Воспоминания Е.А. Стребелевой. Мой учитель А.А. Катаева. 6 страница

Биография Научные труды Фотоархив  

Зислина Нелли Наумовна (1927–1995) – кандидат биологических на­ук, доктор психологических наук, старший научный сотрудник, один из первых отечественных психофизиологов, начавших фундаментальные исследования в области изучения нейрофизиологических механизмов на­рушений зрительного восприятия.

Воспоминания Е.А. Стребелевой. Мой учитель А.А. Катаева. 6 страница - student2.ru Н.Н. Зислина в 1949 г., после окончания отделения психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, начала свой научный путь в Институте нейрохирургии АМН СССР им. Н.Н. Бурденко в лаборатории выдающегося психолога нашего времени академика А.Р. Лурии, где приобрела неоценимые знания в области нейропсихофизиологии.

Дальнейшая ее научная деятельность связана с Институтом дефектологии Академии педагогических наук, в котором она проработала 43 года – с 1952 г. и до конца своих дней. На протяжении многих лет Н.Н.Зислина работала под руководством крупного нейрофизиолога, профессора Л.А. Новиковой, изучая деятельность центральной нервной системы у детей с отклонениями в развитии различной этиологии. Самые первые работы Н.Н. Зислиной были посвящены проблеме изучения высшей нервной деятельности детей с нарушениями умственного развития. Ею описаны общие и характерные для разных групп умственно отсталых детей осо­бенности ЭЭГ, которые явились естественно-научной основой для дифференциальной диагностики различных форм умственной отсталости. Боль­шое значение для разработки проблемы дифференциальной диагностики аномалий развития имели исследования возрастных изменений ЭЭГ в нор­ме и патологии у детей и подростков.

Исследования Н.Н. Зислиной внесли большой вклад в разработку проб­лемы сенсорной депривации. В экспериментах на зрительно деафференти­рованных животных ею было показано, что длительное выключение или ограничение зрительной афферентации приводит к нарушениям нейронных механизмов восприятия световых сигналов. Н.Н. Зислина изучала особенности формирования зрительных вызванных потенциалов у детей и под­ростков. Было показано, что созревание позднего комплекса компонентов ЗВП имеет длительный период (от 6–11 до 15 лет). Таким образом было выявлено характерное для нормы и патологии длительное формирование механизмов зрительной перцептивной системы.

В последние годы Н.Н. Зислина в содружестве со специалистами Института глазных болезней им. Гельмгольца проводила исследования, направленные на изучение психофизиологических механизмов нарушений зрительного восприятия и усовершенствование методов диагностики заболеваний органа зрения.

Результаты ее исследований представлены в более 100 научных работ, среди которых монография «Нейрофизиологи­ческие механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подрост­ков» и ряд крупных публикаций в академических журналах «Физиология человека», «Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова», «Физиологический журнал» и др. Комплексные, глубоко продуманные научные исследования Н.Н. Зислиной внесли огромный вклад в разработку проблем диагностики нарушений зрительного восприятия и медикопсихолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями умственного и физического развития.

Необыкновенно высокая требовательность к себе, принципиальность, истинная преданность науке позволили Н.Н. Зислиной получить уникальные, бесспорно достоверные и высокозначимые результаты. Творческая личность и глубоко образованный человек, она охотно делилась своими знаниями и опытом с молодыми сотрудниками, которых привлекали в ней не только богатейшие научные познания, но и огромная эрудиция, живой интерес к различным областям культуры, искусства, доброжелательность и высокая нравственность.

