Процесс письма, живописи (12. 06. €

12. 06. 1969 г.

Начал рисовать головку Самари углем на холсте, с вниманием, не загружая холст. Один день занимался рисунком. Я прямо ее начал рисовать, смотря на оригинал Ренуара. Мог бы скопировать через эпидиаскоп, но я этого не сделал. Я хотел понять не только характер письма художника, а хотел представить, как он рисовал ее с натуры. А для меня была натурой «Самари» Ренуара.

13. 06. 1969 г.

Начал писать. Первый день мне трудно было понять письмо художника, хотя я страшно его уважаю. (Особенно мне трудно было понять, как писал «Самари» Ренуар). Но мне руководитель подсказал, что ее надо писать долго. И на самом деле, когда я начал писать первый день, то убедился в том, что она у него написана за долгое время (особенно портретная часть).

Начал писать жидко, потому что у него фон к портрету почти написан за один раз, а это видно, что написано очень жидко. Даже в кое-каких местах видно холст.

15. 06. 1969 г.

Я думал, что у него «Самари» написана лессировками. Но в процессе работы убедился, что она написана без лессировок, а просто она написана долго и из-за этого живопись многослойная. Пришлось так и сделать, но у меня почему-то холст измучился. У него слои красок создавали фактуру холста.

Сегодня я писал голову. Во всяком случае, у меня фон был взят приблизительно правильно. Надо было к фону взять портрет.

19. 06. 1969 г.

У меня холст был сырой. Пришлось подождать немного, чтобы высох. Потому что Ренуар ее писал с большими перерывами. Дня три не писал.

22. 06. 1969 г.

Холст высох. Увидел ошибки по рисунку. Шею надо было связать с плечами. Исправил. И голова в Ренуаровской работе имела наклон, а у меня меньше наклона было. Исправил. Она стала больше похожа. Начал писать совсем жидко. Появилась сочность.

30. 06. 1969 г.

Пришлось опять подождать. Кое-где высохшие места покрыл маслом.

5. 07. 1969 г.

Писал тело, одежду, руки. Надо взять к одежде руки. Они почти одного цвета. Руки чуть темнее и чуть теплее. Трудно было писать одежду. Она белая, в розовых оттенках и кое-где голубые цвета.

7. 07. 1969 г.

Одежда и руки очень написано жидко, прямо краска льется. Конечно, как у него второй раз не сделаешь, но пришлось жидко написать. Что-то появилось.

10. 07. 1969 г.

Работу надо было завершать. Но холст цельно не смотрится. Она очень дробная. Надо было обобщить. Смотреть начал на весь холст, хотя она вся раскрашена. Смотрел на касания головы с фоном и тела с фоном, писал эти места. Работа стала воздушнее. Больше лака добавил.

12. 07. 1969 г.

От чего-то у меня палитра грязная. Я краски неправильно смешивал. Руководитель подсказал: «Ренуар, когда писал, обращал внимание на краски – что с чем смешивает». У меня фон был ядовито-фиолетовый, а там – очень чистый коричнево-фиолетовый цвет с синими оттенками (холодными), очень воздушный. И надо было показать, что между фоном и головой есть расстояние, а у меня фон прилип к голове. Потом мне ясно стало, что на фон надо нанести холодные (сине-голубые) тона, тогда работа стала воздушнее. Но по технике живописи она стала неприятная. Весь фон стал загромождённым, а у Ренуара это место написано почти за один раз. Я оставил фон. Ничего не сделаешь. Смыть невозможно было – краски высохли. Пришлось к этому фону брать голову, портрет (по цвету).

15. 07. 1969 г.

Этот день работал лицо: глаза, губы, нос. Губы очень написаны жидко (красно-розовые). Глаза погуще (почти одним цветом – голубой церулеум, кобальт синий).

18. 07. 1969 г.

Работа пожухла. Пришлось всю работу покрыть маслом, а потом день подождал. (Ред. – Пользоваться маслом нужно очень осторожно – после нанесения масла на только подсохшие и прожухшие места, нужно подождать минут 15, когда масло впитается, а потом обязательно насухо убрать. Остатки масла на поверхности живописи приводят через некоторое время к появлению желтых пятен, которые чрезвычайно тяжело убрать. По этой же причине межслойным лаком (в котором присутствует уплотненное масло) обрабатывают только ту поверхность, над которой собираются работать). Писать стало легче. Писал лицо. Употреблял краски: белила, охра светлая, кадмий желтый, стронциановая, кадмий красный, охра темная, краплак и марс коричневый. Пытался светлыми цветами писать. Очень жидко писал.

***

Клод Моне

Процесс письма, живописи (12. 06. € - student2.ru
Клод Моне. «Стог сена в Живерни». Франция. 1886 г. холст, масло. 60,5x81,5 см.

Год

Технологический отчет о выполнении копии с работы К. Моне «Стог сена»

Наши рекомендации