Индивидуальные занятия со слабослышащими детьми

В обосновании эффективности данного музыкального комплекса использованы следующие теоретические положения и гипотезы.

1. Дети, имеющие остаточный слух, как правило, не умеют им пользоваться. Музыка, воспринимаемая лучше, чем речь, позволяет овладеть приемами слухового восприятия.

2. Музыкальный слух – функция центральной нервной системы, его наличие обусловлено генетически и непосредственно не зависит от воспринимающего нерва. Следовательно, если нет глубоких патологий мозга, то музыкальность слабослышащего ребенка формируется также как и ребенка с нормой слуха.

3. Из положения о связи и взаимовлиянии центров головного мозга следует - импульсация центров музыки и движения передается системам слуха и речи. Таким образом, через восприятие и воспроизведение музыки (вокально и инструментально) происходит становление речи, улучшение речевого слуха (фонематического и интонационного).

4. Слуховая функция слабослышащих детей проявляется неодинаково в индивидуальной реакции на звуки разных регистров. Фортепиано, где представлены все возможные музыкальные звуки, наиболее привлекательный инструмент, хотя для развития тембрового слуха необходимо использование и других музыкальных инструментов.

5. Большая потеря слуха не позволяет улавливать оттенки настроений и эмоциональную окрашенность речи, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. Работа над анализом эмоционального строя музыки формирует душевную отзывчивость, позволяет корректировать поведение.

6. Человек с нормой слуха способен продуцировать музыку как осмысленно (с привлечением нотной грамоты), так и “по слуху”, воспроизведению музыки слабослышащим человеком предшествует осмысленное восприятие, соответственно, возникает потребность в ориентирах - теоретических понятиях, нотной грамоте.

Особенность методики состоит в направленности на коррекцию специфических недостатков:

- метроритмическое развитие;

- формирование и развитие голосовой функции, навыка выразительной и верно акцентированной речи через пение;

- развитие слуховой функции, мелодического слуха, памяти, внутреннего слухового представления.

Занятие включает:

· пение попевок, песен, пение с одновременным проигрыванием, используются карточки, сборники по сольфеджио;

· игра на фортепиано (других инструментах), используются карточки–пособия, нотные издания;

· слуховое восприятие элементов музыкальной речи в начале занятия, целостных музыкальных произведений, фрагментов в последней части занятия, тембровое восприятие (работа с музыкальными инструментами).

Занятия планируются согласно индивидуальному маршруту ребенка. Тематическое планирование: см. блок «Мир музыки», программа сольфеджио и фортепиано ДМШ.

Приложение 2

Программа «Школа во Дворце»

Предполагается знакомство с тематикой, выходящей за рамки школьного курса музыки, активное включение в процесс музицирования.

Музыкальные задачи: активное творческое освоение музыкального пространства, навык слияния с ритмом музыки, овладение средствами музыкальной выразительности.

Тематические планы

Таблица 11

Номер темы Наименование темы Количество часов
Ориентация в музыкальном пространстве
Тембр
Средства музыкальной выразительности
Музыкальные инструменты, музицирование
Выразительность музыки.
Музыкальный праздник
всего  

Таблица 12

Тема Содержание Исполнение
Ориентация в музыкальном пространстве Музыкальный звук – тишина; звуковысотность, регистры, динамика, метроритм, тембр Навыки фонации, посадка, дыхание; игровые распевки; пение, слушание
Тембр Окраска звука, ее зависимость от материала, размера инструмента; простейшие музыкальные инструменты; кантеле Навыки музицирования на ударных инструментах; знакомство с кантеле
Средства выразительности Слово и музыка; интонация речевая и музыкальная; мимика, жесты, пантомимика; музыка – средство общения; звукоизобразительность Игры, этюды; музыкорисование
Музыкальные инструменты, музицирование Инструментальные и вокальные составы, ансамбль, соло; несложные музыкальные формы, партитура; унисон, многоголосие Исполнение музыки в различных составах, вокальное, инструментальное
Выразительность музыки Музыкальное цветовидение; музыкальный образ; программа; восприятие Различные виды прослушивания музыки
Музыкальный праздник Подготовка и проведение праздника, выпускного; разработка сценария, изготовление приглашений, сувениров, подарков Сценическое выступление, музыкальные игры

Порядок тем может варьироваться в зависимости от планирования творческих дел.

Приложение 3

Программа «Роза ветров»

Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 6 лет (год до школы), направлена на введение ребенка в творческую среду Дворца.

Музыкальные задачи: приобщение к искусству музыки, ориентация во времени и пространстве музыки, приобретение навыков слушания музыки, знакомство со средствами музыкальной выразительности, овладение элементарными приемами фонации и игры на музыкальных инструментах, приобретение опыта публичного выступления на музыкальных праздниках.

Тематические планы

Таблица 13

Номер темы Наименование темы Количество часов
Ориентация в музыкальном пространстве
Тембр
Средства музыкальной выразительности
Музыкальные инструменты, музицирование
Музыкальный праздник
всего  

Таблица 14

Тема Содержание Исполнение
Ориентация в музыкальном пространстве Музыкальный звук – тишина, пауза; звуковысотность голоса, регистры Навыки фонации, посадка, дыхание; игровые распевки; пение, слушание
Тембр Окраска звука, ее зависимость от материала, размера инструмента; простейшие музыкальные инструменты; кантеле Навыки музицирования на ударных инструментах; знакомство с кантеле
Средства выразительности Слово и музыка; интонация речевая и музыкальная; мимика, жесты, пантомимика; музыка – средство общения; звукоизобразительность Игры, этюды; музыкорисование
Музыкальные инструменты, музицирование Инструментальные и вокальные составы, ансамбль, соло; несложные музыкальные формы; унисон, многоголосие Исполнение музыки в различных составах, вокальное, инструментальное
Музыкальный праздник Участие в праздниках (календарных, выпускном), посещение спектаклей, концертов Сценическое выступление, музыкальные игры

Порядок тем может варьироваться в зависимости от планирования творческих дел в программе «Роза ветров», во Дворце творчества детей и юношества.

Формы подведения итогов: концертное выступление, музыкальный праздник (Новогодний праздник, День 8 марта, Выпускной).

Способ проверки результатов: наблюдение, творческие достижения, выступления, беседа с ребенком, родителями. Оценивается уровень сформированности музыкальных функций в конце года по сравнению с началом (мелодического, ритмического слуха, диапазона голоса, координации движений и др.), качество выполнения заданий.

Содержание и критерии аттестации

Таблица 15

Уровни Критерии
Базовый уровень Ребенок владеет простейшими навыкамимузыкального восприятия, фонации (приблизительное звуковысотное следование мелодии), вокализации, хорового исполнения, ознакомлен с простейшими муз. инструментами, принимает участие в итоговых праздниках.
Средний уровень Ребенок приобретает навыки активного восприятия музыки, знакомится со средствами музыкальной выразительности, у ребенка складывается частичная интонация в пределах удобного диапазона, обучающийся владеет навыкамихорового, ансамблевого исполнения музыкального произведения, овладевает элементарными приемами игры на музыкальных инструментах, приобретает опыт публичного выступления на музыкальных праздниках.
Высокий уровень Ребенок владеет необходимыми для совместного исполнения музыки знаниями: строение произведения в форме песни, его звуковысотные, темповые и ритмические особенности; навыками: фонации, вокализации (устойчивая интонация в пределах диапазона), хорового, ансамблевого исполнения музыкального произведения; коллективного сценического выступления; осваивает различные способы прослушивания музыки; принимает активное участие в концертах.

Приложение 4

Наши рекомендации