Перечень тем семинарских занятий для студентов дневного отделения
Екатеринбург 2011
Методические рекомендации изучению дисциплины «Педагогика»
ФБГ ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2011. – 12 с.
Составитель: Верещагина Ирина Павловна, доцент кафедры общей педагогики и истории образования УрГПУ
Основные формы организации учебного процесса в ВУЗе.
Лекции наряду с семинарскими занятиями выступают основными формами работы в вузе. Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности.
Лекция выполняет следующие функции:
· информационную (излагает необходимые сведения),
· стимулирующую (пробуждает интерес к теме),
· воспитывающую,
· развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление).
· ориентирующую (в проблеме, в литературе),
· разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки),
· убеждающую (с акцентом на системе доказательств).
Подготовка к семинарским занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу студентов в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме.
Особенности подготовки студента к семинарскому занятию
Семинар как одна из основных форм проведения учебных занятий в вузе, предполагает самостоятельную работу студентов в аудитории.
На семинарах обсуждаются актуальные аспекты педагогической теории и практики. С учетом характера изучаемой темы студенты готовят выступления или реферативные сообщения.
На занятиях углубляются знания студентов по педагогическим дисциплинам, формируются умения решения педагогических проблемных ситуаций, отрабатываются учебные и интеллектуальные умения и навыки, в т.ч. – поиск литературы по изучаемой проблеме, конспектирование источников, реферирование и т.д.
Подготовка к семинарскому занятию предполагает несколько этапов:
1. Ознакомление с темой, планом занятия.
2. Подбор литературы по указанной теме (при этом можно воспользоваться как литературой, предложенной в методическом пособии, так и найденной самостоятельно).
3. Анализ литературы, предполагающий выделение в источнике смысловых отрезков, выделение в них основной информации, необходимой для подготовки к обсуждению вопросов семинара.
4. Занесение выявленной в процессе анализа литературы информации в специальную тетрадь для семинарских занятий в соответствии с пунктами плана занятия.
5. Формулирование самостоятельных выводов по всему кругу вопросов, обсуждаемых на семинаре.
Требования к подготовленности студента к семинарам
1. Наличие тезисного или тематического конспекта (объем не значим).
2. Демонстрация умения расширения профессионального информационного пространства.
3. Применение аналитико-синтетической модели мышления и построения высказываний.
4. Обязательное использование в речи (письменной и устной) профессиональной лексики.
5. Необходимый и достаточный уровень компетентности в обсуждаемой предметной области.
Перечень тем семинарских занятий для студентов дневного отделения
1. Педагогическая профессия и педагогическая деятельность. Сущность и специфика педагогической деятельности. -2 ч.
2.Основные педагогические категории -2ч.
3. Педагогическое исследование: методы, логика -2ч.
4. Современная система отечественного образования- 2ч.
5. Права ребенка. Основное содержание международного и отечественного законодательства по правам ребенка.-2ч
6. Проблема факторов развития личности ребенка. Периодизация детства -2ч.
7. Обучение как составляющая педпроцесса -2ч.
8. Коллектив как объект и субъект воспитания -2ч.
13. Макро- и мезофакторы социализации -2ч.
14. Микрофакторы социализации -2ч.
15. Семья как объект социально-педагогического анализа. Современная государственная политика помощи семье -2ч.
16.17. Девиация как социально-педагогическая проблема. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения -4ч.
18.Особенности образовательной практики и философско-педагогической мысли в Древней Греции (У-У1вв. до н.э.)-2ч.
16.Концепция воспитания джентльмена Д.Локка – 2ч.
17.Концепция свободного воспитания Ж.Ж.Руссо -2ч.
18.Педагогическая теория Ф.В.А.Дистервега -2ч.
19.К.Д.Ушинский об основных вопросах педагогики -2ч.
20. Л.Н.Толстой как педагог -2ч.
21.Основные этапы развития отечественного образования в ХХ веке -2ч.
22.Педагогическая система А.С.Макаренко -2ч.
23.Педагогическая система В.А.Сухомлинского-2ч.
24.Идеи и практика «педагогики сотрудничества» -2ч.
