Воспоминания Е.А. Стребелевой. Мой учитель А.А. Катаева. 4 страница

Биография Воспоминания Научные труды Фотоархив  

Нина Феодосьевна Слезина – выдающийся отечественный сурдопедагог, ученица, соратница и друг Федора Федоровича Рау.

Нина Феодосьевна родилась 1 января 1922 г. в г. Тотьма Вологодской области в семье служащих. После окончания средней школы в 1939 г. она поступила в Московский государственный дефектологический институт, который в 1941 году стал факультетом Московского государственного педагогического института.

Всю войну, несмотря на то, что ее семья эвакуировалась, она провела в Москве, деля с родным городом все тревоги и невзгоды военного времени.

В 1942 г., закончив досрочно институт и проработав несколько месяцев на детской площадке, молодой дефектолог становится учителем математики в старших классах, а также преподает арифметику в приготовительном и во втором классах школы глухих. Она руководит методическим объединением учителей математики школы.

Два десятилетия жизни были отданы Ниной Феодосьевной педагогической работе в школе глухих. Она не прекращала ее до 1962 г., совмещая педагогическую деятельность и с учебой в аспирантуре (1946 – 1949 гг.), и с научной работой в должности сначала младшего (1949 – 1955 гг.), затем старшего научного сотрудника (с 1955 г.) Института дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). С этим институтом связана вся творческая жизнь Нины Феодосьевны, она являлась его научным сотрудником более 40 лет, до последнего дня своей жизни.

Опыт работы Н.Ф. Слезиной учителем математики воплощен в трех учебниках математики для школы глухих детей, которые выдержали несколько изданий и были переведены на украинский, грузинский, эстонский и латышский языки, а также в двух учебниках арифметики для вечерних школ глухих. Учебники, созданные Ниной Феодосьевной, отличала особая стройность, логичность, насыщенность упражнениями и заданиями, направленными на преодоление специфических трудностей глухих детей в усвоении математики.

Однако главным делом своей жизни Н.Ф. Слезина считала разработку методических проблем формирования произносительной стороны речи у глухих. Первая научная работа в этом направлении – диссертационное исследование на тему «Первоначальное обучение глухонемых детей чтению вслух и произношению на основе сокращенных фонем», выполненное под руководством Ф.Ф. Рау. Диссертация была блестяще защищена в 1952 г., хотя бурные и долго не утихавшие дебаты среди научного сообщества сурдопедагогов, начавшиеся еще в процессе ее подготовки, выплеснулись во время защиты. Этот диссертационный Ученый совет навсегда запомнился всем, кто на нем присутствовал.

Прошли годы. Концентрический метод обучения произношению, предложенный в диссертации молодого научного сотрудника, стал общепризнанным. Ныне оригинальный концентрический метод первоначального обучения произношению глухих школьников с временным использованием сокращенной системы фонем положен в основу действующих программ обучения в школе глухих. И не только русской школы. Под непосредственным руководством Нины Феодосьевны разработаны варианты концентрического метода для грузинского, украинского, эстонского, латышского, азербайджанского и испанского языков.

Особое внимание Нина Феодосьевна Слезина и Федор Федорович Рау уделяли методическому обеспечению процесса формирования произносительной стороны речи. Ими совместно разработаны первые в нашей стране учебники «Произношение» (для подготовительного, первого и второго классов школы глухих), удостоенные премии им. К.Д. Ушинского, методики обучения глухих произношению, адресованные учителям и студентам, ставшие на многие годы классическими образцами методических пособий и широко используемыми и в настоящее время.

Нину Феодосьевну интересовало все, что могло помочь неслышащему ребенку научиться хорошо говорить. В течение ряда лет она проводит специальное исследование, направленное на изучение возможности использования и эффективности различных технических средств в обучении глухих детей произношению. Его результаты обобщаются в монографии «Применение технических средств в обучении глухих произношению» (1975).

