Правовой статус Президента Российской Федерации и его администрации в системе исполнительной власти России по Положению об Администрации Президента РФ от 6.04.2004 г.

Полномочия Президента Российской Федерации в системе государственной власти Конституция РФ (ст. 80) закрепляет государственно­правовой ста­ тус Президента РФ как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент наделяется полно­ мочиями по принятию и реализации мер по охране суверенитета, не­ зависимости и государственной целостности России, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов госу­ дарственной власти. Президент РФ организует функционирование всех ветвей государственной власти, координирует их взаимодейст­ вие, представляет государство внутри страны и в международных от­ ношениях.

В соответствии со ст. 84 Конституции РФ Президент в отношени­ ях с Государственной Думой осуществляет полномочия по назначе­ нию выборов Государственной Думы и ее роспуску на основании по­ ложений конституционных норм, закрепленных в ст. 109, 111, 117. Взаимоотношения Президента РФ с судебной властью и прокура­ турой закреплены в ст. 128, 129 Конституции РФ.

Президент пред­ ставляет для назначения Советом Федерации кандидатуры судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ и его заместителей; вносит в Совет Федерации пред­ ставление об освобождении от должности Генерального прокуро­ ра РФ и его заместителей; назначает на должностьсудей федеральных судов. По представлению Генерального прокурора, согласованному с субъектами Федерации, Президент назначает прокуроров субъек­ тов РФ и освобождает их от должности; назначает и освобождает от должности по представлению Генерального прокурора иных проку­ роров — военных и специализированных прокуратур. Президент обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст.78) осуществление полномочий федеральной государственной вла­ сти на всей территории РФ, в том числе может использовать согласи­ тельные процедуры для разрешения разногласий между органами го­ сударственной власти Федерации и ее субъектов, а также между орга­ нами государственной власти субъектов РФ. Президент вправе приостанавливатьдействие актов субъектов Фе­ дерации, если они противоречат Конституции, федеральным зако­ нам, международным обязательствам России или нарушают права и свободы человека и гражданина. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти вы­ текают из его общих конституционных полномочий как главы госу­ дарства по вопросам внутренней политики, они характеризуются как государственно­управленческие. В соответствии с Конституцией РФ, федеральным конституционным и федеральным законодательством выделяются следующие направления реализации Президентом РФ полномочий в сфере исполнительной власти.

1. Полномочия государственно­политического характера по орга­ низации функционирования исполнительной власти в целом. Они включают: назначение с согласия Государственной Думы Председате­ ля Правительства РФ и принятие решения о его отставке, назначение на должностьи освобождение от должности заместителей Председа­ теля Правительства РФ, федеральных министров, право председа­ тельствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «а»—«д» ст. 83 Кон­ ституции РФ).

2. Полномочия главы государства по вопросам системной органи­ зации исполнительной власти в России, включающие организацию системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствии со ст. 112 Конституции РФ и Законом о Правительст­ ве РФ. На основе Закона о Правительстве РФ (ч. 2 и 3 ст. 32) и Указа Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных ор­ ганов исполнительной власти» Президент РФ осуществляет руковод­ство деятельностью ряда федеральных министерств (Минобороны России; МВД России; Минюста России; МИД России; МЧС России) и подведомственных им федеральных служб и агентств. Президент также руководит деятельностью самостоятельных федеральных служб и агентств (СВР России; ФСБ России; ФСО России и др.), распределяет и перераспределяет функции между органами ис­ полнительной власти, деятельностью которых он руководит, утверж­ дает положения о них, назначает руководителей и заместителей руко­ водителей этих органов. 3. Полномочия по введению на территории России или в отдель­ ных ее местностях чрезвычайного положения при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Госу­ дарственной Думе (ст. 88 Конституции РФ). Согласно Конституции РФ полномочия Президента по определе­ нию направления и содержания деятельности исполнительной власти охватывают:

определение основных направлений внутренней и внеш­ ней политики государства (ст. 80) посредством обращения к Феде­ ральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране (ст. 84);

внесение законопроектов в Государственную Думу по вопросам государственного управления;

осуществление руководства внешней политикой (ст. 86).

