Уважение к труду взрослых.
- Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
Предполагаемый результат:
- Самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью.
- Выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол.
- Поддерживает порядок в группе и на участке детского сада.
- Выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.
- Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду.
- Имеет представление о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.
Формирование основ безопасности.
Парциальная программа по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Огонёк»
Задачи образовательной деятельности:
Безопасное поведение в природе.
- Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
- Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
- Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
- Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.
Безопасность на дорогах.
- Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
- Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
- Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
- Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Безопасность собственной жизнедеятельности.
- Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
- Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
- Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
- Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
- Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Предполагаемый результат:
- Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.
- Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.
- Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».
- Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
- Называет источники опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).
- Называет свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) |
Сентябрь | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа «Пора не пора – не ходи со двора» | Уточнить знания детей о правилах поведения на улице, не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или на детской площадке. | Доска, картинки с изображением дорожных ситуаций. | Коммуникация: заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций по теме «Правила поведения на улице». Игровая: Д/И «Опасно-безопасно», «Если я сделаю так» | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа-игра «Съедобные и несъедобные грибы» | Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки). | Иллюстрации с изображением разных грибов. | Игровая: Д/И «Съедобный грибок положи в кузовок». | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа «Огонь - друг или враг» | Закрепить знания о пользе и вреде огня. Расширять знания о технических помощниках (пожарный катер). Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Воспитывать уважение к профессии пожарного. | Песочница, природный и бросовый материал, искусственный водоём, карточки с изображением доброго и злого огня, набор цифр, газета “Пожарный огонек”, изготовленная детьми заранее, спортивный инвентарь. | Познавательно – исследовательская: презентация «Труд пожарных». Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение Т.Потапова «Пожарный», С.Маршак «Сказка про спички» | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа-игра «Спорт—это здоровье» | Закрепить знания о различных видах спорта, об Олимпиаде; учить пантомимой изображать знакомые виды спорта; развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься спортом; совершенствовать навыки лепки из пластилина. | Иллюстрации или фотографии спортсменов. | Познавательно – исследовательская: посещение спортклуба «СОК ЯМАЛ». | |
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) |
Октябрь | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа «Мостовая для машин, тротуар для пешехода» | Уточнить представления детей о правилах уличного движения, проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения по обочине, убедить в необходимости соблюдать их. | Доска, картинки с изображениями дорожных ситуаций. | Познавательно – исследовательская: экскурсия к проезжей части улицы. Коммуникативная: рассматривание •иллюстраций по теме «Наша улица», •заучивание стихотворения В. Кожевникова «Светофор». Игровая: упражнение «Проводи друзей к школе». | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Настольная игра «Сбор грибов и ягод» | Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах. | Корзинка, картинки съедобных и несъедобных грибов и ягод. | Коммуникативная: •беседы о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, •рассматривание иллюстраций. | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Подвижная игра «Птенчики в беде» | Развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве. Формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказать помощь ближнему; формировать ценностные эмоции. | Шапочка огонь, ленточки красные | Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение «Стыдно перед соловушкой» В. Сухомлинский. Коммуникативная: загадки о птицах. | |
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) |
