Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожно-транспортного происшествия
Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д. При этом следует иметь в виду, что дети слабо ориентируются в дорожных условиях, поскольку не способны в полной мере оценить изменение формы и положение движущегося автомобиля – скорость и расстояние до него. Кроме того, у ребенка недостаточно развито боковое зрение. Поэтому, воспитывая семилетних детей, нельзя требовать от них осознанных и чётких, безопасных действий на дороге. В этом ошибка стандартного подхода к ним, как к десятилетним. Даже хорошо зная правила перехода улиц и дорог и сигналы светофора, ребёнок не может вполне безопасно вести себя, так как часто падает из-за несовершенства координации движений. Не рекомендуется приучатьмладших школьников самостоятельно переходить дороги с интенсивным движением и стоять посередине на осевой линии, где шаг назад или вперёд может стоить жизни.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом и в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия.
Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их вдорожной среде. Вместе с тем, нельзя чрезмерно акцентировать ихвнимание только на этом. Внушая страх перед улицей и дорогой, можно вызвать обратную реакцию. Во-первых, это искушение рискнуть,перебегая дорогу. Во-вторых, внушение страха может сделать ребенканеуверенным и беспомощным, и обычная ситуация на дороге покажется ему опасной. И тогда он может растеряться и испугаться.Преподаватель должен не только воспитывать детей, но и проводить профилактическую работу с родителями, т.е. постоянно объяснять, что они обязаны сопровождать своих детей на улицах и дорогах синтенсивным движением транспорта. Даже хорошо зная правила, детипопадают в ДТП именно в силу возрастных и психофизиологическихособенностей поведения.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления, регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения ПДД взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому преподаватель доложен воспитывать вместе со школьниками и их родителей.
Принцип возрастной безопасности.
У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу, гулять по улице. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка, С другой, необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. С раннего детства, ещё до школы, ребёнку необходимо разъяснять суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов, например, что автомобиль не может сразу остановиться перед пешеходом. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности.
Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД. Инспектор ДПС выявляет нарушителей среди
водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. ПДД нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Методы воспитания – это способы психолого-педагогического воздействия на сознание, волю, чувства, поведение обучающих.