Сущность библиотековедения. Его объект, предмет, структура

Сущность науки прежде всего выражает её объект. При этом известно, что предмет науки всегда в составе объекта. Сущность – это философская категория, совокупность всех необходимых сторон и законов, связей, свойств данной науки, взятых в их естественной взаимосвязи в их реалии. Сущность всегда находится в единстве с явлением, одновременно есть противоречия в том, что выявленная сущность является поверхностной.

В конце 70-ых годов 20 в. в отечественном БВ-нии утвердился взгляд на БВ-ние, как науку общественного цикла. Это также нашло своё отражение в ГОСТе 7.26-80 “Библиотечное дело”. Одновременно большинство б-ведов пришло к мнению, что наиболее точно сущность БВ-ния выражает её объект. И объектом признали библиотечное дело.

Одновременно высказывались другие мнения: наука о системе библиотек страны; Хропач в 1983г. БВ – наука о развитии общественного чтения; Осипова БВ – тоже самое+добавляла, что БВ характеризуется целями, принципами, содержанием и формой общ. пользования произведениями печати. Значительный вклад внес Ванеев в 1984 году в дополнениях к учебнику Чубарьяна “БВ. Проблемы теории”. Библ.деятельность состоит из 4 оснований:

1. Теория 2.История 3. Орагинзация 4. Методика Все эти стороны тесно взаимосвязаны:

1) В теоретическом плане. БВ по сути изучает закономерности и функции работы библиотек и библиотечных систем.

2) В Историческом плане. БВ изучает закономерности возникновения, развития, усовершенствования библиотек и библ.систем. Важно освоение опыта отечественного и зарубежного*в советское время не изучался*. Это важно для прогноза развития.

3) В организационном плане. БВ научно обосновывает рациональную систему функционирования библ.деят-ти в России.

4) В методическом плане. БВ разрабатывает методы, способы, приемы, которые применяются в практике библ.деят-ти.

В 70-80-ые проблема сущности одна их ведущих. В публикациях подчеркивалась недопустимость смешения понятий Объект и Предмет. *Наука того времени определяла обект научными задачами*. К концу 80-ых Абрамов, Хромач, Кузьмин определили: Объект БВ – БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО Предмет – БИБЛИОТЕКАДругие ученые Соколов, Фирсов, Каратыгина, Ратникова считали объектом библиотеку.В результате установили: объект имеет материальный характер, предмет –профессиональный. В 21 веке это положение укрепилось. Окончательное решение невозможно. Реальнее всего представляется мнение Ванеева – выбор формулировки сущности предмета и объекта прямо зависит от выбора методов исследования. За сто лет сложились 10 концепций. 6 действуют и сейчас. Сейчас считается, что ОБЪЕКТ отвечает на вопрос – Что изучает данная наука? ПРЕДМЕТ – Каким образом, для чего изучают данный объект?В учебнике Карташова-Скворцова есть определение, что объект БВ – это то, что противостоит субъекту. Концепции объекта БВ :Эпистемологическая (знаниевая). Библ.деят. – система оперирующая накопленными знаниям; Функционально-технологическая. Библ.деят. – система, обеспечивающая сов-ть проф-ных процессов, реализуемых в библиотеках; Социально-функциональная. (2пол20в) Библ.деят – область информационной, культурно-просветительской деят-ти; Институциональная. Библ.деят сводится к сов-ти библиотек, имеющихся на конкретной территории; Информационная. Библ.деят признается одной из областей информационной деятельности; Коммуникационная. Библ.деят – чатсь документной коммуникации; Все концепции действуют равноправно, т.к. отражают разные стороны единой системы, называемой библ.деят, являющейся одновременно объектом БВ. По разному оценивается их значимость и действенность. Скворцов предпочитает 5ую(точнее всего передает сущность БВ). Столяров не согласен. У него библиотека – системный объект, сложно организованная система. В основу современного понимания сущности объекта БВ положен системный подход. По нему, БВ – одна из многочисленных сфер человеческой деятельности. Тогда объект имеет 3 обязательных элемента: - предмет труда (книга, документ); - субъект труда (читатель, пользователь); - посредник. Предмет БВ. Предмет (философская категория) – некоторая целостность, выделенная из объекта, которая изучается только БВ. Определение предмета дает самостоятельность науки, определяет её границы, содержание и статус в системе научного знания. Предмет слабо отражен в спец.литре.

