Текст курсовой работы должен быть написан научным языком.
Структура курсовой работы
Курсовая работа имеет следующую структуру:
- титульный лист (Приложение А);
- задание на курсовую работу (Приложение Б);
- содержание;
- введение;
- основной текст (главы (разделы)), параграфы (подразделы);
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (при необходимости).
Введение - очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Оно должно содержать следующие элементы:
- актуальность темы курсовой работы;
- объект исследования;
- цель и задачи курсовой работы;
- методология исследования;
- степень изученности темы;
- эмпирическая база (при необходимости);
- нормативная база исследования (при необходимости);
- структура курсовой работы.
Актуальность- обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1 страницы машинописного текста показать главные факторы актуальности темы.
Во введении составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности.
От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (3-5 задач), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, разработать методику и т.п.).
Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект - это процесс или явления, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет - это то, что находится в границах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно предмет работы определяет тему научной работы, которая обозначается на титульном листе как заглавие.
Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Объем введения в курсовой работе - 2-4 страницы машинописного текста.
Основная часть.Основная часть курсовой работы может состоять из 2-3 глав, которые можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.
В основной части курсовой работы обобщаются сведения из разных литературных источников по данной теме, излагается аргументированный авторский подход к рассмотренным концепциям, точкам зрения. В работах практической направленности обязательно должна быть глава, описывающая методики и техники конкретного авторского исследования, и, собственно, само эмпирическое исследование.
Все части работы должны быть логически связаны между собой, сделаны переходы от главы к главе, от параграфа к параграфу, а внутри их – от вопроса к вопросу. Таблицы необходимо проанализировать, а по результатам анализа сделать выводы, дополняющие либо подтверждающие эффективность педагогического процесса, обобщается опыт по их использованию, выявляются недостатки, определяются пути их совершенствования. Все это делается на основе анализа собранного практического материла. Этот материал может приводиться в виде иллюстраций, аналитических таблиц, схем, диаграмм, графиков и т.д.
Практический материал привлекается при написании всех глав курсовой работы, особенно 2 главы, выводы и предложения которых строятся на результатах анализа практического материала.
Специальные методические рекомендации и указания студенту предоставляются кафедрой и научным руководителем.
Выводы. Выводы содержат краткое изложение результатов исследования по теме работы. Это подведение итогов, обусловленных логикой проведенного исследования, которое носит форму синтеза накопленной в основной части работы информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.
Заключительная часть предполагает, как правило, также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые научные задачи в связи с проведением исследования. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.