Сущность библиотековедения. Его объект, предмет и структура
Термин библиотековедение ввел в оборот в начале 19 в. Мартин Шреттингер - библиотекарь, монах из Мюнхена – с 1808 по 1829 создал 2-хтомный труд «Руководство по библиотековедению».
Библиотековедение – научная дисциплина, изучающая теорию, историю, методологию, технологию и организацию библиотечного дела.
Сущность биб-в-ния как науки- внутренняя основа, содержание, смысл и суть биб-в-ния, является фундаментальным и дискуссионным вопросом, характеризующийся довольно разноречивым спектром взглядов ученых.
Главная задача биб-в-ния – определение закономерностей библиотечного дела, которое решается через исследования его объекта и предмета.
Объектом библиотековедения это то, что противостоит субъекту(библиотековеду) в его познавательной деятельности.(Объектом библиотековедения является система: информация-читатель-библиотека).
Предметом библиотековедения является некоторая целостность выделенная из объекта, которая изучается только библиотековедением(Предметом библиотековедения является исследование взаимоотношений элементов системы «информация-читатель-библиотека»
На рубеже 20-21 вв рассматривались несколько концептуальных подходов к определению сущности биб-вед-я.
1.эпистемологическая(«знаниевая»), распространенная в стране и за рубежом, которая видит существо библиотечного дела в оперировании знаниями.
2.функционально-технологическая, согласно которой биб.дело представляет собой лишь совокупность процедур комплектования фондов, их организации и обслуживание читателя.
3.Социально-функциональная, соответственно которой биб.дело трактуется как область информационной, культурно-просветительской и образовательной деятельности.
4.Институционная, сводящая библиотечное дело есть к совокупности библиотек, имеющихся на некоторой территории.
5.Инфориационная, по которой биб.дело есть одна из областей информационной деятельности.
6.Биб.дело считается подсистемой документных коммуникаций.
БВ включает общую часть и набор частных дисциплин. Общая часть – общее библиотековедение – рассматривает вопросы общей теории, истории и методологии. Однако до недавнего времени в отечественном библиотековедении не было четкого представления, что входит в понятие «общая теория». Поэтому крупным научным достижением отечественного библиотековедения является выход в 1997 году учебника Н.С.Карташова «Общая теория библиотечного дела», который свел воедино достижения библиотековедения в разработке его общетеоретических основ и объединил их в систему двух взаимосвязанных и взаимообусловленных учений: учение о библиотеке и учение о библиотечном деле (основные научные категории библиотековедения).
Структура библиотековедения- это единство устойчивых взаимосвязей между его элементами, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе и сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Возможно, несколько различных подходов к структурированию библиотекаведения.
Наиболее общий из них- науковедческий. Согласно ему, в качестве характерных составных частей биб-в-ния выделяются:1.Научные законы.2.Научные принципы.3.Научные теории.4.Методы исследования 5.Понятийный аппарат.6.Гипотезы.7.Факты, данные наблюдений и опытов.
Процесс выделения самостоятельных разделов библиотековедения будет продолжаться, особенно в связи с развитием междисциплинарных связей. Уже сегодня существуют такие учебные дисциплины как библиотечная педагогика, библиотечная психология, библиотечная социология, экономика библиотечного дела и др.
Концептуальные подходы:
Информационная концепция (Скворцов)
Документная (Соколов, Столяров)
Обобщающая наука – теория культуры. (Ванеев)