Тематика и планы семинарских занятий:
МОДУЛЬ 1
Семинар 1. Педагогическая профессия и педагогическая деятельность. Сущность и специфика педагогической деятельности.
1.Происхождение педагогической профессии. Понятия «профессия» и «специальность». Педагогическая профессия и педагогическая деятельность.
2.Общая характеристика педагогической деятельности: структура, цель, содержание, функции.
3. Специфика профессиональной педагогической деятельности. Непрофессиональная педагогическая деятельность.
4. Мотивация педагогической деятельности.
5.Работа в микрогруппах: на основе знакомства с содержанием публикаций педагогических изданий «Учительская газета», «Воспитание школьников», «Завуч школы», «Директор школы», «Школьные технологии», «Первое сентября», «Сельская школа», «Частная школа» и др.(задание давалось заранее), представить обзор материалов, отражающих содержание и специфику педагогической деятельности.
Литература:
1.Введение в педагогическую деятельность [Текст]:учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец./А. С. Роботова [и др.]; под ред. А. С. Роботовой.-4-е изд., перераб.-М.:Академия,2007.-224 с.
2.Никитина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность : теория и практика [Текст]:учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. (ОПД.Ф.02 - Педагогика)/Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская.-4-е изд., стер.-М.:Академия,2008.-224 с.
3.Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность [Текст]:практикум : учеб. пособие для студентов вузов по спец. "Педагогика и психология"/А. А. Орлов, А. С. Агафонова.-М.:Академия,2008.-256 с.
4. Материалы периодической педагогической печати.
Семинар 2: Основные педагогические категории.
На основе самостоятельной работы с рекомендованной литературой, справочниками, словарями, поисковыми системами Internet студенты в микрогруппах готовят согласованные проекты на тему «Взаимосвязи основных категорий педагогики». В конце занятия проводится конкурс проектов.
Литература:
1.В.В.Краевский и др. Педагогика. Учеб. для студ. пед. уч. заведений. М.: Педагогическое общество России. 2006 – 604 с.
2.В.А.Сластенин и др. Педагогика.Учеб. пособ. для студ. Вузов. М.: Академия,2006 – 567с.
3.И.П.Подласый. Педагогика. Учебник для студ. пед. вузов.: в 2 кн. Кн. 1.М.: Владос,2005 -574 с.
4.И.Ф.Харламов. Педагогика. Учеб. пособ. для студ. вузов. М.:Гардарики,2007 – 520с.
5. Словари по педагогике, философии, психологии, система Internet, содержащие определения основных педагогических категорий.
Семинар 3: Педагогическое исследование: методы, логика.
1. Что такое методы педагогического исследования? Какие группы методов исследования в педагогике вам известны?
2. Методы изучения педагогического опыта:
а) наблюдение
б) беседа
в) изучение продуктов деятельности и школьной документации
3. Методы теоретического исследования:
а) теоретический анализ
б) индуктивный и дедуктивный методы
4. Педагогический эксперимент, его возможности.
5. Социологические методы в педагогике: опрос, анкетирование,
интервьюирование
6.Основные этапы педагогического исследования (логика).
Литература:
1. В.А.Сластенин и др. Педагогика.Учеб. пособ. для студ. Вузов. М.: Академия,2006 .
2 И.П.Подласый. Педагогика. Учеб. Пособие. И., 1996, с 42-68.
3.. Российская педагогическая энциклопедия / Гл. ред. В.В.Давыдов- М., 1993, т.1, с.570-572.
4. И.Ф.Харламов.Педагогика. Учеб. пособие для студ. вузов.М., 2007.
5. П.И.Пидкасистый и др. Педагогика. Учеб. Пособие. М., 2005.
Семинар 4: Современная система отечественного образования
1.Образование в жизни общества. Система образования в Российской Федерации (основные компоненты).
2.Современная государственная политика РФ в сфере образования.
3.Государственный образовательный стандарт.
4.Правовой статус образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций.
5.Правовой статус Устава образовательного учреждения, его структура и содержание.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации Текст. : [принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.] : официальный текст. — М., 2002.
