Индивидуальное эмпирическое исследование

Эмпирическое исследование –система действий по получению и/или доказательству истинности научного знания, основанная на получении данных из окружающей действительности через эмпирические методы. В отличие от исследования теоретического, в котором знание обосновывается с помощью системы рассуждений и рациональных доказательств, главным способом доказательств в эмпирическом исследовании является получаемый в результате измерений факт. Однако в каждом эмпирическом исследовании всегда есть теоретические ориентиры, основы, в нем используются теоретические (в первую очередь логические) методы. В теоретическом исследовании тоже присутствуют эмпирические знания, но они являются только «отсылочным», полученным ранее доводом, аргументом в системе рассуждений и доказательств, тогда как в исследовании эмпирическом эмпирические знания – и доказательство, и результат исследовательских действий.

Эмпирическое исследование всегда включает в себя рациональные познавательные процедуры, в которых используются теоретические методы: уточнение того, какая проблема в исследовании решается, постановку цели, выдвижение и обоснование гипотезы, подбор средств достижения цели и доказательства гипотезы, и, наконец, интерпретация полученных в исследовании результатов. Но основой эмпирического исследования является получение достоверных фактических данных, осуществляемое эмпирическими методами.

Эмпирическое исследование, проводимое в учебных условиях – исследование «короткое», не требующее развернутых теоретических обоснований, выдвижения теоретических гипотез, большой научной новизны и практической значимости. Выполняя его, студент оперирует доступными для осмысления и измерения, описания эмпирическими проявлениями психических процессов, свойств, состояний, методами, формами организации, средствами, условиями учебно-воспитательного процесса. Эмпирическое исследование, даже не имеющее высокой научной ценности, - важнейший способ формирования исследовательского опыта, вовлечения студентов в научную деятельность, развития их понятийного мышления.Только «пощупав» все элементы исследования, столкнувшись с трудностями его проведения студент может чему-то научиться, понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания, будет способен использовать в организации собственной профессиональной деятельности научно обоснованные методы и иметьготовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических, руководить в будущем проектно-исследовательской деятельностью школьников.

Конечно, студенческое эмпирическое исследование изначально ограничено в научной ценности получаемых результатов, но всякий, планирующий и осуществляющий научное исследование в психологии и педагогике должен помнить, что даже самое простое, но честное исследование – вклад в копилку научного знания.

Построенный «понятийный аппарат» исследования должен быть слаженным аппаратом, все детали которого работают взаимосвязано, обеспечивая успешное функционирование целостных научно-логических основ исследования. Если каждая из «деталей» логических основ исследования формулируется в отрыве друг от друга, они не согласованы между собой, аппарата не получится, будет только набор разбросанных шестеренок, рычагов, винтиков.

В целом исследование включает в себя:

– предварительный этап (начальная проработка важнейших ориентиров исследования);

– этап формирования научно-логической структуры исследования, включая выбор методов его проведения;

– прогностический этап (составление плана исследования);

– организационный этап (непосредственное осуществление исследовательских действий);

– обобщающий этап (интерпретация результатов исследования);

– этап оформления результатов исследования.

Определяемся с понятиями

Наши рекомендации