Ноябрь | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа «Красный, жёлтый, зелёный» | Воспитывать желание строго соблюдать правила дорожного движения. Уточнить у детей знание о значении сигналов светофора: красный свет - стой, жёлтый – жди, зелёный – иди. Развивать внимание. | Макет улицы со светофором, дорожными знаками, автомобилями/игрушками/, картинками с изображением транспорта. | Игровая: •упражнение: «Закончи строчку», •игра – инсценировка «Светофор». | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Чтение сказки «Война грибов» | Расширять представление детей о съедобных грибах. | Текст сказки «Война грибов» | Коммуникативная: плакаты «Съедобные и несъедобные грибы». Изобразительная: аппликация «Мухомор» | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Игра – соревнование «Сбей мяч» | Закреплять знания о средствах пожаротушения, развивать глазомер, ловкость. | Мячи, корзины, карточки с изображением средств пожаротушения | Познавательно – исследовательская: экскурсия в пожарную часть, рассматривание средств пожаротушения. | |
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) |
Декабрь | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «пешеходный переход». | Расширять у детей знания правил дорожного движения, улицу можно переходить в специальных местах (наземный подземный переход), напомнить о значении дорожного знака «пешеходный переход». Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено». Воспитывать у детей желание соблюдать правила пешеходов. | Макет улицы, дорожные знаки «пешеходный переход», «движение пешеходов запрещено», загадки. | Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение стихотворения В. Семерин «Запрещается – разрешается»; «Знаки» Л. Самашова. Игровая: Д/И «Подбери знак», «Какой знак спрятан?», «Составь знак», «Говорящие знаки». | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа «Умеешь ли ты обращаться с животными?». | Дать знание о правилах поведения при встрече с различными домашними животными; учить детей понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться. | Тексты стихотворений, иллюстрации. | Коммуникативная: закрепить правила «Как вести себя с домашними животными». | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Сюжетно ролевая игра «Новоселье». | Расширять и закреплять знания детей о бытовых механизмах, их назначении; подвести к обобщающим понятиям электроприборы, радиотовары; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение оказывать услугу, делать приятное. | Наборы предметных картинок, «касса», «чеки», «деньги» | Коммуникативная: заучивание загадок про электроприборы и радиотовары. | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа «Осторожно, грипп!». | Учить заботиться о своем здоровье; познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса. | Иллюстрации о спорте и спортсменах, карандаши, белая бумага. | Коммуникативная: рассматривание плакатов «Мой режим дня», «Здоровый образ жизни» Двигательная: физкультминутка «Каждый день по утрам делаем зарядку». | |
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) |
Январь | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Рассматривание картины с изображением дорожного перекрестка. Чтение рассказа Н. Калининой «Как ребята переходили улицу». | Привлечь внимание детей к картинке с изображением оживленного перекрестка. Побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы к прочитанному. | Картина с изображением дорожного перекрестка. | Познавательно – исследовательская: прогулка к перекрестку. Продуктивная: рисование: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак». | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Рассматривание иллюстраций «Ядовитые растения» | Учить детей узнавать ядовитые растения: дать знания о том, что плодами этих растений человек может отравиться. | Плакат “Ядовитые растения”, иллюстрации. | Игровая: «Собери пазл» Продуктивная: аппликация «Мухомор и боровик». | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа «Бусинки, пуговицы, фасолинки». | Четко и понятно объяснить детям возможности последствий попадания пуговиц, бусинок и фасолинок в уши, нос и дыхательные пути. Чтобы уши не болели, и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила. | Книга «Уроки Мойдодыра», В.В.Колбанова. | Познавательно – исследовательская: •видеозапись «Уроки тетушки Совы»; •вечер загадок: предметы разные – опасные и безопасные. Игровая: •Д/И «У нас порядок», «Как избежать неприятностей». •Сюжетно-ролевая игра «Больница». Продуктивная: оформление выставки «Опасные предметы в моем доме». | |
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) |
Февраль | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Прогулка «Наблюдение за работой светофора». | Закреплять знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улице и дорогах. | Тексты загадки, стихов. | Познавательно – исследовательская: рассматривания альбома «Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками». Продуктивная: книжки – раскраски. | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа «Берегись мороза!». | Учить детей соблюдать определенные правила безопасности на морозе. | Картинки о зиме. | Познавательно – исследовательская: презентация «Правила безопасного поведения зимой». Игровая: Д/И «Чем опасно? Расскажи правило», «Кто поступает неправильно?» | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Развлечение «Путешествие в Страну здоровья». | Активизировать внимание на значение состояние здоровья в жизни человека, на здоровый образ жизни. Учить в проблемной ситуации находить позитивное решение. Упражнять в умении: анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Закреплять знания детей о светофоре. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Дать возможность команде продемонстрировать себя в коллективе (сплоченность, организованность), уверенность в своих силах. | Карта «Страны Здоровья» прикрепленная на мольберте. Картинки на развития логического мышления (опасные предметы). Наборы «Айболита», «Мойдодыра». Три круга: красный, желтый, зеленый. Атрибуты к сценкам: Красная шапочка и серый волк (костюмы, корзинка с грибами, ягодами и растениями) Степашка и Хрюша (костюмы, пакет с шариком). Поднос с гигиеническими принадлежностями. На центральной стене оформление: девиз «Каждый маленький ребенок это должен знать с пеленок», шары. | Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение сказки «Красная шапочка». Игровая: Д/И «Съедобное и несъедобное». Игровое упражнение «Окажи помощь при ссадине». | |