2. Российская Федерация. Законы. Об образовании Текст. : [федер. закон : принят 10.07.1992 № 3266-1; Собрание законодательства РФ № 30, Ст. 1797].-М., 2009..
3.Введение в педагогическую деятельность [Текст]:учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец./А. С. Роботова [и др.]; под ред. А. С. Роботовой.-4-е изд., перераб.-М.:Академия,2007.-224 с. , гл.6.
4. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании". М., 1998.
5. Шкатулла В.И. Образовательное право. М., 2001.
6.Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании»/Отв.Ред. А.Н.Козырин) –М., 2005//www/lexed.ru
7. Д.А.Ягофаров. Нормативно-правовое обеспечение образования.-М.:Владос, 2008.
Семинар 5: Права ребенка. Основное содержание международного и отечественного законодательства по правам ребенка.
1. Предпосылки актуализации проблемы защиты детей в современных условиях. Основные категории детей, нуждающихся в социальной защите.
2. Декларация прав ребенка (1959г.).
3. Основные положения Конвенции ООН о правах ребенка (1989г.),
4.Российское законодательство о правах ребенка (Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ). Современный опыт защиты детей в РФ.
Литература:
1.Конвенции о правах ребенка// Советская педагогика.- 1991,№10.
2.Ю.В.Лапшин Конвенции о правах ребенка и реальности детства в современной России// Актуальные проблемы современного детства. - М.: 1993
3.А.А.Лиханов. Возвысим голос и дела. Там же.
4.Государственная система социальной помощи семье и детям. Официальные документы и материалы. М. Все выпуски.
Семинар 7: Законодательные и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовой статус субъектов образовательного процесса.
1.Правовой статус образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций.
а) Гимназия - вчера и сегодня;
б) Лицей - история и современность;
в) Колледж – новый тип образовательного учреждения;
г)Учреждения высшего профессионального образования - академия, университет, институт: из прошлого в будущее.
2. Правовой статус Устава образовательного учреждения, его структура и содержание.
3.Права и обязанности учащихся образовательных учреждений и их родителей (законных представителей в образовательных отношениях).
4.Правовой статус работников общеобразовательных учреждений и особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования. Формы защиты прав работников образовательных учреждений.
Литература:
1.В.Л.Болотова. Правовой статус учителя. – М.:2004.
2. Российская Федерация. Законы. Об образовании Текст. : [федер. закон : принят 10.07.1992 № 3266-1; Собрание законодательства РФ № 30, Ст. 1797].-М., 2009.
3.Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании»/Отв.Ред. А.Н.Козырин) –М., 2005//www/lexed.ru
4. Российская педагогическая энциклопедия/ Гл.ред.В,В,Давыдов. М.,1993, т.1.
5.Педагогическй энциклопедический словарь/ Гл.ред. Б.М.Бим-Бад.М., 2002.
6.Журнал «Педагогика», 2000-2011гг.
7. Д.А.Ягофаров. Нормативно-правовое обеспечение образования.-М.:Владос, 2008.
МОДУЛЬ 2:
Семинар 8: Проблема факторов развития личности ребенка. Периодизация детства.
1.Сущность понятия «детство» (Ш.А.Амонашвили, А.С.Белкин).
2.Педагогическая характеристика различных периодов детства:
дошольного,
младшего школьного,
подросткового,
старшего.
3.Каковы цели, содержание, формы, оптимальный стиль деятельности и общения в работе с детьми разного младшего школьного, подросткового, юношеского возраста?
4. Биологические и социальные, внешние и внутренние факторы развития ребенка. Роль деятельности и общения в развитии личности.
Литература:
1.Ш.А.Амонашвили. В школу с шести лет// Педагогический поиск. М., 1997 - С.20-22, 32-34.
2.А.С.Белкин. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург,2000.
3.И.П.Подласый. Педагогика. Учебник для студ. пед. вузов.: в 2 кн. Кн. 1.М.: Владос,2005.
4.И.Ф.Харламов. Педагогика.Учеб.пособ. для студ. вузов. М.:Гардарики,2007 .
