Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили ос­новные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. Но еди­ничные, нетипичные формы вызывают затруднения.

У детей встречаются ошибки в чередовании согласных (ухо — «ухи» вместо уши, «длинноуший» вместо длинноухий), в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повели­тельного наклонения глаголов (поезжай, ляг, вытри, сотри, положи, сложи) и сравнительной степени прилагательного (красивее, глубже, слаще, тверже, выше, лучше). Трудности для ребенка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить.

Поэтому освоение всего многообразия грамматических форм, характерных для русского языка, продолжается. Ус­воение грамматики облегчается развитием элементов ло­гического, отвлеченного мышления, формированием язы­ковых обобщений.

Старших дошкольников продолжают обучать тем фор­мам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согла­сованию существительных с прилагательными и числитель­ными (третий ряд, пятый стол), употреблению местоиме­ний их, к ним и согласованию их с числительными, фор­мируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными.

На данном возрастном этапе ставятся задачи учить де­тей правильно изменять все слова, имеющиеся в их актив­ном словаре, воспитывать у ребенка критическое отноше­ние к грамматическим ошибкам в его собственной и чу­жой речи, потребность говорить правильно.

Совершенствование грамматического строя происходит преимущественно в связи с развитием связной речи.

В методике от постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями осуществляется переход к сло­весным приемам. Снижается роль игр с игрушками, боль­ше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-грамматические упражнения).

По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может быть и речь самих детей. Необхо­димо также создавать условия для речевого творчества — самостоятельного образования трудных форм слова.

Правильными методическими приемами воспитатель побуждает мыслить самостоятельно, предупреждает ошиб­ки. Так, знакомя с образованием множественного числа от нового для детей слова ягненок, воспитатель напоминает, что, например, о детенышах коровы во множественном числе говорят телята, и предлагает подумать, как можно сказать, если ягненок не один, а их много (ягнята). Дети образуют эту форму самостоятельно.

Рассмотрим несколько примеров игр и словесных уп­ражнений для формирования морфологической стороны речи.

Для усвоения родовой принадлежности.

Игра -Опиши картинку».

Материал для игры: предметные картинки (дерево, яблоко, груша, лимон, платье, шапка, фартук, полотенце, рубашка, ведро, кастрюля, чайник, окно, дверь, дом, колесо, велосипед).

Картинки разложены обратной стороной кверху, ребенок выбирает одну картинку и называет ее (яблоко). Воспитатель спрашивает: «Какое оно?» (Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое.)

Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое».

Во второй части занятия можно предложить детям отгадать несколь­ко загадок:

— Шерстяное, теплое, красивое, удобное. Что это? (Платье.)

— Желтая, вкусная, сочная, спелая. Что это? (Груша.)

— Большое, красноватое, круглое, сладкое, спелое. Что это? (Яб­локо.)

Дидактическая игра «Три рейки» (по типу игры из альбома О. И. Соло­вьевой).

Материал: предметные картинки (чайник, фартук, нож, тарелка, чашка, кастрюля, ведро, блюдце, окно, апельсин, яблоко, груша, яйцо).

Можно предложить детям сначала в одну стопку сложить картинки с предметами, про которые можно сказать один, во вторую — про которые можно сказать одна, в третью — про которые можно сказать одно. Затем дети должны разложить картинки на рейках в том же по­рядке.

«А что у тебя?» (Игра на слова с противоположным значением.)

— У меня маленькое пианино. А у тебя что? — А у меня большое пианино.

— У меня высокий дом. А у тебя что? — А у меня низкий дом.

— Про что можно сказать маленькое? (Про ведро, окно, блюдце, яблоко.)

— Про что можно сказать маленькая? (Про девочку, шубку, варежку.)

— Про что можно сказать маленький? (Про мальчика, домик, гри­бок, ребенка.)

Во всех случаях при определении родовой принадлежности внима­ние детей акцентируют на звуковой стороне слова, а окончания прого­вариваются немного утрированно.

Игры и упражнения на употребление существи­тельных во множественном числе, родительном падеже.

Словесные упражнения. «Чего пет у Тани?»

— Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы...)

— А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто...)

«Один и много».

Вначале воспитатель — ведущий.

— У меня один чулок. А у тебя? — У меня много чулок.

— У меня один носок. А у тебя? — У меня много носков.

— У меня один гольф. А у тебя? — У меня много гольфов.

— У меня одни рейтузы. А тебя? — У меня много рейтуз И т. д. Упражнения на подбор глаголов.

«Кто что умеет делать».

Собака — лает, сторожит (дом), рычит, виляет (хвостом), бегает, грызет (кости).

Кошка — мяукает, мурлыкает, царапается, лакает (молочко), ловит мышей, играет.

«Кто больше назовет действий».

— Что можно делать с водой? — Пить, наливать, плавать (в воде), играть (с водой), переливать (воду), кипятить ...

— Что можно делать с мячом? — Играть, бросать, ловить, пинать ...

— Что можно делать с цветами? — Рвать, нюхать, смотреть, любо­ваться, поливать, дарить, сажать ...

«Где что можно делать».

— Что можно делать в лесу? - - Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать ...

— Что можно делать на реке? — Купаться, плавать, нырять, заго­рать, кататься (на лодке), ловить рыбу ...

Усложняются задания на употребление глаголов одеть — надеть, одеть — раздеть, надеть — снять, на спряжение глаголов, на употребление неизменяемых существительных, предлогов и наречий с пространственным значением (на­верху, внизу, слева, напротив, между).

Для введения в речь причастий можно использовать уп­ражнения с картинками и словесные:

Мальчик читает. Какой мальчик? — Читающий мальчик. Мальчик рисует. — Рисующий мальчик. Самолет летит, гудит. — Летящий, гудящий самолет. Лист желтеет, зеленеет, краснеет, шуршит. — Желтеющий, зеленею­щий, краснеющий, шуршащий лист.

Наши рекомендации