Методические рекомендации по написанию

Л. В. Шапкова

Методика написания контрольных, курсовых и

выпускных квалификационных работ по адаптивной

физической культуре

Учебное пособие

Санкт-Петербург

Шапкова Л.В. Методика написания контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ по адаптивной физической культуре: Учебное пособие. – СПб.: ИСПиП, 2006. ‑ 52 с.

Пособие содержит рекомендации по всем разделам научно-методической работы студента: тематике исследований, этапам, планированию, структуре работы, требованиям к оформлению, процедуре защиты выпускной квалификационной работы.

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», а также преподавателей, осуществляющих руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами.

Рецензенты:

С.П. Евсеев, доктор педагогических наук, профессор

А.М. Витковская, кандидат педагогических наук, доцент

В.М.Сорокин, кандидат психологических наук, доцент

Содержание

Введение
1. Методические рекомендации по написанию контрольной работы
2. Методические рекомендации по написанию курсовой и выпускной квалификационной работы
2.1. Типы курсовых и квалификационных работ
2.2. Структура курсовой и квалификационной работы
2.3. Планирование работы
2.3.1. Выбор темы
2.3.2. Изучение научно-методической литературы
2.3.3. Определение объекта и предмета исследования
2.3.4. Определение цели и задач исследования
2.3.5. Разработка рабочей гипотезы
2.3.6. Выбор методов исследования
2.3.7. Организация исследования
2.3.8. Подготовка и проведение исследовательской части работы  
2.3.9. Обработка результатов исследования
2.3.10. Анализ, обобщение, интерпретация результатов исследования  
2.3.11. Формулирование выводов
2.4. Оформление курсовой и выпускной квалификационной работы
2.4.1. Титульный лист
2.4.2. Требования к оформлению текста
2.4.3. Оглавление и рубрикация
2.4.4. Термины и словосочетания
2.4.5. Ссылки на авторов
2.4.6. Цитаты
2.4.7. Сокращения
2.4.8. Таблицы, рисунки, графики
2.4.9. Список литературы
2.5. Защита курсовых и выпускных квалификационных работ
2.6. Рецензия и отзыв
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7

ВВЕДЕНИЕ

Научно-исследовательская и научно-методическая работа студентов является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста. Она преследует как минимум две цели. Первая – развитие у будущих педа­гогов потребности к поисковой деятельности, творческому решению задач адаптивной физической культуры, самостоятельному накоплению опыта ис­следовательской работы по профилирующим дисциплинам, умению приме­нять преобразованные знания на практике. Благодаря овладению различными информационными источниками и методами исследования студент расши­ряет объем интересов и знаний, профессиональное мышление. Удачно вы­полненная работа может стать стимулом к продолжению исследований после окончания вуза, при обучении в аспирантуре и в процессе даль­нейшей педагогической деятельности.

Вторая цель связана с необходимостью написания выпускной квалифи­кационной работы, в которой студент должен показать умение выбирать тему, обосновывать ее актуальность, определять методику и орга­низацию исследования, формулировать гипотезу, цель и задачи исследова­ния, собирать первичный материал, анализировать полученные данные, аргументировать выводы, литературно и графи­чески оформлять работу и защищать ее перед государственной аттестацион­ной комиссией.

За время обучения студент выполняет четыре курсовых работы - по теории и методике физической культуры, физиологии, теории и органи­зации АФК, специальной психологии, поэтому важно выбрать направление исследо­вательской работы, связанное общей идеей. Это позволит при напи­сании квалификационной работы синтезировать результаты всех курсовых работ и представить законченный труд, отражающий уровень про­фессио­нальной подготовки специалиста адаптивной физической культуры. Иссле­довательская дея­тельность студента по теории и организации АФК должна отражать интегри­рованную сущность самой дисциплины, ее взаимосвязь с дисциплинами ме­дико-биологического и психолого-педагогического циклов, частными мето­диками АФК (3-9 семестры), педагогической практикой (6, 7, 8, 9 семестры), носить непрерывный и этапный характер (Рис. 1.).