Семинары 9 , 10: Обучение как составляющая педпроцесса.
1.Понятие о целостном педагогическом процессе. Основные компоненты педпроцесса (цель, принципы, содержание, методы, средства, формы организации)
2.Сущность и функции обучения.
3.Дидактическая цель. Таксономия целей.
4.Система дидактических принципов. Правила обучения.
5.Понятие содержания образования, основные подходы к его формированию.
6.Структура и функции Государственного образовательного стандарта.
7.Учебный план, учебная программа, их структура и назначение.
Литература:
1.В.В.Краевский и др. Педагогика. Учеб. для студ. пед. уч. заведений. М.: Педагогическое общество России. 2006
2.В.А.Сластенин и др. Педагогика.Учеб. пособ. для студ. Вузов. М.: Академия,2006
3.И.П.Подласый. Педагогика. Учебник для студ. пед. вузов.: в 2 кн. Кн. 1.М.: Владос,2005
4.И.Ф.Харламов. Педагогика. Учеб. пособ. для студ. вузов. М.:Гардарики,2007.
Семинары 11, 12: Коллектив как объект и субъект воспитания
1.Коллектив как инструмент воспитания. Сущность и признаки воспитывающего коллектива.
2.А.С.Макаренко о принципах и этапах развития коллектива.
3.Постановка перспективы как проектирование развития коллектива и личности.
4.Содержание жизни детского коллектива.
5.Педагогические условия превращения труда в фактор воспитания в коллективе.
Литература:
1.В.В.Краевский и др. Педагогика. Учеб. для студ. пед. уч. заведений. М.: Педагогическое общество России. 2006
2. Сластенин В.А Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего проф. Образования/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. –М.: «Академия», 2011.
3.И.П.Подласый. Педагогика. Учебник для студ. пед. вузов.: в 2 кн. Кн. 1.М.: Владос,2005
4.И.Ф.Харламов. Педагогика. Учеб. пособ. для студ. вузов. М.:Гардарики,2007.
5. А.С.Макаренко. Педагогическая поэма (любое издание).
Примечание: Обсуждению вопросов предшествует совместный просмотр видеофильма «Республика ШКИД»
.
Семинар 13: Макро- и мезофакторы социализации.
1.Страна как макрофактор социализации.
2.Как этнос влияет на социализацию человека? Проанализируйте социализирующее влияние известных Вам этнических стереотипов.
3.Каковы тенденции влияния средств массовой коммуникации на социализацию современного человека (на примере России)?
4.Что такое «субкультура»? Какова ее роль в социализации человека? Охарактеризуйте особенности подростково-юношеской субкультуры в городе (поселке и т. д.), в котором вы выросли.
5.Дайте сравнительный анализ сельских поселений, города и поселка с точки зрения возможностей, предоставляемых ими для социализации жителей.
Литература:
1.Т.Б.Щепаньская. Символика молодежной субкультуры. СПб, 1993
2.М.С.Комаров. Введение в социологию. М., 1994
3.А.В.Мудрик.Социальная педагогика.М.:Академия,2000.
Семинар 14:Микрофакторы социализации.
1.Проанализируйте семью как фактор социализации человека на различных возрастных этапах.
2.Дайте характеристику социализирующего влияния микросоциума.
3. Каким образом группа сверстников влияет на социализацию своих членов? Приведите примеры.
4. Раскройте роль воспитательных и религиозных организаций в социализации человека.
Литература:
1.А.В.Мудрик.Социальная педагогика.М.:Академия,2000.
2.Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991
3.Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М., 1974
Семинар15 :Семья как объект социально-педагогического анализа. Современная государственная политика помощи семье.
1.Понятие семья, ее основные функции.
2. .Структурно-функциональный анализ семьи как первичного института социализации. Типология современных семей.
3.Кризис семьи.
4.Современная государственная политика помощи семье.
Литература:
1.Г.Н.Штинова.Социальная педагогика: учеб. для студ.вузов/ Г.Н.Штинова, М.А.Галагузова, Ю.Н.Галагузова; под общей ред. М.А. И.Буянова.Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. Галагузовой.М.:Владос,2008.