С середины 70-ых годов Нина Феодосьевна сосредотачивает внимание на изучении новых рациональных путей в формировании и коррекции произношения, ставших возможными в условиях интенсивного развития слухового восприятия глухих детей. Разрабатываются новые программы школы для глухих детей по обучению произношению, создаются методические кинофильмы, методические пособия и статьи о перестройке обучения произношению в новых условиях, об усилении индивидуального подхода к учащимся, об особенностях работы с плохоговорящими детьми. В последний год жизни была начата, но не завершена разработка вопросов совершенствования произносительной стороны речи глухих детей, обучающихся в массовых школах. Было задумано пособие, адресованное родителям этих детей …

Исследования Нины Феодосьевны Слезиной являются ценным вкладом в теорию и практику сурдопедагогики. Их результаты отражены в ее печатных работах: монографиях, школьных и вузовских учебниках, методических пособиях, статьях научного и методического характера.

Обширная очная и заочная организационно-методическая работа (проведение курсов повышения квалификации учителей, консультирование их и родителей детей с нарушенным слухом, обследование произносительной стороны речи учащихся, подготовка и разбор открытых уроков и индивидуальных занятий и т.п.) способствовала внедрению результатов исследований, проводимых Н.Ф. Слезиной, в широкую практику специальных школ страны.

Помимо научно-исследовательской деятельности Нина Феодосьевна вела огромную редакторскую работу. Она являлась составителем 24 выпусков сборника «Специальная школа» (1956–1964), заместителем главного редактора по подготовке двух изданий «Дефектологического словаря» (1964, 1970), выпущенных впервые в мире, редактором сборников «Воспитание в школе глухих», «Пособие по обучению произношению слабослышащих школьников 1–3 классов» и др. Нина Феодосьевна подготовила к печати работы любимого Учителя и Друга Ф.Ф. Рау, не опубликованные при его жизни.

Нина Феодосьевна вела большую работу по подготовке научных кадров. Под ее руководством были защищены восемь диссертаций по вопросам, связанным с формированием произносительной стороны речи (совместно с Ф.Ф. Рау), с овладением глухими жестовой речью, с обучением неслышащих физике, с историей дефектологии.

Нина Феодосьевна была сильной, цельной личностью с необычайно разносторонними, иногда полярными интересами. Редко кому удается сочетать деловую и творческую целеустремленность, так выразительно представленные в научных трудах и повседневной деятельности Нины Феодосьевны, и столь же яркое увлечение музыкой, творчеством И.С. Козловского, верным другом и секретарем которого она была до самой его смерти.

У Нины Феодосьевны был особый статус в Институте, хотя она никогда не занимала никаких административных постов. Ее суждения часто были резки, но всегда справедливы. Ее критика была нелицеприятной, но всегда конструктивной. Она была строгим Учителем и благожелательным Человеком. Поэтому к ней шли не только за опытом и деловым советом, но и поделиться своим самым сокровенным, за добром, за участием, как к старшей в семье. И это не случайно. Жизнь сложилась так, что уже в юности Нина Феодосьевна стала основной опорой в большой семье – материальной опорой отцу-инвалиду и главной помощницей матери в воспитании младших сестер и брата. Впоследствии Нина Феодосьевна приобрела еще одну большую семью, которую составили глухие люди, которым в детстве посчастливилось учиться у Слезиной. До конца ее дней они приходили к ней, к своей бывшей учительнице, писали ей письма как старшему другу. Они шли к ней со своими радостями, заботами и, как прежде, встречали понимание, доброжелательность, готовность помочь. А ведь ученики уже сами были на пенсии. Среди них были и ее первые выпускники, которые позже закончили Бауманский институт и работали в конструкторском бюро у С.П. Королева.

Все, кому довелось близко знать Нину Феодосьевну, знали, каким она была Другом, как она умела дружить, помогать, поддерживать. И как бы не складывалась жизнь, она всегда говорила то, что думала, отстаивала то, что считала правильным, никогда и никого не предавала и многие, поверенные ей секреты, ушли вместе с нею.

Доктор педагогических наук К.Г. Коровин, кандидат педагогических наук Н.Д. Шматко

 
Власова Татьяна Александровна (1905 - 1986)  
Воспоминания Е.А. Стребелевой. Мой учитель А.А. Катаева. 4 страница - student2.ru Биография Воспоминания Научные труды Фотоархив  

Власова Татьяна Александровна (1905-1986) – выдающийся ученый-дефектолог, действительный член Академии педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, родилась в городе Буинске на Волге (ныне Татарстан).