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) |
Март | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Дидактическая игра «Найди и расскажи». | Упражнять в умении находить названный ведущим дорожный знак, рассказывать о его назначении. Пробудить интерес к изучению дорожных знаков. | Картонные диски, на которых изображены различные дорожные знаки, в центре стрелка. Карточки с дорожными знаками (раздаточные карточки с изображением знаков). | Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»; А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный». | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Игра-путешествие «Познакомимся с нашими соседями». | Дать знания детям о правилах поведения с разными насекомыми. Формировать представление о разных насекомых. | Картинки с разнообразными насекомыми, игрушки-насекомые (пчела, оса, комар, муравей, шмель, муха). | Игровая: игры «Кто, где живет», «Отгадай, какое это насекомое». Коммуникативная: загадки, поговорки и стихотворения о насекомых. | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа-игра «Службы «О1», «02»,«03» всегда на страже». | Познакомить со службами спасения «01», «02», «ОЗ»; учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; воспитывать нравственные качества, вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности. | Сюжетные картинки. | Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение Г.Блинов «Сто бед и непослушная розетка» Игровая: Д/И «Правильно-неправильно», «Четвертый лишний». Сюжетно-ролевая игра «Магазин электроприбор». Продуктивная: предложить детям нарисовать знаки «Нельзя самому пользоваться», «Осторожно пользоваться». | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа «Витамины укрепляют организм». | Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; воспитывать у детей культуру питания, чувство меры. | Игрушка Ваня, витамины, фрукты. | Игровая: Д/И «Полезная и вредная еда». Коммуникативная: загадки «В каких продуктах есть витамины C и D». | |
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) |
Апрель | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа «Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города». | Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правилам поведения в таких ситуациях. | Рисунки, плакаты. | Познавательно – исследовательская: рассматривание рисунков, плакатов с различными ситуациями поведения детей на улице из серии «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина. | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа «Осторожно, гроза». | Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы. | Репродукции картин К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» и К.Айвазовского «Гроза». | Музыкальная: прослушивание аудиозаписи «Гроза». | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа «Опасные предметы дома». | Закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. | Предметные картинки опасных предметов | Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение Т.Шорыгина, рассказ «Данилка и пилка», сказка «Хороший совет». Продуктивная: рисование «Опасные предметы в моем доме». | |
№ п/п | Образовательные области и направления | Тема | Цели (программное содержание) | Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение | Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности) |
Май | |||||
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Беседа «Если ты гуляешь один». | Развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых, формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми, не трогать на улице незнакомые предметы. | Плакаты, иллюстрации с изображением разных ситуаций. | Игровая: дидактическая игра «Составь портрет доброго и злого человека». | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Чтение «Не прыгай в воду в незнакомых местах». | Знакомить детей с правилами поведения на воде. | Текст стихотворения. | Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение сказки Т.А.Шорыгина «Наводнение в кукольном домике». Коммуникативная: составление рассказов на тему «Что было бы, если бы …?». | |
Социально – коммуникативная (программа «Огонёк») | Подвижная игра «При пожаре не зевай, огонь водою заливай». | Познакомить детей с огнетушителем, но пользоваться им могут только взрослые. Закрепить знания детей о том, что огонь боится песка и воды. Воспитывать у детей ловкость и смелость при тушении пожара. | Предметы, которые нужно тушить (большой кубик, резиновая надувная игрушка и т. п.), 2 «огнетушителя». | Восприятие художественной литературы и фольклора: отгадывание загадок, чтение стихотворения О.Ватиетиса «Спички». |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