Старший дошкольный возраст

Наблюдения за явлениями неживой природы
1. Солнце. Обратить внимание детей на появление тени в солнечный день. Полюбоваться окружением, сказать, что красиво выглядит на солнце, а что в тени. Обратить внимание на тень человека, ее размеры, форму, как она двигается, исчезает. Солнце – определить состояние солнца и зависимость от этого температуры воздуха. Понаблюдать за осенним воздухом – светлый, хрустальный, морозны, лѐгкий, дышится тоже легко. Установление связи между высотой стояния солнца и температурой воздуха (провести длительное наблюдение в начале, середине и конце месяца). Выбрать определѐнное место и ориентир. Фиксация в дневнике наблюдений.  
2. Ветер. Что такое ветер? Наблюдение за силой ветра с помощью султанчиков. Какие бывают ветры? Какой сегодня ветер? "Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде. Учить определять силу ветра и направление, устанавливать связь ветра и растений (при сильном ветре траву пригибает к земле, деревья прогибаются).
3.   Облака. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч. Наблюдение за цветом неба: ясное, редкие облака, всё небо затянуто облаками. Продолжать учить детей описывать состояние неба, связывая с сезонными изменениями.
  4. Осадки. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями. Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше). Учить установить связь между осадками и температурой воздуха: идёт дождь понижается температура воздуха, холодная, мокрая земля.
5. Почва. Установить связь между понижением температуры воздуха и замерзанием почвы, зафиксировать в альбоме наблюдений.
6. Д Долгота дня Зафиксировать с детьми долготу дня его уменьшение: один раз в неделю отмечать время включения света утром и вечером (экспериментирование)
7. Луна, звезды На вечерних прогулках обратить внимание на глубокое, темное небо, на котором появляется тонкий серебристый серп — месяц. Проследите все изменения луны: от появления месяца до полнолуния, отмечайте ее цвет. Когда светит луна, вокруг светло, видны все предметы. Осенью на темном небе особенно ярко светят звезды. Обратите внимание, что они разные, большие и маленькие, и светят по-разному: одни ярче, другие более тускло. Приучайте детей любоваться красотой луны и звезд.
Наблюдения за растительным миром
1. Прогулки в парк или по экологической тропе. Почему осень называют золотой, желтой? Листья летят медленно, потому что они легкие. Рассматривание красивых осенних листьев. Все ли деревья изменили окраску листьев? Какими были летом деревья, кусты? Как они изменились с приходом осени? Какого цвета листья на березе? (Золотисто-желтые.) На рябине? (Красные.) У какого дерева раньше других меняется окраска листьев?(У березы.) У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (У березы.) Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс не нужных веществ с листьями.) Все листочки падают одинаково? Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Растение продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с готовыми листьями.) Исследование территории детского сада – оценить, достаточно ли деревьев и в каком они состоянии, познакомить детей с тем, как деревья заботятся о нашем здоровье – очищают воздух от пыли, снижают уровень шума, защищают от ветра и солнца. Листья – дать представление о том, что в природе всё взаимосвязано (листья растут на дереве, которое « добывает еду» из почвы, опадая на землю, листья преют, перегнивают и уже сами кормят дерево, на котором появляются молодые листья).
2. Цветник. Цикл наблюдений за цветущими растениями "Что цветет на нашем участке?" Осмотреть участок, найти цветущие растения , дать их названия. 1. "Какие они - цветущие растения?" Определить строение растений (стебель, листья, цветки, корни). Сравнить разные растения по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху. 2. "Кто помогал цветам расти?" Обсудить, почему цветы выросли. Определить назначение всех частей растения. 3. "Что было сначала, что будет потом?" Дать представление о цикле развития растений. 4. "Соберем семена садовых цветов". Учить детей определять зрелость семян, собирать их для хранения. 5. "Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?" Дать представление о способах распространения семян растений.
3. Труд взрослых. Понаблюдайте, как взрослые (садовник, дворник) в детском саду заботится о растениях и готовят их к зиме: выкапывает клубни георгинов, убирает их в подвалы, укрывает розы, аккуратно связывает раскидистые кустарники. Обратите внимание, как садовники старательно и осторожно обращаются с растениями, чтобы не сломать, не повредить их.
Наблюдения за животным миром
1. Насекомые. Отметить, каких насекомых стало меньше, выяснить причину их исчезновения и зависимость от температуры воздуха. Насекомые усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.
2. Птицы. Рассмотреть птиц на участке. Куда улетают птицы осенью? Почему? Как приспособились птицы к наземно-воздушной среде обитания? Как человек заботится о птицах? Воробьи – Закреплять умение узнавать воробья по внешнему виду и особенностям поведения. Обратить внимание на изменения в поведении осенью (ведут себя тише, подбираются поближе к людям). Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, скворцов, белобоких сорок, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Закрепить названия частей тела. В сентябре по Крыму можно отметить отлет и пролет многих птиц: зеленушки, гуси-казарки. В октябре перелет насекомоядных птиц, отлет деревенских ласточек и степных журавлей. Появление зимующих птиц – больших сорокопутов, овсянок, ястребов, дроздов-деряб и рябинников, голубей-клинхухов, витютней. В ноябре заканчивается переедет насекомоядных птиц, отмечается массовый перелет дроздов-рябинников. С заливов отлетают лысухи. У островов масса гусеобразных
3. Домашние животные. Собака – закрепить знания детей о собаке (её повадках, образе жизни). Вспомнить известные породы собак.
4. Млекопитающие В сентябре у млекопитающих Крыма отмечается: · Линька у лисицы, хорька, барсука; · У оленей бои самцов, старые и молодые косули собираются в общие стада; · Суслики впадают в спячку, прилет летучих мышей. В октябре Заканчивается рев оленей. Муфлоны покидают свои летние пастбища. Суслики и тушканчики впадают в спячку. В ноябре копытные животные держатся на южных склонах гор. Исчезают летучие мыши.
5. Земноводные, рептилии В сентября уменьшается подвижность лягушек и жаб, выводки у черепах. В октябре исчезают, залегая в укрытые места на зимовку лягушки, жабы, тритоны. В ноябре скрываются на зимовку ящерицы, но змеи бодрствуют.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
  "Почему цветы осенью вянут?" Цель. Установить зависимость роста растений от температуры окружающей среды и поступающей влаги. "Уличные тени". Цель. Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения. "Построим город из песка". Цель. Участвовать в коллективном преобразовании, проявлять умение видеть возможности преобразования, доводить работу до логического конца. "Почему песок хорошо сыплется?" Цель. Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Свет и тень. Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ.
  1. "Овощи и фрукты на нашем столе" Цель. Уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах фруктов и овощей, о способах их использования в пищу; закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей. 2. "Работа дежурных в уголке природы". Цель. Познакомить детей с приемами ухода за растениями и животными, назвать обитателей уголка природы, их основные потребности. 3. "Как заполнять календарь природы?" Цель. Познакомить детей со страницей календаря на сентябрь, условными обозначениями; учить рисовать значки, пользоваться трафаретом, аккуратно раскрашивать квадратики дней недели; развивать интерес к наблюдениям за природой. 4. "Планета Земля". Цель. Сообщить сведения о планете Земля, влиянии на нее Солнца; учить активно мыслить, видеть красоту Земли; воспитывать желание беречь ее, иметь представление о разнообразии природы на планете.
   
старший дошкольный возраст - student2.ru НАБЛЮДЕНИЯ И УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Наши рекомендации