Ее детство прошло в бедной многодетной семье, и только большая тяга к знаниям позволила ей, помогая семье, окончить среднюю школу и начать в 1922 году свою трудовую деятельность в качестве педагога сначала в Буинске, а затем в г. Казани – в детских домах, детском городке «Новый мир», в областной вспомогательной школе.

Татьяна Александровна окончила дефектологический факультет 2-ого МГУ, проявив в студенческие годы незаурядные способности в исследовательской и научно-организационной работе. Еще будучи студенткой, она была введена в состав комиссии по организации первого научного центра по дефектологии – Экспериментально-дефектологического института Народного комиссариата просвещения Российской федерации, который возглавил видный дефектолог И.И.Данюшевский, и где с того времени и до своей кончины работал Л.С. Выготский.

В этом институте Т.А. Власова проработала с 1929 г. по 1939 г.: вначале – заведующей клинико-диагностическим отделением, а затем – заместителем директора по учебной и научной работе.

В 1935 г. при активном участии Т.А. Власовой в институте были впервые в истории отечественной дефектологии созданы лаборатории по научному изучению психологических особенностей аномальных детей и их развития в условиях обучения, что привело к формированию таких отраслей психологической науки, как олигофренопсихология, сурдопсихология, а позднее и тифлопсихология.

В течение последующих 20 лет, работая в различных учреждениях Москвы, связанных с руководством в стране наукой и среднем и высшем образованием, Т.А. Власова не прерывала связей с научно-исследовательской работой в области психологии и дефектологии.

С 1963 года Т.А. Власова снова в НИИ дефектологии АПН СССР как заместитель директора по научной работе, а с 1968 г. и до своей кончины – как директор Института.

Именно в эти годы наметились новые направления в развитии дефектологической науки, были созданы новые лаборатории. Все это было делом рук Т.А. Власовой, которая умела объединить вокруг себя энтузиастов и единомышленников, будучи при этом требовательным, часто суровым, но всегда целеустремленным руководителем.

Т.А. Власова была инициатором и руководителем многих новых научных направлений, таких как изучение влияния состояния слуха на развитие ребенка и на этой основе совершенствование всей коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха; ей принадлежат проблемные работы в области сурдопедагогики и олигофренопедагогики, она непосредственно участвовала в формировании нового направления – изучения особенностей развития и обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) и в создании сети соответствующих школ и коррекционных классов в общеобразовательных учреждениях.

Татьяна Александровна была не только крупным ученым, но и талантливым организатором науки; она неоднократно достойно и успешно представляла отечественную дефектологию на конгрессах, съездах, симпозиумах и конференциях международного и республиканского масштаба.


Соч.: О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка (М., 1954).
Основы обучения и воспитания аномальных детей (М., 1965 – в соавт.).
О детях с отклонениями в развитии (М., 1973 – в соавт.).
Отбор детей во вспомогательную школу (М.,1983 – в соавт.).


А.Г. Зикеев, доктор педагогических наук, профессор.

29.09.1999

 

Морозова Наталия Григорьевна (1906 - 1989)

Воспоминания Е.А. Стребелевой. Мой учитель А.А. Катаева. 4 страница - student2.ru Биография Научные труды Фотоархив  

Наталья Григорьевна Морозова - выдающийся советский учёный, доктор педагогических наук (по психологии), профессор-консультант Института дефектологии АПН СССР, автор более 160 научных работ по проблемам психологии, общей педагогике и дефектологии.

Н.Г. Морозова училась в педтехникуме (1921-1925), затем закончила педагогический факультет 2-го МГУ. После окончания университета работала в должности педагога и психолога в различных детских учреждениях. С 1939 по 1944 г. Наталья Григорьевна - аспирантка НИИ дефектологии, при этом научную работу она совмещала с педагогической деятельностью в областной школе глухонемых Башкирии. Вся дальнейшая жизнь Натальи Григорьевны после защиты кандидатской диссертации связана с работой в научно-исследовательских учреждения: 1944-1953 гг. - старший научный сотрудник Института общей и педагогической психологии АПН РСФСР; с 1953 г. до последних дней своей жизни Наталья Григорьевна - сотрудник НИИ дефектологии. За 36 лет работы в институте Наталья Григорьевна была и заместителем директора института и заведующей лабораторией воспитания и обучения слабовидящих детей, а также лабораторией дошкольного воспитания аномальных детей и профессором-консультантом. Проявляла незаурядные исследовательские способности, что помогло ей сблизиться с группой научных сотрудников, работавших под руководством Л.С. Выготского.