2.М. М.,1988.
3.Ю.П.Азаров.Семейная педагогика.М.,1993.
4.Государственная система социальной помощи семье и детям. Официальные документы и материалы. Все выпуски.
5.Ю.В.Василькова, Т.А.Василькова. Социальная педагогика. Курс лекций.М.:Академия,1999.
Семинары 16,17:Девиация как социально-педагогическая проблема. Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения.
1.Понятие девиации в социальной педагогикею
2.Каковы основные причины, формы и последствия девиантного поведения несовершеннолетних?
3.Охарактеризуйте основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков.
4.Сущность и этапы социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.
Литература:
1.Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986
2.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986
3.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993
4.1.Г.Н.Штинова.Социальная педагогика: учеб. для студ.вузов/ Г.Н.Штинова, М.А.Галагузова, Ю.Н.Галагузова; под общей ред. М.А.Галагузовой.М.:Владос,2008.
Примечание: На этих занятиях заслушиваются сообщения по профилактике социальных девиаций в детской и молодежной среде, подготовленные заранее в микрогруппах. Сообщения оформляются в виде рефератов.
Модуль 3.
Семинар 20: Особенности образовательной практики и философско-педагогической мысли в Др.Греции (У-1У вв. до н.э.). Зарождение гуманистических традиций образования
1.На основе текстов учебного пособия и фрагментов текстов хрестоматии сопоставить спартанскую и афинскую системы воспитания по параметрам
-цели
-роль государства в образовании граждан
-положение воспитанника
-модели организации педагогического процесса.
Сделать выводы о причинах выявленных различий.
2.Педагогические взгляды Платона.
3.Педагогические идеи Аристотеля.
4. Сократ, Демокрита о воспитании.
5.Выписать из словарей определение понятия «гуманизм».
В каких фактах, идеях образовательного пространства Др. Греции вы усматриваете зарождение гуманистической традиции? Обосновать свою позицию.
Что из духовного опыта древних актуально для современных представлений в области образования?
Литература
1. История педагогики: Учеб.пособие для пед. уч. завед. Под ред. А.И. Пискунова. М.: «ТЦ Сфера» 2006.
2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Составитель: А.И.Пискунов. М.:Просвещение,1981.Статьи: Плутарх «Ликург», Платон «Протагор», «Государство».
3. Словари по педагогике, философии – любые.
Семинар 21: Концепция воспитания джентльмена Д.Локка
1.Характеристика мировоззренческих позиций Д.Локка в контексте особенностей социокультурного и политического развития Англии 2-ой половины Х1Х в
2. Д.Локк о цели воспитания и основных условиях ее реализации.
3.Оценить содержание и смысл предложенной Локком системы физического воспитания.
4.Охарактеризовать и оценить позицию автора по вопросу о
положении растущего ребенка в семье, его свободы и ограничениях.
5. Локк об особенностях детской природы (каких?) как исходном пункте воспитательной работы.
6.Система работы по формированию опыта самоограничения, нравственного поведения юного джентльмена.
7.Образование джентльмена.
8 Общая оценка социально-педагогической концепции Лока. В чем, на ваш взгляд, состоит современность педагогики Д.Локка?
Литература
1. История педагогики: Учеб.пособие для пед. уч. завед. Под ред. А.И. Пискунова. М.: «ТЦ Сфера» 2006.
2. Д.Локк. Мысли о воспитании. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Составитель: А.И.Пискунов. М.:Просвещение,1981.
Семинар 22: Концепция свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо
1.Какова цель воспитания по Ж.-Ж. Руссо? Оцените его советы по воспитанию ребенка в младенческом возрасте с позиций общей цели воспитания.
2.Почему Руссо – противник рассуждений с ребенком во 2-м возрастном периоде?
3.В чем суть метода «естественных последствий»? Определите собственное отношение к нему.
4.Какова позиция Руссо в отношении роли книг и чтения в воспитании ребенка?
5.Какое значение придавал Руссо развитию чувств в детском возрасте (от 2 до 12)?