Воспоминания Е.А. Стребелевой. Мой учитель А.А. Катаева. 6 страница - student2.ru / доктор псих. н. Л.П. Григорьева
Воспоминания Е.А. Стребелевой. Мой учитель А.А. Катаева. 6 страница - student2.ru / канд. биол. н. Л.А. Рожкова
 
Коровин Кирилл Георгиевич (1917 - 2001)  
Воспоминания Е.А. Стребелевой. Мой учитель А.А. Катаева. 6 страница - student2.ru Биография Воспоминания Научные труды Фотоархив  

ПАМЯТИ КИРИЛЛА ГЕОРГИЕВИЧА КОРОВИНА


Невосполнимую утрату понесла отечественная дефектология. 30 августа 2001 года оборвалась жизнь выдающегося сурдопедагога, автора фундаментальных работ по обучению языку детей с нарушениями слуха, ведущего научного сотрудника института коррекционной пе­дагогики Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Кирилла Георгиевича Коровина.

После окончания факультета школ глухих (отделение русского языка и литературы) Московского государственного педагогического дефектологического института К.Г. Коровин недолго работал завучем и учителем русского языка в Хакасской областной школе для глухих детей (Красноярский край).

В марте 1942 г. он был мобилизован в ряды Советской армии и прошел весь трудный и опасный путь солдата, участвуя в Сталин­градской битве и в боях на Курской дуге, при форсировании Днепра, побеждая врага в Ясско-Кишеневской операции, освобождая Румынию и Болгарию. Его боевой путь отмечен многочисленными орденами и медалями.

В послевоенные годы, возвращаясь к педагогической деятельности (с 1946 по 1951 г. работает учителем средней школы рабочей молодежи для лиц с недостатками слуха), Кирилл Георгиевич в это же время в качестве аспиранта Научно-исследовательского института дефектологии АПН РСФСР начинает свои творческие разработки в принципиально новой области сурдопедагогической науки – в области изучения, обучения и воспитания слабослышащих детей как особой категории детей с нарушениями слуха. Эта научная проблема стала делом его жизни.

Совместно с выдающимся отечественным ученым-дефектологом Рахиль Марковной Боскис, которая впервые ввела в научно-практический обиход критерии дифференциации детей с недостатками слуха, К.Г. Коровин трудится над созданием системы специального обучения слабослышащих и позднооглохших школьников. Он активно участвует в формировании сети специальных учреждений для этой категории детей в различных уголках страны (начиная от Белоруссии и Прибалтики и далее на восток – в Омской области, в Красноярском крае). В процессе создания новых в сурдопедагогической практике школ оформлялась их структура, определялись принципы комплектования, содержание и методы обучения.

Существенно влияя на педагогическую практику созданием в России сети школ для слабослышащих, являясь автором самых разных нормативных документов, учебных планов и программ, Кирилл Георгиевич предстает перед нами, прежде всего, как ученый, который смог реализовать свой научно-практический интерес в области формирования словесной речи у детей с нарушениями слуха.

В деятельности К.Г. Коровина как ученого прослеживается определенная этапность в разработке сложнейших проблем обучения языку детей с нарушениями слуха.

В 1950 г. выходит его книга «Построение предложений в письменной речи тугоухих учащихся», в которой впервые подробно описываются особенности грамматического оформления речи слабослышащих учащихся. В этой книге, где изложены результаты кандидатской диссертации Кирилла Георгиевича, определяются важнейшие закономерности в овладении слабослышащими школьниками письменной речью; это позволило определить уровни практического владения речевыми навыками и умениями у учащихся с нарушениями слуха.

Вторым этапным моментом научной биографии К.Г. Коровина был выход в 1955 г. книги «Формирование грамматического строя у туго­ухих учащихся», написанной совместно с Р.М. Боскис и В.А. Синяком. Сформулированные в ней принципы овладения грамматическими закономерностями языка на уровне активной речевой деятельности позволили наметить конкретные этапы практического усвоения речевого материала, в которых формирование грамматического строя у ребенка начинается с понимания грамматического значения и закрепляется в формах его выражения, а не наоборот, как это было принято традиционно.

Естественным продолжением и дальнейшим развитием системы формирования грамматического строя слабослышащих учащихся явились методические руководства для учителей I–VII классов («Уроки русского языка в I–VII классах школы слабослышащих»), которые последовательно выходили из печати в период с 1959 по 1964 годы и оказали большое влияние на практику обучения языку в школе слабо­слышащих.