Кроме того, Президент является Верхов­ ным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ (ст. 87). 94 Раздел II. Субъекты административного права В сфере обеспечения законности и государственной дисциплины Президент РФ наделен правом приниматьуказы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ (ст. 90). Во исполнение конституционных положений о том, что Прези­ дент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), он наделен значительными полномочиями в области обороны, обеспечения порядка и безопасности внутри страны. Полномочия Президента РФ по обеспечению порядка и безопас­ ности включают также непосредственное подчинение ему ряда мини­ стерств и ведомств, отвечающих за порядок и безопасностьв стране: Минобороны России, МВД России, Минюста России, МЧС России, ФСБ России, ФСО России, СВР России и др. Важным средством и организующим звеном в компетенции Пре­ зидента по обеспечению порядка и безопасности является Совет Безопасности РФ. Президент формирует и возглавляет данное ведом­ ство (ст. 83 Конституции РФ) и руководит его деятельностью. Статус Совета Безопасности и порядок его работы определяются Положени­ ем о Совете Безопасности Российской Федерации.

Президентские полномочия осуществляются лично Президен­ том РФ. В то же время многогранностьработы Президента, широчай­ ший спектр его деятельности предполагают наличие специального органа, создающего условия для реализации Президентом его кон­ ституционных полномочий. Таким органом выступает Администра­ ция Президента РФ, являющаяся рабочим органом — аппаратом, со­ средоточившим значительный объем полномочий, необходимых для подготовки президентских решений и контроля за их реализацией. Современный статус президентской Администрации определен в Положении об Администрации Президента Российской Федерации как государственного органа, обеспечивающего деятельность Прези­ дента РФ. В состав Администрации входят: Руководитель Администрации и его заместители, пресс­секретарь, помощники и полномочные пред­ ставители Президента в федеральных округах, палатах Федерального Собрания, Конституционном Суде, уполномоченные по защите прав предпринимателей, по правам ребенка, советники Президента и иные должностные лица Администрации; управления Президен­ та РФ; иные самостоятельные подразделения Администрации. Глава 6. Президент РФ, государственные органы исполнительной власти 95Администрация Президента РФ формируется Президентом в соот­ ветствии с п. «и» ст. 83 Конституции РФ для обеспечения всех направ­ лений его деятельности. В функции президентской Администрации входят:организация подготовки законопроектов для внесения их Пре­ зидентом в Государственную Думу в порядке законодательной ини­ циативы;

подготовка и представление Президенту РФ проектов ука­ зов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президен­ ту РФ документов;

обеспечение обнародования федеральных законов и иных документов, подписанных Президентом РФ;подготовка мате­ риалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Соб­ ранию РФ, для его программных выступлений; обеспечение деятель­ ности Совета Безопасности РФ, Государственного совета РФ и других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ;

под­ готовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной вла­ сти; обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профес­ сиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово­ промышленными палатами;

обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению; кон­ трольисполнения федеральных законов (в части, касающейся полно­ мочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод че­ ловека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;

подго­ товка предложений Президенту РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной вла­ сти;

содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кад­ ровым вопросам и др.

Администрация, реализуя свои функции, взаимодействует с пала­ тами Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, Конституци­ онным Судом РФ, Верховным Судом РФ, иными судами, Генераль­ ной прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и их аппаратами, органами местного самоуправления, а также с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими, международными и ино­ странными организациями. Контроль за деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти по реализации указов, распоряжений и иных решений Президента РФ, общенациональных проектов, ежегодных посланий, бюджетных посланий и иных программных документов Президента РФ согласно Указу Президента РФ от 8 июня 2004 г. 96 Раздел II. Субъекты административного права № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Пре­ зидента Российской Федерации» осуществляет Контрольное управле­ ние Президента РФ. Для реализации своих задач и функций оно на­ делено полномочиями организационного, дисциплинарного и юрис­ дикционного характера. Широкие полномочия возложены на Управление Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, которое на основа­ нии Указа Президента РФ от 4 декабря 2009 г. № 1382 «Об утверж­ дении Положения об Управлении Президента Российской Федера­ ции по вопросам государственной службы и кадров» обеспечивает реализацию Президентом РФ его полномочий по решению кадровых вопросов и по проведению государственной политики в области госу­ дарственной службы. В частности, Управление осуществляет подго­ товку и согласование проектов указов и распоряжений Президен­ та РФ по вопросам о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта Федерации; о назначении временно ис­ полняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Фе­ дерации.

Наши рекомендации