Индивидуальные занятия со слабослышащими детьми
В обосновании эффективности данного музыкального комплекса использованы следующие теоретические положения и гипотезы.
1. Дети, имеющие остаточный слух, как правило, не умеют им пользоваться. Музыка, воспринимаемая лучше, чем речь, позволяет овладеть приемами слухового восприятия.
2. Музыкальный слух – функция центральной нервной системы, его наличие обусловлено генетически и непосредственно не зависит от воспринимающего нерва. Следовательно, если нет глубоких патологий мозга, то музыкальность слабослышащего ребенка формируется также как и ребенка с нормой слуха.
3. Из положения о связи и взаимовлиянии центров головного мозга следует - импульсация центров музыки и движения передается системам слуха и речи. Таким образом, через восприятие и воспроизведение музыки (вокально и инструментально) происходит становление речи, улучшение речевого слуха (фонематического и интонационного).
4. Слуховая функция слабослышащих детей проявляется неодинаково в индивидуальной реакции на звуки разных регистров. Фортепиано, где представлены все возможные музыкальные звуки, наиболее привлекательный инструмент, хотя для развития тембрового слуха необходимо использование и других музыкальных инструментов.
5. Большая потеря слуха не позволяет улавливать оттенки настроений и эмоциональную окрашенность речи, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. Работа над анализом эмоционального строя музыки формирует душевную отзывчивость, позволяет корректировать поведение.
6. Человек с нормой слуха способен продуцировать музыку как осмысленно (с привлечением нотной грамоты), так и “по слуху”, воспроизведению музыки слабослышащим человеком предшествует осмысленное восприятие, соответственно, возникает потребность в ориентирах - теоретических понятиях, нотной грамоте.
Особенность методики состоит в направленности на коррекцию специфических недостатков:
- метроритмическое развитие;
- формирование и развитие голосовой функции, навыка выразительной и верно акцентированной речи через пение;
- развитие слуховой функции, мелодического слуха, памяти, внутреннего слухового представления.
Занятие включает:
· пение попевок, песен, пение с одновременным проигрыванием, используются карточки, сборники по сольфеджио;
· игра на фортепиано (других инструментах), используются карточки–пособия, нотные издания;
· слуховое восприятие элементов музыкальной речи в начале занятия, целостных музыкальных произведений, фрагментов в последней части занятия, тембровое восприятие (работа с музыкальными инструментами).
Занятия планируются согласно индивидуальному маршруту ребенка. Тематическое планирование: см. блок «Мир музыки», программа сольфеджио и фортепиано ДМШ.
Приложение 2
Программа «Школа во Дворце»
Предполагается знакомство с тематикой, выходящей за рамки школьного курса музыки, активное включение в процесс музицирования.
Музыкальные задачи: активное творческое освоение музыкального пространства, навык слияния с ритмом музыки, овладение средствами музыкальной выразительности.
Тематические планы
Таблица 11
Номер темы | Наименование темы | Количество часов |
Ориентация в музыкальном пространстве | ||
Тембр | ||
Средства музыкальной выразительности | ||
Музыкальные инструменты, музицирование | ||
Выразительность музыки. | ||
Музыкальный праздник | ||
всего |
Таблица 12
Тема | Содержание | Исполнение |
Ориентация в музыкальном пространстве | Музыкальный звук – тишина; звуковысотность, регистры, динамика, метроритм, тембр | Навыки фонации, посадка, дыхание; игровые распевки; пение, слушание |
Тембр | Окраска звука, ее зависимость от материала, размера инструмента; простейшие музыкальные инструменты; кантеле | Навыки музицирования на ударных инструментах; знакомство с кантеле |
Средства выразительности | Слово и музыка; интонация речевая и музыкальная; мимика, жесты, пантомимика; музыка – средство общения; звукоизобразительность | Игры, этюды; музыкорисование |
Музыкальные инструменты, музицирование | Инструментальные и вокальные составы, ансамбль, соло; несложные музыкальные формы, партитура; унисон, многоголосие | Исполнение музыки в различных составах, вокальное, инструментальное |
Выразительность музыки | Музыкальное цветовидение; музыкальный образ; программа; восприятие | Различные виды прослушивания музыки |
Музыкальный праздник | Подготовка и проведение праздника, выпускного; разработка сценария, изготовление приглашений, сувениров, подарков | Сценическое выступление, музыкальные игры |
Порядок тем может варьироваться в зависимости от планирования творческих дел.
