Сущность, объект и предмет теории менеджмента

Эффективность управленческой деятельности менеджеров в значительной мере определяется теоретической подготовкой, в том числе знанием теории менеджмента. Она вооружает специалистов знанием организационных законов, принципов и правил, необходимых им при принятии управленческих решений.

Для более полного раскрытия сущности понятия «теория менеджмента» вначале необходимо рассмотреть такие понятия, как «теория» и «теория управления».

В самом общем виде теория– это:

• система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности развития природы, общества, мышления;

• совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-нибудь науки, а также совокупность правил в области какого-либо мастерства;

• сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-нибудь.

Сущность понятия «теория управления» раскрывается в следующих определениях.

Сущность, объект и предмет теории менеджмента - student2.ru

Цель теории управления –формирование целостного представления о взаимодействии сложных систем разной природы (технических, социальных, экономических и т.п.), внешних и внутренних связей, об отношениях, складывающихся между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.

Как уже отмечалось ранее, понятие «управление» значительно шире, чем понятие «менеджмент», но применительно к организации их можно рассматривать как синонимы. Поэтому и «теория управления» как наука в самом общем виде значительно шире «теории менеджмента». Однако применительно к организации можно утверждать, что понятие «теория менеджмента» идентично понятию «теория управления организацией».

На основе вышеизложенного можно сформулировать следующие определения понятия «теория менеджмента».

Сущность, объект и предмет теории менеджмента - student2.ru

Теория менеджмента использует знания других наук, которые можно представить как:

• управленческие аспекты таких наук, как социология, психология, математика и др.;

• конкретные науки об отдельных сторонах управления;

• теория искусства управления.

В последние годы в менеджменте широко используются социология и психология управления, социология организации и др.

Если специальные науки изучают отдельные этапы процесса управления: планирования, организации, управления персоналом, маркетинг и т.п., то теория менеджмента изучает управление как целостное явление (систему и процесс).

Теория искусства управления опирается не только на универсальные принципы и закономерности, на общие правила управления.

Она в большей мере базируется на прошлом опыте и эмпирических обобщениях, на интуиции, на таланте управленцев.

Любая теория имеет свой объект и предмет исследования. Объектом изучения обычно считают то, на что направлена познавательная деятельность, а предметом – исследуемые свойства этого объекта.

Сущность, объект и предмет теории менеджмента - student2.ru

Предмету теории менеджмента можно дать следующее определение.

Сущность, объект и предмет теории менеджмента - student2.ru

В предмет теории менеджмента включаются также категории, раскрывающие сущность управленческой деятельности.

Сущность, объект и предмет теории менеджмента - student2.ru

Категории, используемые наукой, позволяют проникать в глубь экономических явлений и процессов. В экономической науке категория – это теоретическое (абстрактное) выражение основных сторон производственных отношений. Экономические категории позволяют обобщать массовые явления экономической жизни, познавать экономические законы.

Теория менеджмента использует как общие экономические категории, так и категории, присущие только ей. Все категории теории менеджмента можно разделить на три группы (рис. 1.3)

Сущность, объект и предмет теории менеджмента - student2.ru

Рис. 1.3. Классификация категорий, используемых в теории менеджмента

В качестве инструмента теоретического исследования предмета теории менеджмента выступает научный метод.

Метод –это:

• способ освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества;

• упорядоченная деятельность по достижению определенной цели;

• путь исследования.

Требования, предъявляемые к научному методу:

• строгость;

• однозначность;

• эффективность;

• простота (экономичность);

• способность приносить новые результаты.

Сущность, объект и предмет теории менеджмента - student2.ru

Метод предписывает исследователю, какие и как применять средства, чтобы получить истинные знания об объекте и предмете исследования.

Теория менеджмента как составная часть экономической науки и как учебная дисциплина использует: 1) общенаучные; 2) социологические; 3) конкретно-предметные методы исследования.

1. К общенаучным методам относятся: системный анализ, моделирование, аналогии, индукции, дедукции, статистический и др.

Системный анализявляется важнейшим инструментом системного подхода. Он используется для изучения свойств и структуры организации, рассматривая ее как сложную систему.

Моделирование –особый метод изучения объектов (систем) и процессов. Модель –описание, изображение или схема какого-либо объекта, явления или процесса, отображающая их структуру и функционирование.

Существует множество вариантов создания моделей объектов.

