Рекомендации по работе с портфолио
Основная цель этих рекомендаций — помочь участникам выражать свою логику сбора и систематизации документов, которые могут входить в портфолио, а также наиболее оптимально разместить их данной папке.
1. Приведенная ниже структура портфолио является лишь ориентиром, для того чтобы вы знали, какие материалы и документы можно составлять, а затем собирать в вашу личную
папку, формируя определенное представление о себе у тех, кто будет знакомиться с этими материалами и выставлять соответствующий балл за достигнутые успехи или качество их
анализа.
2. Вы можете дополнять свою папку различными материалами и документами, которые не указаны в соответствующих разделах, дополняя свой портфолио. Это могут быть ваши собственные размышления и идеи.
3. Форму портфолио вы выбираете самостоятельно.
4. Получив новый материал или документ, размещайте его в том разделе, которому он соответствует с вашей точки зрения. Помните, что это папка, с которой вам предстоит работать в дальнейшем.
5. Помните о том, что каждый документ или материал, составленный и (или) собранный вами, является своеобразным «кирпичиком», позволяющим вам в итоге получить более полную картину о своем «Я», а преподавателю — более полную картину о вас.
6. Информация, собранная и проанализированная с помощью системы портфолио, позволяет определить общий рейтинг каждого учащегося путем суммирования полученных им баллов.
Оценивание материалов, представленных в «портфолио»
Все документы и материалы, представленные в портфолио, должны быть оценены в соответствии с принятой коллегиально шкалой оценок. (По Т.Г. Новиковой, А.С.Прутченкову, кафедра развития образовательных систем АПК и ПРО.)
Сводная итоговая ведомость. |
(Ф.И.О.)______________________________________
№ | Разделы «портфолио» | Оценка | |
1. 1. | Результаты самотестирования (задания первого «репродуктивного» уровня сложности) | ||
2. | Результаты тестирования (задания первого «репродуктивного» уровня сложности) | ||
3. | Сообщение на выбор (задания второго «конструктивного» уровня сложности) | ||
4. | Творческое задание на выбор (задания третьего «творческого» уровня сложности) | ||
5. | Наличие картотеки кратких аннотаций к прочитанным материалам (статьи, книги, учебники, учебные пособия и т.д.) по проблемам педагогической психологии | ||
6. | Итоговая оценка | ||
Рейтинговый лист | |||
№ | Ф.И.О. учащегося | Итоговый балл | |
В русле технологии портфолио можно использовать еще один вариант оценивания. В вузовской практике широкое распространение получила система экспертного метода, который сводится к оценке студента каждым педагогом по 5-10-балльной шкале по ряду показателей, включая плохо поддающиеся измерению (например, активность на семинарских занятиях). Если студент оценивается по нескольким характеристикам, то результаты оценки могут суммироваться, в случае когда операция суммирования имеет смысл с точки зрения сущности изучаемого явления. Иногда прибегают к сравнительному взвешиванию значимости каждого свойства (шкалированию). Надежность метода зависит от степени строгости или снисходительности экспертов и общего восприятия обучаемого экспертами. Это приводит к тому, что на результаты начинают влиять качества и особенности личности, не относящиеся прямо к учебной характеристике студента (внешность, голос, манера держаться). В этой связи возникает вопрос об определении качества выставляемой оценки. Чем более согласованы оценки экспертов (высекая корреляция), тем больше вероятность приближения к истинному результату.
Литература
1. Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности//0бразование в современной школе. 2002. № 5.
Контрольные задания репродуктивного уровня
Тестовые задания по курсу «Педагогическая психология»