Методические рекомендации по работе с Портфолио

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Психология и педагогика - 1 курс.

Преподаватель – Мануйлова Е.А.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

1 семестр

Смежные дисциплины по учебному плану
Педагогика (Введение в профессиональную педагогическую специальность - 1 модуль)
ВВОДНЫЙ МОДУЛЬ (входной рейтинг-контроль, проверка остаточных знаний по смежным дисциплинам)
Тема, задание или мероприятие входного контроля Виды текущей аттестации Ауд./внеауд. Миним. кол-во баллов Максим. кол-во баллов
Перспективы педагогической профессии Ребенок XXI века Эссе-размышление Внеауд. 2,5
Входящий контроль по курсу тест Ауд. 0,3 1,1
ИТОГО:     3,6
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине)
Тема, задание или мероприятие текущего контроля Виды текущей аттестации Ауд./внеауд. Миним. кол-во баллов Максим. кол-во баллов
Обратная связь по итогам каждой лекции (6ч.-3л. по 0,2 -2,7б.) тест Ауд.
Владение содержанием образования на семинарах, текущий контроль (обратная связь, тест – от 0 по 1,7б.) (20 ч. -10с. по 0 – 3,5б.) СОТ Ауд.
Итоговый контроль по курсу тест Ауд.
ИТОГО:    
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Тема, задание или мероприятие текущего контроля Виды текущей аттестации Ауд./внеауд. Миним. кол-во баллов Максим. кол-во баллов  
Творческая работа над портфолио по темам занятий: (портфолио, альманах, портфолио в форме мультимедиа презентации, проекты) Творческая работа по содержанию дисциплины Ауд. 23,1

ИТОГО МАКСИМУМ: 25-36 67-72

Изучение курса происходит в рамках разных форм организующей учебной деятельности. Основными среди них являются: лекции, практические занятия, самостоятельная работа с литературой, творческие и самостоятельные задания. Форма контроля – экзамен. Форма промежуточного контроля – работа над индивидуальным и (или) групповым проектом (портфолио) по курсу и его защита; самопрезентация.

Требования к организации и подготовке занятий.

Форма итогового контроля по курсу «Психология и Педагогика» является экзамен. Оценивание работы студентов проводится по рейтинговой системе, которая предусматривает 72 бальную шкалу (2 кредита), то есть 72 балла – это максимальное количество баллов, которые студент может получить за академические успехи в процессе изучения курса.

Рейтинг складывается из баллов, которые студент получает за выполнение всех видов учебной работы, предусмотренных курсом, на основе следующих форм контроля:

1. Рефлексивные задания на лекциях;

2. Письменный опрос на семинарских занятиях;

3. Выполнение творческих домашних заданий к семинарским занятиям с их презентацией на занятии;

Посещение лекций и семинарских занятий

Виды работ:

Рефлексивное задание на лекции – минимум – 0,2 балла; максимум – 2,7 балла

2.Посещение лекции (семинарского занятия) – 0,5 баллов;

3.Письменный опрос на занятии – минимум – 0, максимум 1,7 балла;

Выполнение творческого задания – минимум 1 балл, максимум 2,5 балла.

Результаты изучения курса фиксируются в рейтинг-карте студента.

Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное собеседование с преподавателем по проблемам пропущенных семинарских занятий, обязательное выполнение письменных работ, отразить через рубрики в портфолио.

РЕЙТИНГ-КАРТА СТУДЕНТА 1 курса физико-математического факультета, направление «прикладная математика»

_______________________________ (ФИО)

По дисциплине «Психология и Педагогика»

Виды работ и формы контроля Рейтинг-баллы, набранные студентом
1 блок Вводный модуль. Входной рейтинг-контроль Посещение Эссе-размышление Тест  
       
2 блок Базовый модуль Лекции Посещение Рефлексивные задания на лекции  
1 лекция      
2 лекция      
3 лекция      
2 блок Базовый модуль Семинарские занятия
Семинарское занятие 1 Посещение Письменный опрос Творческие задания Всего  
Семинарское занятие 2          
Семинарское занятие 3          
Семинарское занятие 4          
Семинарское занятие 5          
Семинарское занятие 6          
Семинарское занятие 7          
Семинарское занятие 8          
Семинарское занятие 9          
Семинарское занятие 10          
3 блок Дополнительный модуль
Творческая работа над портфолио по темам занятий Всего  
Итого:  

Методические рекомендации по работе с Портфолио.

Работа над предметом блока педагогических дисциплин – «Педагогика и Психология» через портфолиопроводится для решения четырех задач:

1. Портфолио для тех, кто будет работать над ним не формально, поможет накопить и систематизировать материал к будущей курсовой(а, возможно, и дипломной) работе.

2. С помощью портфолио Вы начнете накапливатьдля использования в ходе педагогической практикисамые современные педагогические технологии (портфолио – одна из них).

3. Портфолио – своеобразный «допуск» к сдаче экзамена;но работа над предметом с помощью портфолио – это еще возможность получить максимальное количество баллов по курсу(таким образом, при отличном содержании портфолиоу Вас есть «запас» для получения максимального количества баллов и экзамена).

4. Портфолио, качественно выполненный Вами – это «скорая помощь» для Вашей работы на педпрактике: копилка методических идей и разработок,которыми можно воспользоваться в нужный момент, не прибегая к услугам библиотеки или Интернета.

Тематический портфолио может быть представлен двумя вариантами:

1. Вы среди всех вопросов и тем, выносимых на изучение по предмету (с ними можно ознакомиться по программе курса) выбираете ту одну, которая отвечает Вашим интересам. Тема – любая, но отвечающая содержанию изучаемого предмета.Выбрав ее, Вы готовитесь к каждому занятию,пополняя свой портфолио теми материалами, в которых Вы находите связь с темой своего исследования.