Изложенные в этих руководствах экспериментально проверенные материалы позволили К.Г. Коровину создать специальные разделы в новых программах по языку (начиная с 1962 г.), а в последующем реализовать их в серии оригинальных учебников по русскому языку для учащихся I–VII классов школ слабослышащих.

В 60-е и 70-е годы К.Г. Коровиным принципиально по-новому разрабатываются методические подходы к обучению слабослышащих грамоте, правописанию, изучению элементарного курса грамматики (К вопросу обучения грамоте и орфографии в школе слабослышащих. АПН РСФСР, М.,1965. Вып.139; Усвоение основных грамматических категорий слабослышащими детьми в процессе изучения элементарного курса грамматики». // Изучение слабослышащих детей в процессе обучения. М., 1972).

Опираясь на особое место и роль в специальном учебном процессе письменной речи, которая усваивается слабослышащими одновременно с устной и даже с некоторым опережением, К.Г. Коровин доказал, что неправомерно ставить обучение грамоте (чтению) в зависимость от отработки навыков произношения, и наметил новый путь обучения грамоте, который позволил в последующем создать оригинальный букварь для слабослышащих первоклассников.

К.Г. Коровиным было предложено и новое решение в методике обучения орфографии, когда в связи с особенностями речевого развития слабослышащих, часть орфографического материала усваивается в разных разделах программы по языку, в частности на уроках произношения.

Исследования К.Г. Коровина, направленные на выяснение особен­ностей усвоения слабослышащими материала элементарного курса грамматики, позволили разработать поэтапное – в соответствии с реальным ходом речевого развития учащихся – формирование у них грамматических навыков и умений на основе принципа их практической реализации: от усвоения значения к обобщению по формальным признакам.

Определенным итогом научно-практических разработок К.Г. Коровина явилась его монография «Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку» (М.,1976), в которой дан глубокий и всесторонний анализ проблемы специального обучения языку слабослышащих детей. Это фундаментальное психолого-педагогическое исследование, которое опирается на широкий анализ научной литературы по проблеме языка и на обобщение ранее проведенных исследований автора, является и ныне важным вкладом в сурдопедагогическую науку; оно заложило основы методики обучения слабослышащих учащихся русскому языку как самостоятельной ветви сурдопедагогики.

В 80-е годы круг научных интересов К.Г. Коровина расширяется. В монографии «Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих» (М.,1982) обобщаются материалы психолого-педагогического исследования, направлен­ного на определение уровня практического владения грамматическими нормами языка у слабослышащих учащихся старших классов и выявление особенностей усвоения ими систематического курса школьной грамматики. Материалы этой монографии, где впервые раскрываются особенности обучения языку слабослышащих старшеклассников, не только оказали помощь учителям русского языка в их практической работе, но и позволили внести уточнения в содержание школьных программ.

Значительным вкладом в обеспечение учебного процесса формиро­вания речи у слабослышащих детей было участие К.Г. Коровина в создании учебных пособий для учителей и учебников по русскому языку для учащихся.

К.Г. Коровин был автором двух основных глав книги для учителя «Основы специального обучения слабослышащих детей» (М.,1968), автором и редактором трех глав «Книги для учителя школы слабослышащих», изданной в двух частях (Ч. 1. М.,1995 и Ч. 2. Краснодар, 1998).

В течение 50–90 годов К.Г. Коровин принимал участие в создании учебников по русскому языку для 1–5 классов школы слабослышащих. За эти годы были созданы заново или усовершенствованы четыре варианта этих учебников, при этом каждый из вариантов переиздавался до 5 раз («Русский язык» для 1-го класса. М., Про­свещение, 2001 г. 5-ое издание; «Русский язык» для 2-го класса. М.: Просвещение, 2000 г. 5-ое издание; Русский язык» для 4-го класса. М.: Просвещение,1996 г. 4-ое изд. и др.).