Приложение 3
Программа «Роза ветров»
Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 6 лет (год до школы), направлена на введение ребенка в творческую среду Дворца.
Музыкальные задачи: приобщение к искусству музыки, ориентация во времени и пространстве музыки, приобретение навыков слушания музыки, знакомство со средствами музыкальной выразительности, овладение элементарными приемами фонации и игры на музыкальных инструментах, приобретение опыта публичного выступления на музыкальных праздниках.
Тематические планы
Таблица 13
Номер темы | Наименование темы | Количество часов |
Ориентация в музыкальном пространстве | ||
Тембр | ||
Средства музыкальной выразительности | ||
Музыкальные инструменты, музицирование | ||
Музыкальный праздник | ||
всего |
Таблица 14
Тема | Содержание | Исполнение |
Ориентация в музыкальном пространстве | Музыкальный звук – тишина, пауза; звуковысотность голоса, регистры | Навыки фонации, посадка, дыхание; игровые распевки; пение, слушание |
Тембр | Окраска звука, ее зависимость от материала, размера инструмента; простейшие музыкальные инструменты; кантеле | Навыки музицирования на ударных инструментах; знакомство с кантеле |
Средства выразительности | Слово и музыка; интонация речевая и музыкальная; мимика, жесты, пантомимика; музыка – средство общения; звукоизобразительность | Игры, этюды; музыкорисование |
Музыкальные инструменты, музицирование | Инструментальные и вокальные составы, ансамбль, соло; несложные музыкальные формы; унисон, многоголосие | Исполнение музыки в различных составах, вокальное, инструментальное |
Музыкальный праздник | Участие в праздниках (календарных, выпускном), посещение спектаклей, концертов | Сценическое выступление, музыкальные игры |
Порядок тем может варьироваться в зависимости от планирования творческих дел в программе «Роза ветров», во Дворце творчества детей и юношества.
Формы подведения итогов: концертное выступление, музыкальный праздник (Новогодний праздник, День 8 марта, Выпускной).
Способ проверки результатов: наблюдение, творческие достижения, выступления, беседа с ребенком, родителями. Оценивается уровень сформированности музыкальных функций в конце года по сравнению с началом (мелодического, ритмического слуха, диапазона голоса, координации движений и др.), качество выполнения заданий.
Содержание и критерии аттестации
Таблица 15
Уровни | Критерии |
Базовый уровень | Ребенок владеет простейшими навыкамимузыкального восприятия, фонации (приблизительное звуковысотное следование мелодии), вокализации, хорового исполнения, ознакомлен с простейшими муз. инструментами, принимает участие в итоговых праздниках. |
Средний уровень | Ребенок приобретает навыки активного восприятия музыки, знакомится со средствами музыкальной выразительности, у ребенка складывается частичная интонация в пределах удобного диапазона, обучающийся владеет навыкамихорового, ансамблевого исполнения музыкального произведения, овладевает элементарными приемами игры на музыкальных инструментах, приобретает опыт публичного выступления на музыкальных праздниках. |
Высокий уровень | Ребенок владеет необходимыми для совместного исполнения музыки знаниями: строение произведения в форме песни, его звуковысотные, темповые и ритмические особенности; навыками: фонации, вокализации (устойчивая интонация в пределах диапазона), хорового, ансамблевого исполнения музыкального произведения; коллективного сценического выступления; осваивает различные способы прослушивания музыки; принимает активное участие в концертах. |
Приложение 4