Современные научные проблемы реабилитации и абилитации лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Неразвитость ранней диагностики, недостаток финансирования
Профессиональное образование людей с нарушениями слуха.
Преобладающими профессиями для них остаются инженерно-технические. Реже они получают профессиональную художественную, культурно-просветительную подготовку, профессиональную подготовку в области физической культуры и спорта, а также экономическую, педагогическую и медицинскую.
Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии - приоритет специального образования.
Рассказать про раннюю комплексную помощь детям, служба ранней помощи, про лекотеки.
Система образования взрослых инвалидов по зрению
Оно включает среднее образование (реализуется посредством сменных и очно-заочных школ), профессиональное (общие и специальные профессиональные училища и высшие профессиональные учебные заведения), собственно реабилитационное (центры элементарной реабилитации и профессионально-трудовой подготовки и переподготовки инвалидов по зрению).
Обобщение передового опыта в области профессионально-трудовой деятельности слепых и слабовидящих доказывает, что инвалиды по зрению могут успешно реализовать себя в мире техники, науки, литературы и искусства, а также в сферах сельскохозяйственного труда и обслуживания.
Система социальных институтов для реализации специальных образовательных программ разного типа (образовательные учреждения, семья, учреждения досугового и дополнительного образования, общественные движения).
Рассказать про разные центры, группы, тренинги.
Авторские школы в логопедии.
Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов.
Обеспечение образовательного минимума, организация психол.- пед. сопровождения, интеграция и социализация детей с ОВЗ в обществе.
Принципы, определяющие стратегию коррекционно-логопедического воздействия.
1. Педагогические принципы: Принцип комплексности (Данные от разных специалистов), Принцип системного подхода к коррекции речи у детей (организация мер по профилактики, преемственности, диагностики и коррекции речевых нарушений у детей).Индивидуального (дифференцированного) подхода в обучении. Повторяемости и упражняемости. Разнообразия дидактического материала и форм работы.
2. Психологические принципы – развитие ребенка: Деятельностного подхода и коммуникативной деятельности. Развитие познавательных процессов. Учет первичных и вторичных проявлений в структуре дефекта. Принцип психологического оснащения работы. Психотерапевтического воздействия – включение ребенка в различные терапевтические мероприятия – арттерапия, Миелотерапия, зоотерапия, Логоритмика.
3. Психолингвистические принципы: Онтогенетический подход к изучению речи. Работа над речемыслительными процессами. Дифференциально-диагностический принцип – различение различных дефектов на ранней стадии.
Технологии и методы специального обучения.
Коррекционно-развивающие технологии:
• Использование сенсорной комнаты, ипотерапию, песочную терапию, технологии раннего вмешательства, работа лекотеки, некоторые технологии формирования пространственной ориентировки, формирование и коррекция устной стороны речи, технологии арт-терапии и др.
Коррекционно – образовательные технологии:
• Технология ППД. Технология развития речевых и мыслительных процессов у разных категорий детей, технология совместно-разделённой деятельности применительна к детям с множественными нарушениями
Комбинированные технологии:
• Развивающие и обучающий потенциал, система Монтесори, педагогика Штайнера, кондуктивная педагогика для детей с ДЦП, специализированные информационные технологии