Жизнь К.Г. Коровина – видного ученого-педагога и замечательного человека – пример беззаветной преданности делу, которому он отдал свыше шестидесяти лет.

Вся научная деятельность К.Г. Коровина сначала в качестве старшего научного сотрудника (1948–1974), затем на должности руководителя лаборатории обучения и воспитания слабослышащих детей при НИИ дефектологии АПН СССР (1974–1995) и в качестве ведущего научного сотрудника Института коррекционной педагогики Российской академии образования отличалась высокой культурой научного исследования, глубиной анализа получаемого экспериментального материала, исключительной эрудицией в смежных областях знания.

Талант ученого К.Г. Коровина сочетался с редкостными человеческими качествами: внимательностью к ближнему, особыми доброжелательными отношениями ко всем, кто обращался к нему за помощью по работе, за консультацией, за нужным советом. Он обладал удивительной способностью – сопереживать человеку и в радости, и в беде.

Профессиональный путь К.Г. Коровина, его монографии, учебники и учебные пособия (его труды составляют более 120 названий) неоднократно отмечались дипломами и премиями Академии педагогических наук.

К.Г. Коровин обладал исключительными организационными способностями, которые проявились не только в создании в 50–60 годы целого ряда школ для слабослышащих, но и позже, когда в качестве руководителя лаборатории он участвовал в организации и проведении многочисленных научных сессий, педагогических чтений, семинаров, курсовых мероприятий. Результаты исследований К.Г. Коровина и сотрудников руководимой им лаборатории, итоговые материалы научных сессий и семинаров неукоснительно внедрялись в практику обучения школ.

За плодотворную трудовую деятельность К.Г. Коровин награжден орденом «Знак почета», значком «Отличник просвещения», различными медалями.

Высокие человеческие качества, большая внутренняя культура настоящего интеллигента, широта интересов, необыкновенная доброжелательность привлекали к Кириллу Георгиевичу окружающих людей. Коллеги, ученики и друзья Кирилла Георгиевича не могут смириться с утратой этого необыкновенного человека. Память о нем навсегда останется в их сердцах.

Воспоминания Е.А. Стребелевой. Мой учитель А.А. Катаева. 6 страница - student2.ru / А.Г. Зикеев, доктор педагогических наук, профессор
© 2000-2016 Музей Института Коррекционной Педагогики РАО. Все права защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов ссылка на «Музей ИКП РАО» обязательна. Документы могут использоваться только для некоммерческих и личных целей.
Зайцева Галина Лазаревна (1934 - 2005)  
Воспоминания Е.А. Стребелевой. Мой учитель А.А. Катаева. 6 страница - student2.ru Биография Воспоминания Научные труды Фотоархив  

Галина Лазаревна Зайцева принадлежит к выдающимся отечественным сурдопедагогам ХХ века. Она автор более 80 научных работ по проблемам обучения глухих, опубликованных и признанных как в России, так и за ее пределами.

Галина Лазаревна по-настоящему любила и понимала глухих, неизменно отстаивала их право говорить и обучаться на жестовом языке и даже в то время, когда само словосочетание «Жестовая речь» вызывало неприятие у многих ее коллег.

Научные интересы Г.Л. были связаны с историей и теорией мировой и отечественной сурдопедагогики, изучением жестового языка глухих. Смыслом своей жизни она считала создание в России практики билингвистического обучения глухих и теоретическое обоснование этой новой педагогической системы.

После окончания в 1956 году дефектологического факультета МГПИ имени В.И. Ленина, Г.Л. поступила на работу в Люблинскую школу для глухих детей, и уже с этого времени проявляла неизменный интерес к жестовому языку и научным исследованиям в этой области сурдопедагогики.

Галина Лазаревна по-настоящему любила и понимала глухих, неизменно отстаивала их право говорить и обучаться на жестовом языке и даже в то время, когда само словосочетание «Жестовая речь» вызывало неприятие у многих ее коллег.

