Для педагогов и администрации
1. История, цели и ценности инклюзивного образования.
2. Условия обучения детей с РАС и их образовательные потребности.
3. Особенности психического развития детей с аутистическими рас&
стройствами: особенности поведения, развитие психических функций.
4. Задачи деятельности специалистов сопровождения.
5. Особенности организации учебной деятельности школьников с
расстройствами аутистического спектра.
6. Индивидуальная образовательная программа — изменение содер&
жания программ в различных предметных областях в соответствии с
особенностями развития ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ _____2
Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/2722,6
«Об организации работы с обучающимися,
имеющими сложный дефект»
В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекци&
онном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанни&
ков с отклонениями в развитии в редакции постановлений Правитель&
ства Российской Федерацииот 12 марта 1997 г. № 288 и от 10 марта
2000 г. № 212 в коррекционном учреждении могут открываться специ&
альные классы, группы, группы продленного дня (в том числе для вос&
питанников, имеющих сложный дефект). Настоящее письмо определя&
ет специфику образовательного процесса в специальных классах, груп&
пах, группах продленного дня для обучающихся, воспитанников, имею&
щих сложный дефект, специальных (коррекционных) образовательных
учреждений.
Сложный дефект — любое сочетание психических и (или) физичес&
ких недостатков, подтвержденных в установленном порядке.
1. Специальные классы, группы, группы продленного дня для обуча&
ющихся, воспитанников со сложным дефектом создаются в специаль&
ном (коррекционном) образовательном учреждении (далее — коррек&
ционное учреждение) с целью максимально возможной социальной
адаптации, вовлечения в процесс социальной интеграции и личностной
самореализации этих обучающихся, воспитанников (далее — воспитан&
ников).
2. Специальные классы, группы, группы продленного дня открыва&
ются в помещениях, оборудованных и оформленных с учетом особенно&
стей воспитанников со сложным дефектом.
3. Количество специальных классов, групп, групп продленного дня в
коррекционном учреждении определяется самим учреждением.
4. В специальный класс, группу, группу продленного дня коррекци&
онного учреждения принимаются воспитанники школьного возраста.
5. Направление детей в специальный класс, группу, группу продлен&
ного дня коррекционного учреждения осуществляется органами управ&
ления образованием только с согласия родителей (законных представи&
телей) на основании заключения психолого&медико&педагогической ко&
миссии.
6. В специальный класс, группу, группу продленного дня коррекци&
онного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей
(законных представителей) на основании заключения психолого&меди&
ко&педагогической комиссии. Специальные классы, группы, группы
продленного дня коррекционного учреждения комплектуются по мере
выявления таких воспитанников в ходе психолого&медико&педагогичес&
кого наблюдения в условиях образовательного процесса.
7. Перевод воспитанников из специального класса, группы, группы
продленного дня в класс, группу, группу продленного дня коррекцион&
ного учреждения осуществляется органом самоуправления учрежде&
ния.
8. Предельная наполняемость специальных классов, групп, групп
продленного дня коррекционного учреждения — 5 человек. При нали&
чии необходимых условий и средств возможно комплектование классов
с меньшей наполняемостью.
В специальном классе, группе, группе продленного дня коррекцион&
ного учреждения должно быть не менее трех воспитанников, способных
самостоятельно передвигаться и частично обслуживать себя.
9. Содержание образования в специальном классе, группе, группе
продленного дня коррекционного учреждения определяется образова&
тельной программой (образовательными программами), разрабатывае&
мой на базе образовательной программы (образовательных программ)
данного учреждения с учетом особенностей психофизического разви&
тия и возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой кор&
рекционным учреждением самостоятельно. При разработке образова&
тельной программы (образовательных программ) специальных классов,
групп, групп продленного дня могут быть использованы образователь&
ные программы специальных (коррекционных) образовательных уч&
реждений для обучающихся, воспитанников с иными отклонениями в
развитии.
10. Содержание образования в специальных классах, группах, груп&
пах продленного дня коррекционного учреждения направлено на реше&
ние следующих задач:
формирование представлений о себе;
формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
формирование доступных представлений об окружающем мире и
ориентации в среде;
формирование коммуникативных умений;
обучение предметно&практической и доступной трудовой деятельно&
сти;
обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам,
имеющим практическую направленность и соответствующим психофи&
зическим возможностям воспитанников;
овладение доступными образовательными уровнями.
11. Организация образовательного процесса в специальных классах,
группах, группах продленного дня коррекционного учреждения регла&
ментируется учебным планом, годовым календарным графиком и рас&
писанием занятий, учитывающими особенности психофизического раз&
вития воспитанников со сложными дефектами и разрабатываемыми и
утверждаемыми коррекционным учреждением самостоятельно.
12. Сроки освоения образовательной программы (образовательных
программ) воспитанниками специальных классов, групп, групп про&
дленного дня коррекционного учреждения могут быть увеличены и оп&
ределены в зависимости от индивидуальных возможностей конкретно&
го воспитанника и не должны превышать 12 лет.
13. Выпускникам специальных классов коррекционных учреждений,
имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном
порядке документ государственного образца об уровне образования и
(или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекци&
онного учреждения.
14. Коррекцию сенсорных и двигательных недостатков воспитанни&
ков осуществляет учитель&дефектолог в тесном сотрудничестве с учите&
лем, воспитателем класса, группы, группы продленного дня, педагогом&
психологом, медицинскими работниками коррекционного учреждения.
15. Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых
средств коммуникации осуществляет учитель&логопед в тесном сотруд&
ничестве с учителем, воспитателем класса, группы, группы продленно&
го дня, педагогом&психологом, медицинскими работниками коррекци&
онного учреждения.
16. Занятия ЛФК, массаж, физиотерапевтические и другие лечебно&
оздоровительные мероприятия осуществляют работники, имеющие со&
ответствующую квалификацию.
17. Социальную помощь, связь с родителями (законными представи&
телями), органами социальной защиты, здравоохранения, занятости на&
селения и другими осуществляет социальный педагог.
18. В штат коррекционного учреждения, имеющего в своей структу&
ре специальные классы, группы, группы продленного дня, вводятся до&
полнительные ставки воспитателя, помощника воспитателя для посто&
янного обеспечения охраны жизни и здоровья воспитанников, оказания
им помощи по обслуживанию себя.
Заместитель министра Е.Е. Чепурных
ПРИЛОЖЕНИЕ 3