Роль гражданского общества и школы в профилактике экстремизма и ксенофобии

Анализ соотношения таких понятий, как ксенофобия, национализм и экстремизм, приводит к выводу о том, что они описывают круг внешне сходных явлений. В России под понятием «национализм» чаще всего подразумевают этнонационализм, в особенности его крайние формы, которые делают акцент на превосходстве одной определенной национальности над всеми остальными. Ксенофобия - нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному, восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Такие взгляды, воздвигнутые в ранг мировоззрения, могут стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления.
Эти явления отражают две стороны одного феномена - утверждения своего как единственно возможного и страха перед чуждым. Однако, как ни парадоксально, ксенофобия оказывается более широким термином, так как страх распространяется на все непонятное, непостижимое. Таким образом, ксенофобия и национализм - это явления, отражающие прежде всего смысловые и ценностные установки индивида или группы.
Другой оттенок носит феномен экстремизма. Это не просто установка или внутренняя позиция, это готовность к действию и характеристика действий (экстремизм (лат. extremus - крайний) - приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике).

Таким образом, мы рассматриваем феномены ксенофобии, национализма и экстремизма как проблемы правового поля, порождающие критические, социально-проблемные и юридически значимые ситуации.
Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, то есть такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни - мотивов, стремлений, ценностей. Все люди сталкиваются с такого рода ситуациями и с большей или меньшей эффективностью выходят из них.[12]

Очевидно, что формирование спокойного отношения к другим нациям завязано на развитие общей и профессиональной культуры, не связанной напрямую с этническим воспитанием. Соотношение тех, для кого нет проблемы с ксенофобией и тех, для которых ксенофобия концентрирована в несколько наций примерно 3 к 1. Экстремизм и ксенофобия связаны между собой, но при этом имеют и существенные различия. Под ксенофобией обычно понимаются различные проявления интолерантности (нетерпимости) по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство (т. е. фобии) к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия (или этнофобии) - страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов (например «кавказцев», «южан», «инородцев»).[15]

Всплеск социальной, этнической и религиозной нетерпимости, лежащий в основе экстремизма, почти всегда сопровождает исторические перемены. На личностном уровне предпосылки этнического и религиозного экстремизма могут быть вызваны практически любыми изменениями социального статуса. Многими социологическими исследованиями фиксировалось нарастание ксенофобий и агрессивности в сознании людей, понизивших свое социальное положение. Но и «благополучные» люди не избавлены от опасностей ксенофобии и агрессии. При увеличении разрыва между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения возрастают агрессивные установки; неудовлетворенность обычно приводит к поиску виновника - им становится кто-то другой - власть, конкурентные группы, представители других народов и религий и подобное.[41]

Тем не менее, в более частных показателях уровня ксенофобии и экстремизма почти половина (47%) опрошенных время от времени сталкивается с неуважением к культуре, обычаям и языку своего народа, 8% корреляция сталкиваются часто.

Педагоги: неуважение к культуре.

Если же говорить о реальных конфликтах между учащимися, то по оценке большинства педагогов конфликтов на национальной или религиозной почве в школе нет (59 и 68% соответственно). Значительность и частоту конфликтов отмечают не более 8% педагогов.

Конфликты на национальной почве.

Уже разработанная ранее идея дилеммы: школа – образец нравственности и благополучия или модель общества, позволяющая учащимся осваивать технологии эффективной социализации и достижения жизненного успеха – актуальна и в высказываниях педагогов. Современная российская школа идет по первому вектору, исторически традиционному и нравственно обоснованному пути воспитания на образцах повседневной высокоморальной жизнедеятельности в школе. Однако, зачастую постулированием нравственных императивов подменяется реальный социальный тренинг сложных жизненных ситуаций и построения и реализации собственной реальной жизненной стратегии.[52]

На самом деле, фактических оснований для ксенофобии в организации социальной жизни отмечено сравнительно немного: 87% высказались, что не испытывали в жизни сложностей, связанных с их национальной или религиозной принадлежностью.

Проблемы из-за национальной или религиозной принадлежности.

Однако в отношении своих учеников педагоги «дали» другие показатели.

Проблемы учеников из-за национальной или религиозной принадлежности.

Данные опроса педагогов подтверждают тезис, что проблемы ксенофобии и экстремизма носят своего рода виртуальный характер, связаны больше не с качеством реального социума, а с состоянием умов и настроений. Нетерпимость как форма поведения самими респондентами проявляется в основном в мыслях (30%), крайне редко – в словах (5%) и на деле (7%).

Педагоги: нетерпимость.

Таким образом, проявления ксенофобии и экстремизма относится не столько к сфере реальной организации социальной жизни, не только к проблемам воспитания учащихся, но и к состоянию умов педагогов.

Наши рекомендации