Накопив десятилетний опыт практической работы в школе, Г. Л. Зайцева поступает в 1966 году в аспирантуру НИИ дефектологии АПН СССР к Нине Феодосьевне Слезиной, блистательному специалисту в области устной речи глухих. Страстное и непоколебимое желание исследовать жестовый язык глухих находит поддержку у Нины Феодосьевны, благодаря чему по прошествии трех лет напряженного совместного труда Г.Л. успешно завершает диссертационное исследование на тему «Выражение пространственных отношений в мимико-жестикуляторной речи глухих». О твердости намерений и неукротимости темперамента диссертанта, а также дискуссионности поднятой им проблемы жестового языка судить можно по напутствию научного руководителя в день защиты: «Галя, я прошу Вас только об одном – не бейте членов совета указкой по голове ни при каких обстоятельствах».

В кандидатской диссертации Г.Л. Зайцева впервые описывает отличную от «звучащих» языков зрительно-пространственную субстанцию жестового языка, предлагает первую в отечественной сурдопедагогике методику его изучения. Проведенным исследованием она стремится опровергнуть укоренившееся представление о примитивности жестового языка глухих. На протяжении всей своей жизни она будет доказывать, что подобный взгляд является общепринятым заблуждением.

Уже в первой исследовательской работе Г.Л. предлагает размышлять над соотношением процессов развития словесной и жестовой речи глухих, требует от своих коллег принимать во внимание ситуацию билингвизма при построении систем обучения детей с нарушенным слухом. Стремится объяснить, что есть множество ситуаций в жизни глухих детей, разрешить которые педагог не сможет без опоры на «родной» для ребенка язык – жестовый.

Не раз коллегам приходилось слышать от Г.Л.: «Вы что, действительно, думаете, что глухой ребенок, не способный сказать о случившемся словами, не понимает происходящего? Он понимает много больше, чем ВЫ думаете, просто исследовать это без жестовой речи невозможно!». За такими выпадами немедленно следовала убедительная научная аргументация, и тон дальнейшей речи выдавал подлинную доброжелательность Г.Л., стремление объяснить другим то, что ей самой казалось таким понятным. Страстность и резкость Г.Л. происходили из желания объяснить, но никак не обидеть, оттого никто из коллег и не обижался, скорее, принимали это как должное.

Г.Л. Зайцева предлагает иначе взглянуть на процесс формирования языковой компетентности ребенка с глубоким нарушением слуха, отстаивает необходимость исследований жестового языка и его роли в психическом развитии глухого человека.

За кандидатской диссертацией последуют годы напряженного исследовательского труда. На протяжении почти трех десятков лет в стенах Института дефектологии АПН СССР она исследовала лингвистические и психолингвистические аспекты русского жестового языка, изучала проблему использования «родного» языка глухих в различных системах обучения. Ее публикации становились событием в сурдопедагогике и всегда вызывали жаркие споры в кругу институтских коллег. Среди сторонников и оппонентов были выдающиеся психолингвисты, сурдопедагоги, психологи, нейро- и психофизиологи, математики. Благодаря этому многолетнему, подлинно профессиональному и междисциплинарному общению оттачивались позиции Г.Л. Зайцевой.

В 1986 году в лаборатории общего и профессионального образования взрослых глухих, руководимой профессором А.П. Гозовой, состоялось нелегкое обсуждение докторской диссертации Г.Л. Зайцевой на тему «Жестовая речь в системе обучения и воспитания взрослых глухих», завершившееся положительным вердиктом. В 1988 году Г.Л. блестяще защищает докторскую диссертацию.