Большинство авторов считают, выявление предмета БВ связано с исследованием закономерностей, принципов развития библ-ных систем и взаимодействия библиотек. К настоящему времени сложилось 2 наиболее вероятных определения предмета.

Карташов: Предмет– обеспечиваемая библиотекарем, массовое по масштабам явление, индувидуальное по форме взаимодействие, читателей с информацией в виде публикации. Скворцов*близко к предыдущ*: Предмет – исследование отношений и связей элементов системного образования “библиотека” между собой и внешней средой. Т.о. складывается устойчивая системная взаимосвязь научной дисциплины БВ. Сущность её раскрывается в предмете и объекте. БВ – научная дисциплина общественного цикла, изучающая законы, принципы, теории, содержащиеся в объекте и отражающие её предмет. Структура БВ.

Этой проблемой занимались 150 лет, т.к. долго не могли разобраться с объектом науки и возникали проблемы взаимоотношений новой науки со старыми. Первым предпринял попытку дифференцировать БВ Рубинский. Отеч. БВ прошло 4 этапа: 9-17 века – зарождение рос. Бведческой мысли 1. 18 – обособление библ.деят; 2. 19- необходимость научного обеспечения библ. практики. Появляются библиотековеды. 3Кон19-нач 20 – профессионализация библ.деят и переход в состояние библ.дела. Бв получает статус научной дисциплины и учебной. Преподают курсы, в университетах… Но по классическому образованию того времени, БВ вспомогательная, прикладная, технологическая дисциплина. Необходимо было обосновать объект новой науки, уделить внимание структуре. Сер. 30 – утвердилось общее и частное(сначала научное, затем специальное) БВ.70-80 гг попытки представить структуру(Ванеев). Ванеев предложил:Общее БВ(теория, история, методика); Частное (система спец. учебных и науч. дисциплин) Структура – это строение и внутр.форма организации. Это прочная, устойчивая связь и взаимодействие элементов, сторон БВ как системы.Структура может иметь множество вариантов *зависит от подхода*. № подхода к структуре Б (Науковедческий. Научный подход. БВ – научная дисциплина в ряду других.; Учебный подход). Сущность библиотековедения как науки – внутренняя основа, содержание, смысл и суть его. Определение понятия «сущность». Общая постановка задачи сущности науки. Су́щность (лат. Essentia) — то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных. Сущность обычно трактуется либо в метафизической, либо в логической плоскости. В метафизике, особенно в томистской, сущность (эссенция) есть источник или основание существования (экзистенции). Синонимами слова сущность часто являются слова идея, назначение, функция. В логике сущность (как существенный признак — лат. essentialia constitutiva) — это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить. Сущность предмета выражается в его определении.

Одним из проблемных вопросов библиотековедения является определение объекта и предмета библиотечной науки. С XIX в. началась разработка этих определений. До 70-х годов XX в. объект и предмет библиотековедения не различались:

Объект библиотековедения — библиотечное дело. Лишь в 1976 году было предложено (А.Я. Черняком) развести понятия объекта и предмета библиотековедения, что стало следующим шагом в самопознании библиотековедения. В последние годы в связи с широким распространением в науке системного подхода о библиотеке стали говорить как системном объекте библиотековедения, состоящем из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Основным оппонентом А.Я. Черняку стал Ю.Н. Столяров, достроивший конструкцию Л.Б. Хавкиной четвертым структурным элементом и определивший в качестве объекта библиотековедения библиотеку как четырехэлементную структуру: «книга – библиотекарь – читатель – материально-техническая база». Можно добавить и следующий довод против определения объекта библиотековедения, данного Ю.Н. Столяровым, а именно: определение в качестве объекта библиотековедения библиотеки как четырехэлементной структуры выводит за рамки библиотековедения такой вид библиотек как личные библиотеки, являющиеся весьма заметной частью культуры любой страны8. Между тем так же, как личные художественные коллекции не могут быть исключены из контекста музееведения, так и личные библиотеки не могут быть выведены за рамки библиотековедения9. Тем более, что все библиотечное дело начиналось, в основном, с личных библиотек, да и судьбы личных библиотек бывают весьма причудливы и зачастую оказывают весьма существенное влияние на развитие всего библиотечного дела: наиболее известный пример тому – библиотека графа Н.П. Румянцева, ставшая основой Российской государственной библиотеки. Библиотечное дело — одна из форм человеческой деятельности. Три основополагающих составных элемента:1)Предмет труда (публикация), 2)Субъект труда (читатель, потребитель), 3)Посредник труда (библиотекарь).

Библиотека в системе общественных отношений является важным и неотъемлемым элементом коммуникативной системы «книга (информация в виде публикации)—библиотекарь—читатель (потребитель)». В этой системе библиотекарь становится организатором взаимоотношений книги и читателя, что соответствует социальной роли библиотеки как идеологического, культурно-просветительного и научно-информационного учреждения. Таким образом, объект библиотековедения это коммуникативная система «книга—библиотекарь—читатель».

Предмет — выявление и исследование закономерностей, принципов формирования, развития, функционирования библиотечной системы, взаимодействия библиотек в различных аспектах. Предметом библиотековедения является обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явления, индивидуальное по форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. В центре предмета библиотековедения находится взаимодействие читателей с информацией, зафиксированной в виде публикаций. Взаимодействие организуется, обеспечивается всем необходимым для того, чтобы оно эффективно осуществлялось, библиотекарем. Каждый библиотечный объект - не самоцель развития, а лишь элемент такой большой системы, как библиотечное дело отрасли, региона, страны, мира, где все взаимосвязано между собой. Изменение одной части библиотечного дела неизбежно влечет за собой соответствующие изменения других его частей. Соотношение частей библиотечного дела объясняется их взаимной приспособленностью, т. е. связью между функциями различных компонентов (подсистем). Поэтому цель познания библиотечного дела состоит не столько в том, чтобы изучить действительную сущность изолированных объектов, сколько в том, чтобы отыскать - насколько это возможно - связи между разными системами библиотечной действительности.

Существуют несколько подходов в науке к рассмотрению проблемы определения объекта библиотековедения. Так, В.П. Леонов предложил рассматривать в качестве объекта библиотековедения не библиотеку, не библиотечное дело, а библиотечный процесс, близко к этому понимание других петербургских ученых, предлагающих вернуться к пониманию в качестве объекта библиотековедения библиотечной деятельности. Эти подходы представляются весьма продуктивными для развития теории библиотековедения, хотя справедливо замечено, что ни библиотечный процесс, ни библиотечная деятельность не могут быть объектом библиотековедения, поскольку они протекают в рамках другого объекта - библиотеки.

Очень интересно наблюдение В.П. Леонова о "двойной жизни" библиотеки, о ее глубинной связи с культурой и историей страны и мира, о библиотеке как "симфонии", о русской библиотечной культуре. Концепции объекта библиотековедения: эпистемологический («знаниевый»), функционально – технологический, социально-функциональная, институциональная, информационная, подсистема документной коммуникации. Проблема изучения библиотеки как целого представляется чрезвычайно важной. Разбивая проблему на части, структурные элементы, фрагменты, можно достигнуть того, что сложные задачи и предметы становятся, как будто, более познаваемыми, но за это приходится расплачиваться тем, что теряется наше чувство связи по отношению в целому, понимание поведения сложных систем во времени и пространстве.

