орудий.

Каким же образом происходило формирование человека, как разумного, социального и деятельного существа. Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза, а теории о развитии человека как разумного общественного существа – антропосоциогенезом.

Происхождение человека до сих пор остаётся далеко не выясненным. Существуют разнообразные теории, объясняющие происхождение человека. Хорошо известно религиозное представление о сотворении человека Богом. Нельзя сказать, что оно полностью и окончательно опровергнуто современной наукой. Вопрос о происхождении человека относится к ряду «вечных вопросов», «вечных тем» философской рефлексии. Ведь невозможно чисто научными способами, с помощью эксперимента подтвердить или опровергнуть ту или иную теорию происхождения человека.

Философские концепции, рационально объясняющие происхождение человека: - трудовая теория происхождения человека – получила распространение в XIXв. после создания Ч.Дарвином эволюционной теории; - определяющим условием становления человека является труд, начинающийся с изготовления орудий труда. В труде человек создаёт мир материальной и духовной культуры, а значит и самого себя; - в ходе трудовой деятельности рука становилась всё более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, люди жили совместно, и возникла потребность что-то сказать друг другу; - т.о., орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека. Постепенно добавились регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека; Данную позицию поддерживают представители диалектического материализма.
- теория символизации американского философа и культуролога Л.Уайта: - любой живой организм, чтобы жить и воспроизводить себе подобных, должен осуществлять минимум приспособления к окружающей среде. Однако только человек как вид осуществляет этот процесс символическими средствами. В отличие от животных, он способен охватывать и истолковывать свой мир с помощью символов, достигая приспособления и понимания на более высоком уровне. Сам механизм научения, заменивший для человека способ генетической передачи информации, может существовать лишь с помощью символов; - Э.Кассирер – немецкий философ увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры: - человек – это существо символизирующее. Способность создавать символы, наделять ими предметы, оперировать ими, т.е. исключительно человеческая способность к символизации, отличает человека от животного и является необходимым условием развития человеческой культуры.

Т.о., в основании разных теорий антропосоциогенеза лежит вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или вопрос о природе человека.

В современной философии сложились две позиции по этому вопросу.

1-я позиция - природа человека всецело социальна. Сторонники этой позиции утверждают, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности» и ссылаются на эксперимент, поставленный самой природой и продолженный человеком. Речь идёт о слепоглухонемых детях из специальной школы в Загорске. У них были оборваны все важнейшие каналы связи с миром ещё до того момента, когда они могли освоить хотя бы малую часть культурного содержания, необходимого для становления человека. Но благодаря использованию специальных методик, их постепенно приучали к человеческому поведению, начиная с приёма пищи заканчивая сложными навыками письма и даже речи. В результате формировались люди, хотя и продолжавшие оставаться слепыми и глухими, но во всех других отношениях вполне нормальные.
2-я позиция - природа человека не только социальна, но и биологически нагружена. Сторонники этой позиции ссылаются на данные современной социобиологии, усиленно развивающейся с 1975г. СОЦИОБИОЛОГИЯ – научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека. -социобиология считает, что большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно и млекопитающим, а большинство специфических форм – поведению приматов; - признавая решающее влияние культурной эволюции, социологи обращают внимание на то, что на формы, в каких мы мыслим и действуем, оказывает тонкое влияние и наша биология, т.е. социобиология ведёт речь о единой природе человека, находя в ней место и биологическим влияниям.

Соотношение и взаимодействие социального и биологического, взаимосвязи «дикого» и «культурного» в человеке породило биосоциальную проблему. Эта проблема свидетельствует о противоречивости человеческого существа, его изначальной «разорванности» в силу одновременной принадлежности к двум истокам и мирам – природному и социальному.