Для теории менеджмента представляют интерес экономические и математические модели. Моделирование позволяет избежать ошибок и определить перспективные направления развития систем или процессов.

Метод аналогии– метод, использующий аналог (например, аналогом может быть выбрана лучшая организация, адекватно отражающая исследуемый объект или процесс).

Вывод о состоянии тех или иных явлений и процессов при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках. Это вероятностный метод. Выводы и умозаключения по аналогии в той или иной степени вероятностны.

Индуктивный метод– метод экономических исследований, основанный на переходе от частных экономических фактов к общим выводам и положениям; это рассуждение от частного к общему, выведение общих принципов из частных правил.

Дедуктивный метод– умозаключение, в котором осуществляется переход от общих фактов и положений к единичным выводам и обобщениям; это рассуждение от общего к частному, выведение частных принципов из общих правил.

Статистический метод– важнейший количественный метод экономической науки, широко используемый в различных науках, в том числе в менеджменте.

Его значение раскрывается в том, что статистический метод:

• сближает экономическую теорию и эмпирию, требует сопоставления теоретических положений с реальным практическим функционированием организации;

• позволяет формализовать управленческую науку, перевести ее на язык цифр и формул;

• выступает как эффективный способ проверки экономических теорий и гипотез;

• позволяет моделировать и прогнозировать экономические явления и процессы.

2. Теория менеджмента использует также социологические методы исследования (наблюдение, анкетирование, интервью, метод экспертных оценок и др.).

Наблюдение(применительно к объекту управления) – целенаправленное, организованное и осмысленное восприятие процессов, протекающих в организациях в естественных условиях ее существования с целью получения первичной эмпирической информации в форме эмпирических фактов.

Анкетирование– способ получения информации путем прямого или косвенного взаимодействия исследователя с опрашиваемыми респондентами в форме регистрации ответов на вопросы.

Интервью– метод устного опроса, где исследование проходит в форме особой беседы исследователя с респондентом.

Метод экспертных оценок– вид опроса (устного или письменного), при котором исследователь получает информацию от специалистов высокой квалификации в данной области знания.

Социологические методы исследования являются весьма эффективными при исследовании организации, так как позволяют получать достоверную информацию о ее состоянии и протекающих в ней процессах.

3. Конкретно-предметные методы исследования, привязанные к конкретным наукам (психологии, математике и т.п.), включают в себя способы сбора, обработки и применения научной информации для решения управленческих задач.

Краткие выводы

1. Управление – это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общества, живой и неживой природы, техники). В то же время управление можно рассматривать как определенный тип взаимодействия между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления.

2. Субъект и объект управления в целях эффективного взаимодействия должны соответствовать друг другу, обладать относительной самостоятельностью, осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, быть заинтересованными в четком взаимодействии.

3. Термином «менеджмент» характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью, т.е. менеджмент – это управление в социально-экономических системах (организациях) в условиях рыночных отношений.

4. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Основные признаки организации: люди, работающие в данной организации; цели, которые она желает достичь; управление.

5. Менеджмент не существует в отрыве от организации. Организация является объектом менеджмента, а менеджмент предназначен для сохранения ее целостности. Менеджер – это наемный профессиональный управляющий, это член трудового коллектива организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

6. Теория менеджмента – наука, изучающая процессы и систему (механизм) управления организацией. Предметом изучения теории менеджмента являются отношения управления и закономерности, присущие менеджменту, рассматриваемому как целостное, комплексное, социальное явление.

7. К основным научным методам, используемым теорией менеджмента, относятся: системный анализ, моделирование, аналогии, индуктивный, дедуктивный, статистический, наблюдение, анкетирование, интервью и т.п.

Вопросы для самопроверки

1. Как вы охарактеризуете сущность и виды управления?

2. Каковы условия эффективного взаимодействия между субъектом и объектом управления?

3. В чем сущность предмета и продукта труда управленческой деятельности?

4. Каковы различия в понятиях «управление» и «менеджмент»?

5. Как вы понимаете сущность организации как системы и как процесса?

6. Согласны ли вы с утверждением, что менеджмент предназначен для сохранения целостности организации? Если да, то в чем это выражается?

7. Какие качества, присущие современному эффективному менеджеру, вы знаете?

8. В чем состоят различия между менеджером и предпринимателем?

9. Управление – это наука или искусство?

Наши рекомендации