Таким образом, в качестве объекта познания необходимо рассматривать определенную объективную реальность, а в качестве его предмета - те аспекты и черты объекта, которые охвачены изучением. Определение объекта науки как "эволюции библиотеки во времени и пространстве" позволяет ввести в процесс изучения и увидеть в динамике все новые, возникающие в реальности явления, технологии, тенденции и т. п., а также временные и пространственные трансформации библиотеки как социального института, как части русской и мировой культуры и т.п. Библиотека при этом понимается как сложный многофункциональный социальный институт, нелинейно развивающийся как интенсивно (под влиянием широкой социальной среды, результатов сопредельных наук и областей знания), так и экстенсивно (под влиянием внутренних сил).

Структура библиотековедения как общественной науки.

Среди общетеоретических проблем важное место занимает определение его структуры, представление о которой складывалось, главным образом, в связи с установлением перечня учебных дисциплин, с разработкой схем библиотечно-библиографической классификации. Теоретическому же обоснованию структуры библиотечной науки в прошлом уделялось мало внимания. Основным достижением в области дифференциации библиотековедения явилось выделение общей теории библиотековедения и функциональное деление библиотечной деятельности. Сейчас выделяются как самостоятельные разделы библиотековедения или учебные дисциплины: общий курс библиотековедения, библиотечные каталоги, библиотечные фонды, работа с читателями (библиотечное обслуживание), организация и управление библиотечным делом, история библиотечного дела, теоретические средства библиотечной работы.

Общий курс библиотековедения - изучает общие принципы и закономерности процесса организации общественного использования книжных богатств, исследует методологические, общетеоретические и другие вопросы, составляющие научную основу всех других разделов библиотековедения.

Библиотечные каталоги - изучает теорию, историю, методику каталогизационной обработки произведений печати (библиографического описания, систематизации, предметизации) и организации каталогов.

Работа с читателями - изучает теорию и методику обслуживания читателей (изучение читателей, методика пропаганды литературы, индивидуальная и массовая работа) и организацию работы с читателями в библиотеке (работа абонемента, читальных залов, межбиблиотечного абонемента).

Организация и управление библиотечным делом - изучает теорию и методику организации технологии и труда в библиотеке и управления библиотекой, экономику библиотечного дела, структуру и принципы организации единой системы библиотек и управления библиотечным делом в республике (планирование и прогнозирование, методическое руководство и инспектирование).

История библиотечного дела - изучает методику использования вычислительной, копировально-множительной техники, аудиовизуальных и других технических средств в различных процессах библиотеки.

Процесс дифференциации библиотековедения будет продолжаться, особенно в связи с развитием междисциплинарных связей, что приведет, и приводит на практике, к образованию ряда новых наук и учебных дисциплин. Это библиотечная педагогика, библиотечная психология, экономика библиотечного дела и др.