методические рекомендации по написанию - student2.ru методические рекомендации по написанию - student2.ru   методические рекомендации по написанию - student2.ru Этапы научно-методической работы   методические рекомендации по написанию - student2.ru
Ознакомительная практика в рамках «Частных методик АФК»     методические рекомендации по написанию - student2.ru   Педагогическая практика
               
при нарушении зрения (3)   Контрольная работа №1 по АФК (3)      
               
при нарушении слуха (4)   Курсовая работа по физиологии (4)      
               
при задержке психического развития (5)   Курсовая работа по ТФК, контрольная работа по АФК №2, выбор темы курсовой работы по АФК (5)      
               
при нарушении интеллекта (6)   Подготовка плана, обзора литературы курсовой работы по АФК (6)   В общеобразовательных учреждениях (6)
               
при детском церебральном параличе (7)   Сбор экспериментального материала для курсовой работы по АФК (7)   В специальных образовательных (коррекционных) учреждениях (7)
               
при нарушении функции спинного мозга (8)   Курсовая работа по АФК (8)   По специализации (8)
               
методические рекомендации по написанию - student2.ru при ампутационных поражениях (9)   методические рекомендации по написанию - student2.ru Курсовая работа по специальной психологии (9)   методические рекомендации по написанию - student2.ru По психолого-педа-гогич. диагностике и коррекции (9)
         
методические рекомендации по написанию - student2.ru   Квалификационная работа по АФК (10) методические рекомендации по написанию - student2.ru  

Рис. 1. Последовательность научно-методической работы студентов и ее связь с различными видами педагогической практики (цифрами в скобках обозначены семестры). Порядок прохождения частных методик АФК может меняться.

Предлагается следующая последовательность выполнения научной работы:

3 семестр Контрольная работа №1 по теории и организации АФК, ориента­ция на выбор темы курсовой работы.
4 семестр Курсовая работа по физиологии, в которой студент исследует за­кономерности физиологических процессов при нормальном функ­циональном развитии организма человека.
5 семестр Курсовая работа по теории и методике физической культуры. Кон­трольная работа №2 по теории и организации АФК. Выбор темы курсовой работы по АФК.
6 семестр Сбор и анализ литературы, выбор научного руководителя, состав­ление плана курсовой работы, определение методов исследования, утверждение темы курсовой работы на кафедре.
7 семестр Составление программы исследования, сбор экспериментального материала в процессе педагогической практики в специальных (коррекционных) школах, анализ первичного материала, статисти­ческая обработка данных, отчет на кафедре.
8 семестр Оформление текста курсовой работы, подготовка доклада и иллю­стративного материала, защита на кафедре.
9 семестр Курсовая работа по специальной психологии (психолого-педаго­гическая диагностика и консультирование), материалы которой могут дополнить разделы квалификационной работы; утверждение темы квалификационной работы по АФК, закрепление научного руководителя;
10семестр Написание текста квалификационной работы, которая может быть логическим продолжением курсовой работы по АФК и усилена дополнительными исследованиями, новыми разделами, источни­ками литературы, выводами, практическими рекомендациями, ил­люстративным материалом. Защита выпускной квалификационной работы перед государственной аттестационной комиссией.

Такая организация научно-исследовательской ра­боты студентов:

1. Обеспечивает опережающий характер планирования, согласованность тематики всех курсовых работ, выполненных на разных курсах.

2. Создает предпосылки для непрерывности научно-исследовательской ра­боты в течение всех лет обучения.

3. Реализует преемственность знаний от курса к курсу внутри дисциплины и постепенное усложнение требований (контрольная – курсовая – квалифи­кационная работа).

4. Создает условия для активизации междисциплинарных связей в рамках од­ной темы с теорией физической культуры, физиологией, специальной психологией и другими предметами.