6.Каков по мысли Руссо должен быть характер взаимоотношений воспитателя и воспитанника и почему?
7.В чем особенность подхода автора к проблемам обучения и трудового воспитания ребенка?
8. Дайте общую оценку значения педагогики Руссо для последующего развития педагогической теории и практики.
Литература:
1. История педагогики: Учеб.пособие для пед. уч. завед. Под ред. А.И. Пискунова. М.: «ТЦ Сфера» 2006.
.
2. Ж._Ж. Руссо. Эмиль или о вопитании. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Составитель: А.И.Пискунов. М.:Просвещение,1981.
Семинар 23: Педагогическая теория Ф.В.А.Дистервега
1.Личность и основные этапы педагогической деятельности Ф.Дистервега.
2.Демократизм в определении цели и общих принципов воспитания.
3.Раскрыть и проиллюстрировать сущность позиции «ученик – субъект обучения»?
4.Охарактеризовать позицию Ф.Дистервега в вопросе о соотношении целей материального и формального образования.
5.В чем состоит демократизм предложенного автором метода элементарного обучения?
Охарактеризовать и оценить правила обучения, реализующие принцип самодеятельности?
6.Требования к личности учителя.
7.Значение педагогики Ф.Дистервега для современного учителя (воспитателя).
Литература:
1. История педагогики: Учеб.пособие для пед. уч. завед. Под ред. А.И. Пискунова. М.: «ТЦ Сфера» 2006.
2. Ф.В.А.Дистервег. Руководство к образованию немецких учителей. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Составитель: А.И.Пискунов. М.:Просвещение,1981.
Семинар 24: К.Д.Ушинский об основных вопросах педагогики
1.Основные этапы жизни и педагогической деятельности К.Д.Ушинского.
2. Сущность антропологического подхода в педагогике.
3. Концепция народности воспитания К.Д.Ушинского.
4. Как К.Д.Ушинский доказывает несостоятельность попыток взаимного отрицания педагогической теории и педагогического опыта?
Каковы особенности педагогического труда?
5. В чем К.Д.Ушинский видит пользу педагогической литературы, если оценивать ее с позиций:
-учителя
-родителей
-общества в целом?
6.В чем по Ушинскому состоит «психическое» значение труда? Какие важные для педагога следствия из него вытекают?
7.Какие пути и средства развития трудолюбия, воспитании жажды умственного труда указывает К.Д.Ушинский? Дайте их оценку.
Литература
1. История педагогики: Учеб.пособие для пед. уч. завед. Под ред. А.И. Пискунова. М.: «ТЦ Сфера» 2006.
2.К.Д.Ушинский. Родное слово (статья)
О пользе педагогической литературы.
Труд в его психическом и воспитательном значении.// Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. Составитель:.С.Ф.Егоров. М.:Просвещение,1986.
Семинар 25: Л.Н.Толстой как педагог
1.Социо-культурные и духовные источники становления мировоззрения Л.Н.Толстого. Основные этапы жизни и педагогической деятельности.
2.Критика Л. Н. Толстым состояния современного ему образования в России и за рубежом.
3.Теоретическое обоснование Толстым сущности и принципов «свободного образования» (различение понятий «обучение» и «воспитание» ранним Толстым).
4.Особенности устройства Яснополянской школы как выражение отношения Толстого к крестьянству:
-здание школы, планировка, оборудование;
-состав учеников, их положение и взаимодействия;
-учебный план, структура учебного дня и организация занятий.
5.Толстой-учитель (отношение к детям, методы обучения).
6.Толстой педагог-подражатель? (сравнительный анализ педагогических концепций Толстого и Руссо).
Литература
1. История педагогики: Учеб.пособие для пед. университетов. Под ред. А.И. Пискунова. В 2-х частях. М.:1998 (либо любое другое).
2.Л.Н.Толстой.О народном образовании
О воспитании.
Яснополянская школа за ноябрь-декабрь месяцы.
В кн. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. Составитель:.С.Ф.Егоров. М.:Просвещение,1986.
Семинар 26: Основные этапы развития отечественного образования в ХХ веке
1.Образовательные реформы и система образования в России на рубеже XIX-XXвв.