В стенах Института Г.Л. задумывает и пишет один из самых любимых студентами учебников под названием «Дактилология и жестовая речь». Коллеги по лаборатории становятся первыми восхищенными слушателями этой замечательной книги, делающей сложное простым, запутанное ясным. Автору удается на немногих страницах в простых словах прояснить позиции сторонников и оппонентов различных систем и методов обучения глухих. Благодаря таланту обнаруживать и точно обозначать «критические точки» в развитии различных взглядов на одну и ту же проблему, Г.Л. удается «внушить» начинающему профессионалу мысль о необходимости занять собственную позицию в вечном споре сурдопедагогов о речевых средствах.

Г.Л. была особенно нетерпима к наукообразию, считала своим долгом безжалостно критиковать такие публикации и обличать их авторов. Если Г.Л. хотела продемонстрировать высшую степень отрицания работы, то говорила с презрением: «Это не имеет к науке никакого отношения» и за этой фразой уже ничто не могло последовать – не оставалось предмета обсуждения.

Начало 90-х гг. для Г.Л. Зайцевой, было связано, прежде всего, со счастливой возможностью беспрепятственно общаться с иностранными коллегами, анализировать и обсуждать их обширный опыт исследований национальных жестовых языков, а также развивающейся на Западе практики обучения глухих в рамках билингвистической системы.

Накопленное за годы работы в Институте фундаментальное знание, страстное желание учить глухих на родном для них языке, подкрепленное духом свободы 90-х гг. и поддержкой зарубежных коллег, наконец-то, может воплотиться в жизнь. В 1992 году Г.Л. Зайцева оставляет Институт и создает первую в России билингвистическую гимназию, отдавая ей все свои силы на протяжении последующих тринадцати лет жизни. Естественным образом меняется круг профессионального общения, его теперь составляют, главным образом, сторонники билингвизма в России и других странах мира.

Первый выпуск учащихся билингвистической гимназии состоялся в 1998 году. Сбылась мечта – в России появился первый опыт обучения глухих на «родном» для них жестовом языке.

Г.Л. инициирует международные конференции и семинары по организации билингвистического обучения глухих в СНГ, России, Москве.

С ее помощью было организовано обучение глухих студентов в педагогическом колледже и университете.

Она была первым отечественным специалистом, признававшим и отстаивавшим право глухих людей быть исследователями в области сурдопедагогики и сурдопсихологии.

Г.Л. Зайцева была удостоена чести стать экспертом Международной федерации глухих.

Галина Лазаревна Зайцева была прекрасным полемистом, умела представить традиционную проблему в нетрадиционном ракурсе, рассмотреть ее с новых позиций, благодаря чему ей нередко удавалось обнаруживать «критические точки» в развитии теории и практики обучения глухих в России. Она была принципиальным и честным оппонентом в научных дискуссиях, всегда готовым помочь тем, кто входил в сурдопедагогику как исследователь.

Галина Лазаревна была чрезвычайно внимательна к работам своих коллег-сурдопедагогов, ее всегда интересовали новые направления исследований, она искала в них то, что могло бы помочь неслышащим людям. И если находила, была готова всячески поддерживать исследователя, причем даже в тех случаях, когда речь шла об альтернативных билингвизму подходах к обучению глухих.

Многие сурдопедагоги навсегда останутся благодарны Галине Лазаревне за ту «прививку свободомыслия», которая помогает им и сегодня не оставаться в плену догматических суждений, оценивать каждый факт с разных точек зрения, искать оппонента, который поможет увидеть не только сильные, но, прежде всего – слабые стороны исследования.

Галина Лазаревна была вдохновенным преподавателем сурдопедагогики. На протяжении многих лет она единственная вводила студентов в разные педагогические системы обучения глухих, учила понимать их и сравнивать, расширяла кругозор, обогащая знанием не только отечественного, но и зарубежного опыта. Ее убедительные и артистичные лекции и доклады останутся в памяти тех, кому посчастливилось их слышать.

На протяжении всей своей жизни Г.Л. Зайцева оставалась верной науке и преданной глухим.