Предложенная последовательность не является единственным вариан­том, возможны и другие подходы. Студент может выбрать темы четырех курсовых работ, не связанные между собой общей проблемой, но такой под­ход усложнит возможность обобщения полученного научно-методического материала в единый труд – выпускную квалификационную работу. Квалификационная работа по сути своей полидисциплинарна. Она рас­крывает разные аспекты подготовленности студента к будущей профессио­нальной деятельности и отражает качество не только курсовых, цикловых, но и общих требований к выпускнику.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа вы­полняется в 3ем и 5ом семестрах и представляется на кафедру в установленные деканатом сроки. Цель контрольной работы –сформировать умение поль­зоваться научной и методической литературой, самостоятельно анализиро­вать ее, излагать изученный материал в письменном виде. Выполнение контрольной работы способствует углублению, закреплению и проверке знаний по курсу «Теория и организация АФК» и является начальным этапом подготовки к написанию курсовой работы.

1. Контрольная работа представляет собой анализ 4-6 источников современной литературы (статей, научных и методических пособий, монографий и пр.) либо перевода текста с иностранного языка по проблемам адаптивной физической культуры в объеме не менее пяти страниц. Положительно оценивается иллюстрирование теоретических положений примерами из практики. Содержание контрольной работы необходимо раскрыть в собственном изложении, оно должно быть логичным, обоснованным и убедительным.

2. Тема контрольной работы выбирается из списка контрольных работ, либо самостоятельно с учетом интересов и возможностей студента (Приложения 1,2).

3. После выбора темы надо подобрать источни­ки литературы и ознакомиться с их содержанием. При подборе литературы используются систематические каталоги библиотеки, читального зала, методического кабинета, информация интернета, консультации преподавателей. Внесение краткого содержания источников на отдельные карточки или память компьютера ускорит в дальнейшем составление списка литературы для курсо­вой работы. Существует несколько способов записи: краткое изложе­ние мысли автора, выборочное цитирование и совмещение обоих способов.

4. После ознакомления с литературой составляет­ся план контрольной работы, включающий четыре основных раздела:

· введение с обоснованием актуальности выбранной темы и задачи теоретического исследования (1-2 с.);

· основная часть содержит несколько параграфов, раскрывающих содержание контрольной работы, в соответствии с задачами (6-8 с.);

· выводы, кратко обобщающие ответы на задачи (1-2 с.).

· список использованной литературы.

5. Весь материал по теме излагается в соответствии с планом, составленным студентом. Каждый ответ на вопрос плана должен быть отражен в виде заголовка в тексте работы.

6. В тексте обязательны ссылки на авторов изученных работ. Каждой ссылке в тексте должен соответствовать источник в списке литературы. Переложение мысли автора сопровождается указанием фамилии автора, инициалов, года издания источника. Например, в начале фразы: По мнению А.А. Потапчук (2003)… ; или в конце фразы: ( Потапчук А.А , 2003).

7. При использовании в тексте контрольной работы рисунков, графиков, таблиц, заимствованных из источников литературы, в подписях к ним даются ссылки на авторов. Например: Показатели физического развития детей шести лет (В.П.Губа, Е.В.Алпацкая, 2003).

8. Оформление титульного листа контрольной работы представлено в Приложении 5.

9. В конце контрольной работы помещается список литературы с нумерацией источников по фамилии автора в алфавитном порядке. Запись источника осуществляется в соответствии с требованиями библиографического описания в следующей последовательности: фамилия автора, его инициалы, название публикации (статьи, книги, методического пособия и т.д.), место и год издания. Ссылки на журнальные статьи даются с указанием автора, полного названия статьи, названия журнала, года издания, номера и страниц. Например: Коновалова, Н.Г. Использование тренажера “спортивные качели” для восстановления вертикальной позы больных с параплегией на занятиях адаптивной физической культурой/Н.Г.Коновалова //Адаптивная физическая культура. 2003.-№ 2(14). – с.32-34.

10. Контрольная работа защищается студентом в личном собеседовании с преподавателем, проверяющим работу. Если она удовлетворяет всем требованиям, то студент получает зачет (оценка не дифференцирована). При отрицательной оценке работа возвращается для устранения недостатков.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Наши рекомендации