2.Основные отечественные педагогические концепции и эксперименты конца XIX – начала XX вв.
3.Отечественная школа и педагогика в 1917 – 20-х годах XX века: коренные изменения.
4.Усиление тенденций к централизации в образовании в 30-е годы. Отечественная школа в годы ВОВ. Педагогическая наука 30-40-х годов ХХ столетия.
5.Достижения и просчеты в отечественном образовании и педагогике в 50-80 годах.
6.Изменение подходов к проблемам развития отечественного образования с начала 90-х годов ХХ века. Педагогические поиски и эксперименты.
Литература
1.А.М.Лушников. История педагогики. Учеб. пособие для суд. высш. учебн. заведений / Урал.гос. пед.университет. Екатеринбург, 1994. 368 с.
2.А.Н.Джуринский. История педагогики /Учеб. пособие для студ.педвузов.М.: Владос, 1999.
3.История педагогики: Учеб.пособие для пед. уч. завед. Под ред. А.И. Пискунова. М.: «ТЦ Сфера» 2006.
4.Хрестоматия по истории педагогики. Под общей ред.А.И.Пискунова. В 3-х частях. М.: «ТЦ Сфера»,2006. Т. 3.
Семинар 27: Сущность подхода А.С.Макаренко к проблеме воспитания личности -2ч.
1.А.С.Макаренко о цели воспитания и ошибках педагогической теории в области целеполагания.
2.Характеристика признаков воспитательного коллектива как основного «инструмента» воспитания. Закон «движения коллектива.»
3.Макаренко о сущности и методах воспитания сознательной дисциплины. Дисциплина и режим в трактовке Макаренко.
4.Особенности подхода А.С.Макаренко к проблеме наказаний, особенности применения наказаний в опыте Макаренко.
5. Сущность закона «параллельного действия».Параллельное действие как метод «прикосновения» к индивидуальности.
6.Особенности организации трудового воспитания в практике работы А.С.Макаренко.
7.Игра, стиль, тон, традиции, эстетика жизни и быта в коллективах А.С.Макаренко.
8.Значение педагогической теории А.С.Макаренко для современной образовательной теории и практики.
Литература
. 1. История педагогики: Учеб.пособие для пед. уч. завед. Под ред. А.И. Пискунова. М.: «ТЦ Сфера» 2006.
2. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания / Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 3. Новейшее время / Под общ. ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с 535 - 549.
3.Доп.-А.С.Макаренко.Педагогическая поэма .М.: Физкультура и спорт,1982.
Семинар 28: Педагогическая система В.А.Сухомлинского-2ч.
1.Личность В.А.Сухомлинского. Основные этапы жизни и педагогической деятельности.
2.По материалам рекомендованных для изучения работ Сухомлинского раскрыть положение «любовь к детям - главное в жизни учителя».
3.Охарактеризовать систему работы В.А.Сухомлинского по нравственному воспитанию подрастающего поколения. Сделать выводы.
4.В чем состоят особенности подхода к решению проблем умственного воспитания .в Павлыше?
5.Содержание и принципы трудового воспитания в опыте Павлыша. Труд как основа формирования гармоничной личности.
Литература
1. . 1. История педагогики: Учеб.пособие для пед. уч. завед. Под ред. А.И. Пискунова. М.: «ТЦ Сфера» 2006.
2.В.А.Сухомлинский.Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа,1975.
3.В.А.Сухомлинский Павлышская средняя школа.М.;просвещение,1979.
Семинар 29: Идеи и практика педагогики сотрудничества.
Характеристика педагогических концепций и опыта Ш. Амонашвили, В.Шаталова, С.Лысенковой, М.Щетинина, Е.Ильина, И.Волкова и др.( по выбору студента) в свете общей характеристики сущности педагогики сотрудничества.
Занятие проводится в форме обсуждения рефератов, заранее подготовленных студентами.
Литература:
Педагогический поиск./ Сост. И.Н.Баженова.- М.: Педагогика, 1987. – 544с. (иходный материал).