3.Библиотечная педагогика в структуре библиотечной теории и практики.Определение: библиотечная педагогика – это дисциплина, изучающая педагогические основы библиотечной работы, проблемы теории чтения, воспитания его культуры, а также взаимоотношений библиотекаря и читателя (терминологический словарь библиотечного дела). Библиотечная педагогика понимается как теоретическая дисциплина, формирующаяся на базе интеграции педагогической науки и библиотековедения. На разных этапах существования библиотековедение понималось как составная часть педагогики внешкольного образования (дореволюционный период); как научная дисциплина, смежная с педагогикой (до 70-х гг. XX в.). В 70-е гг. О. С. Чубарьян обосновывает понятие “педагогика чтения”, трактуя его как специальное исследовательское направление, ведущая роль в котором принадлежит библиотековедам. Одновременно он делает вывод о формировании на прочной научной основе библиотечной педагогики, впервые используя термин в такой формулировке и в таком значении. В 80-х годах в Московском институте культуры был введен курс “Библиотечная педагогика”, основной целью которого является формирование педагогического мышления. Практическая реализация положений библиотечной педагогики направлены на то, чтобы выработать у читателя библиотечную, библиографическую самостоятельность, а также способствовать воспитанию у него культуры чтения. В этих целях библиотекари осваивают искусство педагогического общения, принципы, формы и методы ведения обучения читателей в условиях библиотеки (дидактику), а также – теорию воспитания. Важное значение в развитии читательской культуры имеют такие формы работы, как читательские конференции и обсуждения прочи­танного. организация досуга населения. просветительство. Использование различных приемов индивидуальной рекомендации книг– например, кто сознательно использовал в своей практике известную еще с начала ХХ века «теорию мостов», имеющую ярко выраженный педагогический развивающий читателя характер. Этот метод сейчас как никогда актуален (переориентации с легких, развлекательных книг на серьезные, требующие умственного напряжения). (Можно использовать при организации книжных выставок, индивидуальных бесед, массовых мероприятий). В беседе с читателем менее известным библиотекарю уместно использовать различные приемы: Эффект специалиста, Эффект «встаньте на мое место», Эффект обращения библиотекаря за помощью к читателю, Эффект спорной книги, Эффект рекомендации книги значимым и уважаемым для пользователя библиотеки лицом (или группой лиц), Эффект запрета и т.д.
Коммуникативные технологии – не просто бытовое общение, а профессиональное с учетом анализа пользователя как личности, коммуникативная компетентность библиотекаря – какие барьеры в общении с читателем могут возникнуть, как их избежать, как сделать общение максимально продуктивным. Общение как восприятие людей – перцептивная сторона, как взаимодействие – интерактивная сторона и как передача информации – коммуникативная сторона. Барьеры – разное социальное положение, барьер отрицательных эмоций, состояние здоровья, психологическая защита, барьер установки или эффект ореола, барьер двойника и др. барьер модальностей. Тесно связаны с этим технологии НЛП. Знание причин и технологий погашения конфликтов в библиотечном обслуживании. Психотерапевтические возможности тех или иных книг. Правильная техника постановки вопросов при индивидуальной беседе, уточнении запроса, выяснении читательских интересов.Этические проблемы в библиотечном обслуживании.
1. Библиотекарь не имеет права не знать содержание и читательское назначение книги, предлагая ее пользователю библиотеки; пользователь никаких обязанностей, кроме как перед самим собой, не имеет. 2. Профессионал не имеет права действовать, не поставив перед собой определенной задачи 3. Библиотекарь-профессионал должен выбирать методы и формы библиотечного обслуживания, максимально удовлетворяющие интересы пользователя.
4. Библиотекарь не имеет права игнорировать индивидуально-психологические особенности пользователя библиотеки.

Все методы библиотечного педагогического воздействия можно условно поделить на группы по нескольким критериям. По типу воздействия на читателя выделяют методы, применяемые в процессе непосредственного контакта библиотекаря и пользователя (индивидуальная беседа, обмен мнениями, дискуссия, обсуждение книг, статей, информационных материалов, взаимная библиографическая информация и т.д По виду используемой при педагогическом воздействии информации методы делятся на те, что воздействуют с помощью первичной информации, и те, что применяют вторичную (библиографическую) информацию. По направленности воздействия выделяют методы одностороннего действия (книжные выставки, каталоги и картотеки, рекомендательные беседы, лекции и тематические вечера) и методы двустороннего воздействия как на пользователя, так и на библиотекаря. По количеству объектов воздействия методы можно поделить на индивидуальные, групповые и массовые. При этом эффективность педагогического воздействия во многом зависит от коммуникативных умений библиотекаря, от обладания им способностью психологического и педагогического воздействия на разные категории читателей.

Наши рекомендации