Материал подготовили О.И. Кукушкина, Н.Д. Шматко

 
Носкова Людмила Петровна (1933 - 2006)  
Воспоминания Е.А. Стребелевой. Мой учитель А.А. Катаева. 6 страница - student2.ru Биография Воспоминания Научные труды Фотоархив  


Носкова Людмила Петровна родилась 18 июля 1933 года в городе Куйбышеве Новосибирской области в многодетной семье Петра Егоровича, бухгалтера угольной промышленности, и Александры Афанасьевны, учительницы начальных классов. Семья часто переезжала в связи с переводами отца по работе.

С 1952 по 1956 годы Людмила Петровна училась в Московском государственном педагогическом институте им. В.И.Ленина на отделении сурдопедагогики.

После окончания института работала учителем-дефектологом в разных школах для глухих детей в г. Новосибирске, г. Ростове-на-Дону, г. Нестерове Львовской области, г. Горьком. В эти годы начала участвовать в экспериментальном обучении глухих детей под руководством профессора С.А. Зыкова.

В 1969 году защитила кандидатскую диссертацию, занималась созданием учебников по русскому языку для 5-6 классов.

С 1970 года переехала в Москву, где начала углубленно заниматься проблемами формирования словесной речи глухих школьников, в частности, проблемой овладения грамматическим строем языка неслышащими детьми. С этого же года она стала директором школы НИИД АПН СССР.

С 1973 по 1978 года состояла старшим научным сотрудником, а с 1978 года назначена заведующей лабораторией воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. Под ее руководством были созданы методические пособия для учителей и воспитателей дошкольных учреждений для неслышащих детей.

В 1992 году Людмила Петровна защитила докторскую диссертацию на тему «Педагогические и лингвистические основы обучения глухих детей языку».

С 1992 по 1994 года в качестве заместителя директора по науке Института коррекционной педагогики руководила научно-исследовательской деятельностью сотрудников института.

В Людмиле Петровне привлекала природная одаренность, высокая работоспособность, необыкновенная доброжелательность, умение работать с людьми. Все те, с кем ей приходилось работать, проникались любовью и уважением к ее личности.

© 2000-2016 Музей Института Коррекционной Педагогики РАО. Все права защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов ссылка на «Музей ИКП РАО» обязательна.
Розанова Татьяна Всеволодовна (1928 - 2007)  
Воспоминания Е.А. Стребелевой. Мой учитель А.А. Катаева. 6 страница - student2.ru Биография Воспоминания Научные труды Фотоархив  


Татьяна Всеволодовна Розанова – один из ведущих советских психологов и дефектологов, доктор психологических наук, профессор.

Т.В. Розанова родилась в Москве. После окончания средней школы в 1946 г. поступила на психологическое отделение философского факультета Московского государственного университета, которое окончила с отличием в 1951 г.

С 1951 по 1955 г. Т.В. Розанова работала старшим лаборантом кафедры психологи МГУ, выполняя при этом не только большую организационную, но и педагогическую и исследовательскую работу.

В июне 1955 г. ею защищена кандидатская диссертация «Некоторые особенности непроизвольного запоминания», раскрывшая новые психологические механизмы непроизвольного запоминания наглядного материала, показавшая возможности его запечатления на основе односторонних связей от слова, обозначающего предмет, к совокупности его наглядных признаков и порождаемые этим механизмом особенности воспроизведения.

С декабря 1955 г. до 1966 г. Т.В. Розанова работала в Институте дефектологии АПН СССР – сначала в должности старшего научного сотрудника сектора по изучению психологии глухих детей под руководством Ивана Михайловича Соловьева, затем с 1970 г. заведующей лабораторией сурдопсихологии.

Т.В. Розановой принадлежат многие исследования в области восприятия, образной и словесной памяти, наглядного и словесно-логического мышления глухих детей. Исследования Т.В. Розановой раскрывают не только особенности психического развития глухих детей, обусловленные нарушением слуха и недоразвитием речи, но и большие потенциальные возможности развития познавательной деятельности этих детей в условиях педагогического процесса, основывающегося на психологических закономерностях формирования психики глухого ребенка. Тем самым исследования Т.В. Розановой имеют большое значение не только для сурдопсихологии, но и сурдопедагогики.