Модуль 4
Семинар 30:Управление образовательным учреждением
1. Понятие об управлении, менеджменте. Внутришкольное управление, его функции.
2.Содержание и объекты педагогического анализа и управления школой.
3.Сущность управленческой культуры руководителя, ее структура.
4.Каковы основные функциональные обязанности руководителя общеобразовательной школы? Какими документами они определены?
5.Структура и содержание годового плана работы школы, его назначение.
6.Охарактеризовать организационные формы управленческой деятельности в школе на примере школы, которую заканчивал студент.
Литература
1.Сластенин В.А Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего проф. Образования/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. –М.: «Академия», 2011.
2.Закон РФ «Об образовании». В редакции федеральных законов.-М., 2008.
3. Гончарова М.А. Основы менеджмента в образовании.- М., 2006.
4. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами.- М.. 2008.
Семинар 31:Инновационные процессы в образовании.
1.Сущность инновационных процессов в образовании и критерии педагогических инноваций.
2. Что такое передовой педагогический и новаторский опыт? Проблема внедрения достижений педагогической науки.
3. Формы стимулирования инновационной деятельности учителя.
4. Подготовить эссе (рассказ) об инновационном образовательном учреждении – письменно.
Литература
1. Сластенин В.А Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего проф. Образования/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. –М.: «Академия», 2011.
2. БеркалиевтТ.И., Заир – Бек Е.С., Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования.- СПб., 2007.
3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000, раздел IV, 1.
Семинар 32: Педагогический коллектив школы как субъект управления и саморазвития.
1. Характеристика особенностей педагогического коллектива в трудах классиков отечественной педагогики (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) – обсуждение докладов.
2.Организационное строение педагогического коллектива.
3.Понятие о психологическом климате педагогического коллектива.
4. Управление конфликтом в педколлективе – анализ педагогических ситуаций.
Литература
1. Сластенин В.А Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего проф. Образования/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. –М.: «Академия», 2011.
2.Каменская Е.Н. Педагогика: учебное пособие. М., 2007.
Семинар 33: Педагогическая технология и педагогическая задача.-4ч.
1.Понятие о педагогической проблеме, педагогической задаче, педагогической ситуации, педагогической технологии.
2.Типология педагогических задач (привести примеры каждого типа задач) и технология их решения (представить схему основных этапов).
3. Факторы и условия выбора методов обучения .
4.Технология конструирования и дидактического анализа урока.
5.Выбор методов воспитания как педагогическая задача (анализ ситуаций)
6.Основные виды деятельности детей и технология их организации.
Литература
1. Сластенин В.А Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего проф. Образования/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. –М.: «Академия», 2011.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. – СПб, 2008.
3.Подласый И.П. Педагогика: учебное пособие М., 2008, тема 4.
4.Титова Е.В. Если знать, как действовать. М.,1993.
5.Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006.
Семинар 34: Технология педагогического общения
1.Сущность и место педагогического общения в структуре педагогической деятельности.
2.Понятие о технологии педагогического общения и основных этапах решения коммуникативных задач.
3. «Технологическая карта» различных стилей педагогического общения.
4.Основные условия и технологические приемы установления педагогически целесообразных отношений. Микротреннинг современных техник эффективной коммуникации.
Литература
1. Сластенин В.А Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего проф. Образования/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. –М.: «Академия», 2011.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. «Педагогика»: учебное пособие.- СПб.: издательство «Питер», 2008, гл 5.
Занятие 35:Психолого-педагогическая диагностика – основа для разработки педагогических технологий.
На занятии студенты выполняют задания по диагностике самооценки, личносных качеств, интересов, особенностей межличностных отношений в группе, самосознания, овладевая соответствующим инструментарием и техникой его использования..
Семинар 36:Педагогическое проектирование
1. Сущность педагогического проектирования
2.Этапы педагогического проектирования.
3. Виды педагогических проектов и объекты педагогического проектирования.
4. Результаты и оценка проектной деятельности.
На занятии организуется работа с «Памяткой по работе над проектом»
Литература
1.Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой.-М., « Академия», 2005.
2.Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751.
Примерные темы рефератов
Модуль1.