2. Вы знакомитесь с темой первого занятия и определяетесь со своими педагогическими позициямив образовании (воспитании и обучении подрастающего поколения). И, сделав свой выбор, Вы к каждому лабораторному занятиюпополняете свой портфолио новыми материалами в соответствии с темой занятия.

Структура портфолио.

Рубрика Разделы
1. Самопрезентация 1.Сделав свой выбор, Вы на первом занятии презентуете себя, но главным образом, свой выбор, доказывая актуальность профессии в сфере человек-человек. Почему – это ваш выбор? (Обосновать.) Осуществить самопрезентацию можно с помощью методического приема 1 раздел: «Коллаж», «Карта желаний»; 2 раздел: эссе-размышление по темам: Перспективы педагогической профессии; Ребенок XXI века; Учитель XXI века; 3 раздел: Сравнительная характеристика образа школы (учителя, ученика) в отечественном и западном кинематографе. Приемы: коллаж, эссе-размышление; статистические данные (информация в цифрах); глоссарий.
2. Коллектор (не менее 2-х разделов): информация, собираемая в соответствии с темами семинарских занятий, отражающая теоретическую подготовку к занятию, не являющаяся продуктом деятельности автора портфолио. Однако, должна быть систематизирована, выверена и отобрана.   -Теоретический монолог: собираются основные теоретические положения по теме портфолио; - Чтобы это значило?: понятийно-терминологический словарь темы; - Статистические данные: информация в цифрах и фактах; - Законы, принципы, правила: теоретические основы рассматриваемого материала; - Нормативные документы. Работа над этим разделом портфолио ведется также к каждому занятию
2. Рабочие материалы (не менее 2-х разделов):раздел, включающий информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, т.е. это копилка различного рода заданий и работ, выполненных автором по теме порфолио, интерпретация автора портфолио, изученного материала. - Девиз темы, эмблема темы, реклама темы; -График-органайзер: схемы, графики, опорные конспекты, таблицы и т.п.; -Диверсант: аргументы и контраргументы на заданную тему; -Цитаты и афоризмы; - Банк идей: практические разработки форм работы. -Копилка разминок. - Глоссарий (наглядный образ (рисунок)к понятию) - Коллаж (схема связей и образов понятий, Явлений, фактов) Работа над этим разделом портфолио ведется также к каждому занятию в соответствии с выбором, который Вы предпочли, с Вашей фантазией. Оценивается оригинальность идей, методических приемов, творческость этой части портфолио. Напоминаем, что рабочие материалы – это не то, что Вы переписали или отксерокопировали из имеющихся источников информации, а то, что Вы создали (придумали, разработали) сами.
3. Мои достижения (не менее 2-х разделов) - Стимулы успеха: что в ходе работы помо­гало моему прогрессу; - Мои открытия: информация, которая уди­вила, закономерности, которые установил самостоятельно; -Неотправленные письма: неопубликованные размышления на тему; письма кому? -Где и когда я смогу использовать …: практическое применение полученных знаний; - Трансфертный лист. Этот раздел портфолио выполняется Вами для того, чтобы был осмыслен тот индивидуальный маршрут образования, который был Вами реализован в работе над предметом. Работа над этим разделом портфолио показывает и Вашу способность рефлекировать по поводу тех изменений, которые произошли с Вамив ходе работы над данным учебным предметом. Вам помогут следующие вопросы: · При работе над какими педагогическими понятиями Вы узнали для себя больше всего нового? Сформулируйте это новое. · Какие педагогические позиции стали для вас значимыми, ценностными? · Какие собственные позиции пересмотрены? · Какими были Ваши личностные смыслы в работе над: Ø курсом в целом; Ø конкретной темой; Ø отдельным вопросом; Ø базовым понятием курса; Ø творческим заданием; Ø портфолио в целом или его отдельными разделами? Менялись ли они по ходу освоения данного курса? · Какие цели-ценности в работе над собой четко обозначились? · Какие способы учебной работы были востребованы в ходе занятий? · В чем смогли реализовать себя по ходу занятий? · Какое занятие заставило в большей степени задуматься и над чем? · Какие общие учебные умения развивались в ходе занятий? Над развитием каких занятия помогли задуматься?
  • Какие выборы были в ходе работы над предметом более предпочтительны:
Ø репродуктивный или творческий характер познавательной деятельности? Ø работа на стандарт или с выходом за его рамки? Ø опора на внешний контроль или самоконтроль? Ø оценочные суждения однокурсников, преподавателя или собственная рефлексивная деятельность? · Какие педагогические способности выявились, а какие – необходимо упорно развивать в процессе работы над собой? · Какие педагогические технологии освоили и какие из них были интересными лично для Вас? · Какая Ваша творческая работа была особенно хорошо принята в группе? Почему? · Если многое из возможного не было реализовано, то с чем это связано? Вы можете самостоятельно дополнить этот спектр вопросов к себе самому и ответить на них.  

Портфолио

Портфолио — это коллекция работ за определенный период времени (обычно за семестр или учебный год), которая рассматривается либо с точки зрения прогресса обучающегося, либо с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения.

В портфолио могут входить одноплановые (контрольные, тесты), либо разноплановые материалы (домашние работы, тесты, выполненные в аудитории пятиминутные работы, сочинения, лабораторные работы, видео- или аудиозаписи работы обучающихся, проекты и т. д.).

Виды портфолио

Портфолио документации

Портфолио процесса

Портфолио показательное (презентационное)

Портфолио рабочее (работ)

Портфолио оценочное

Портфолио тематическое, проблемное

Наши рекомендации