Особое внимание Т.В. Розанова уделяла психолого-педагогическим вопросам усвоения математики глухими детьми. Ею сформулированы психолого-педагогические требования, при учете которых у глухих детей могут формироваться полноценные математические знания и умения.

Исследования Т.В. Розановой, характеризующие психологические механизмы функционирования познавательных процессов в условиях речевого дефицита, указывают на различную роль предметных действий, жестов и словесной речи как средств осуществления этих процессов и тем самым обогащают общую и детскую психологию.

Т.В. Розанова являлась одним из редакторов и основных авторов капитального труда по сурдопсихологии, обобщающего многие советские и зарубежные исследования – «Психология глухих детей», изданного в 1970 г.

Глубокое и систематическое изучение закономерностей развития памяти и мышления глухих детей стало предметом докторской диссертации Т.В. Розановой, защищенной в 1977 г., и книги «Развитие памяти и мышления глухих детей», получившей, как и «Психология глухих детей», первую премию АПН СССР.

Исследования Т.В. Розановой 80-х гг., посвященные проблемам развития общеинтеллектуальных и математических способностей глухих детей, позволили рассмотреть способности как интегральные особенности личности ребенка и при этом выделить наиболее значимые психологические компоненты на каждом этапе детского развития. Эти исследования отражены в коллективной монографии лаборатории сурдопсихологии, подготовленной к печати.

Воспоминания Е.А. Стребелевой. Мой учитель А.А. Катаева. 6 страница - student2.ru Особое внимание уделяется Т.В. Розановой глухим детям, имеющим сложный дефект (кроме глухоты – умственную отсталость, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, первичную задержку психического развития). Совместно с другими сотрудниками лаборатории сурдопсихологии, сотрудниками лаборатории клинического изучения аномальных детей М.С. Певзнер и Г.П. Бертынь, а также других лабораторий института проводится всестороннее клинико-психолого-педагогическое изучение детей со сложным дефектом, которое позволяет глубже понять структуру дефекта этих детей и определить наиболее адекватные условия их психического развития.

В течение ряда лет Т.В. Розанова совместно с Ю.А. Кулагиным являлась руководителем исследований по вопросам восприятия, памяти и мышления слабовидящих детей. Охват научных проблем, разрабатываемых под руководством Т.В. Розановой, еще более расширяется за счет подготовки диссертационных исследований в разных областях специальной психологии и педагогики. Под руководством Т.В. Розановой защищено 14 кандидатских диссертаций.

Т.В. Розанова систематически читала лекции по сурдопсихологии, психологии речи на различных курсах повышения квалификации работников специальных детских учреждений и на дефектологических факультетах МГПИ и МГЗПИ, консультировала учителей, воспитателей и родителей глухих детей, принимала активное участие в организации и проведении научных сессий и Педагогических чтений по дефектологии.

Т.В. Розанова неоднократно выступала с докладами на международных конгрессах по психологии, а также конгрессах Всемирной ассоциации глухих.

Ею опубликовано более 120 работ, притом целый ряд за рубежом.

Являясь в течение многих лет председателем секции дефектологии центрального совета педагогического общества РСФСР, Т.В. Розанова совместно с другими руководителями секции активно внедряла результаты новых научных исследований и передовой педагогический опыт на организуемых и проводимых секцией научно-практических конференциях и семинарах.

За успехи в разработке специальной психологии и большую научно-организационную деятельность Т.В. Розанова награждена тремя медалями, почетными знаками и грамотами.

Принципиальный, высоко эрудированный и требовательный ученый, одаренный психолог и педагог Т.В. Розанова в жизни оставалась скромным, отзывчивым и душевным человеком.

Наши рекомендации