Исследовательскую работу Наталья Григорьевна начала с изучения проблемы воспитания интересов у детей. Этой проблемой она занималась в ряду других на протяжении всей своей жизни. Обобщение теоретических и экспериментальных данных легло в основу её докторской диссертации «Формирование познавательных интересов аномальных детей», которая была успешно защищена в 1968 г. Разработка этой темы велась под ее руководством применительно к разным категориям аномальных детей многими аспирантами. Исследование проблемы интересов было связано с поисками совершенствования педагогического процесса, направленного на формирование личности аномального ребёнка. Другая линия исследований Натальи Григорьевны связана с проблемой речи, которая разрабатывалась ею в двух аспектах: с точки зрения теории знака и значения в процессе словесной речи у глухих детей; в плане педагогической интерпретации категорий значения и смысла в ходе овладения чтением детьми с нарушениями слуха. Результаты данных исследований нашли отражение в таких работах, как «О естественной истории знака», «О развитии речи младшего школьника», «О понимании текста», «Воспитание сознательного чтения у глухих детей».

В последние годы научные интересы Натальи Григорьевны были сосредоточены на изучении особенностей поведения аномальных детей дошкольного возраста. При сравнительном изучении эмоциональных состояний детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями она выделяет различные типы поведения, определяемые соотношениями ведущего нарушения с условиями воспитания и содержанием индивидуальных педагогических требований к аномальному ребёнку. По этой проблеме Натальей Григорьевной опубликовано большое количество статей в научно-педагогических журналах и научных сборниках. Она проявила себя как талантливый организатор научно-исследовательской работы в Институте дефектологии. Будучи заместителем директора, по научной работе, она заботилась о росте молодых научных кадров, а также о развитии дефектологии во всех союзных республиках. Под её руководством и при активном участии в институте проводились научные сессии по дефектологии, конференции, педагогические чтения. Наталья Григорьевна неоднократно выступала с научными докладами за рубежом. Она систематически вела переписку с многими дефектологами разных стран, изучала в подлиннике (на английском, французском, немецком языках) труды крупнейших учёных мира. Наталья Григорьевна Морозова была человеком высокой культуры, широких интересов, неиссякаемой энергии. Её отличали демократичность в общении с педагогами, аспирантами, сотрудниками, родителями аномальных детей. Была доброжелательна, отзывчива, сердечна по отношению ко всем окружающим. Сотрудники, непосредственно окружавшие Наталью Григорьевну, не переставали изумляться остроте и меткости её суждений, нешаблонному видению обыденных явлений. Под руководством Натальи Григорьевны подготовлено и защищено более 30 кандидатских диссертаций. В качестве официального или неофициального оппонента Наталья Григорьевна выступала почти на каждом заседании Учёного совета Института дефектологии с глубоким, тонким, и заинтересованным анализом обсуждаемых проблем. Одним из ярких талантов Натальи Григорьевны был её поэтический дар. Помимо научного наследия она оставила после себя несколько рукописных поэтических сборников. Профессор Морозова на протяжении многих лет являлась активным членом Общества психологов СССР, сотрудничала с журналами «Вопросы психологии», «Дефектология», «Ди Зондершуле», «Дошкильне выховання». За многолетнюю научную деятельность Н.Г. Морозова награждена медалями, почётными грамотами, значками «Отличник просвещения» РСФСР и СССР.

Журнал Дефектология № 2, 1990 г.

Зыков Сергей Александрович (1907 - 1974)  
Воспоминания Е.А. Стребелевой. Мой учитель А.А. Катаева. 4 страница - student2.ru Биография Воспоминания Научные труды Фотоархив  

К 90-летию со дня рождения С.А. Зыкова

Наши рекомендации