Биологическое в человеке: - анатомия тела, физиологические процессы и функции в нём; - центральная нервная система с мозгом как главным «зеркалом» окружающего мира; - генофонд, являющийся носителем наследственной информации; - половые характеристики людей – мужское и женское начала; - всё вместе - это природные силы человека как живого существа; - активно влияет на процессы деторождения, период детства и юности, общую продолжительность жизни; - сказывается на его индивидуальности (тип темперамента, особенности мышления), на развитии его некоторых способностей – наблюдательности, реакции на внешний мир, силе воли; - передаётся детям от родителей посредством рождения, но даёт лишь возможность существования в мире в качестве человека.
Социальное в человеке: - способности мыслить и практически действовать; - духовность, т.е. мир чувств и мыслей, способность любить и ненавидеть, радоваться, огорчаться и страдать; - это самосознание и мировоззрение человека, умение ставить вопрос: «Кто есть я в этом мире?» и давать на него ответ; - отношение к внешнему миру, гражданская позиция в общественной жизни; - всё вместе – это социальные силы человека, благодаря которым он становится личностью. Эти силы формируются в общественной среде через механизмы социализации и реализуются в разнообразной деятельности.

В решении вопроса, как соотносятся социальное и биологическое, существует три подхода:

Биологизаторские трактовки человека: - основными в человеке предлагается считать его природные качества, которые якобы оказывают основное влияние на его поведение; - З.Фрейд полагал, что человек изначально является «слугой» нескольких «господ». Во-первых, это бессознательное (инстинкты, влечения и т.п.), а во-вторых, нормы культуры, которые являются «врагами» и «угнетателями» человека. Они подавляют естественное начало в человеке, устанавливают какие-нибудь запреты и ограничения, сковывают свободу действий; - Ф.Гамильтон - английский учёный, основатель евгеники считал, что поведение и социальные действия людей причинно обусловлены их наследственными генетическими данными; - Ч.Ломброзо – итальянский учёный утверждал, что «ген преступности» передаётся по наследству и определяет поведение человека в общественной жизни.
Социологизаторские трактовки человека: - либо полностью отрицается биологическое начало в человеке, либо его значение недооценивается; - Т.Мор, Т.Кампанелла – представители утопического социализма провозглашали задачу формирования «нового человека» в грядущем коммунистическом обществе и надеялись на «всесилие» воспитания; - К.Маркс и Ф.Энгельс – представители классического марксизма переоценивали роль социального начала в человеке. Большевики во главе с В.И.Лениным ставили задачу формирования «нового», коммунистического типа личности, которая была бы свободной от наследия и пережитков буржуазного общества;
Человек как сложный синтез биологического и социального начал: - открываются возможности для исследования человека средствами и естественных и общественных наук – как единое живое целое; - признаётся, что человек одновременно живёт по законам двух миров – природного и социального; - подчёркивается, что основные качества его природы (способность мыслить, творчески действовать) имеют всё же социальное происхождение. Они не даны человеку при рождении, их необходимо сформировать, иначе человек так и останется, по меткому выражению Э.В.Ильенкова, всего лишь «куском мяса»; - способность мыслить и практически действовать дана человеку при рождении в форме задатков, т.е. предпосылок для существования в качестве человека; - биологическое и социальное в человеке наслоились друг на друга, и каждое из них выполняет свои специфические функции; - под влиянием социализации природное становится культурным, «благородным». Приём пищи современным человеком происходит «по-человечески», т.е. по определённым правилам. При вынашивании и рождении ребёнка широко применяются социальные технологии. Всё это в итоге делает человека не только цивилизованным существом, но и даёт ему дополнительные шансы на выживание в окружающем мире.

В XXв. биологическое начало в человеке достаточно быстро изменяется под активным влиянием неблагоприятных социальных, технологических и экологических факторов. Эти изменения всё чаще носят негативный характер, т.к. вытесняют природное начало из человека. Уменьшение физических нагрузок ведёт к атрофии ряда важных функций и органов. Уровень развития современной науки позволяет эти органы и вовсе заменить искусственными аналогами. Наука приблизилась к реальной возможности создания искусственного человека методом клонирования (выведения в лабораторных условиях). Фактически на наших глазах происходит разрушение так называемого биосферного (природного) человека, шансы которого на дальнейшее существование неумолимо сокращаются. Это весьма опасный факт, тенденция и проблема нашего времени.

Природное в человеке (наличие полноценного мозга) является необходимым условием развития в индивиде его социальных качеств. Суть проблемы в том, что человек, чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основу и возможность своего существования. Прежде всего, надо сохранить свой генофонд, мозг, анатомию и физиологию. Здоровый дух возможен лишь в здоровом теле. Вот почему столь важно совместить природное и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии и, опираясь на них, развивать его творческий потенциал.

Наши рекомендации