Методические рекомендации по написанию
Л. В. Шапкова
Методика написания контрольных, курсовых и
выпускных квалификационных работ по адаптивной
физической культуре
Учебное пособие
Санкт-Петербург
Шапкова Л.В. Методика написания контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ по адаптивной физической культуре: Учебное пособие. – СПб.: ИСПиП, 2006. ‑ 52 с.
Пособие содержит рекомендации по всем разделам научно-методической работы студента: тематике исследований, этапам, планированию, структуре работы, требованиям к оформлению, процедуре защиты выпускной квалификационной работы.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», а также преподавателей, осуществляющих руководство курсовыми и выпускными квалификационными работами.
Рецензенты:
С.П. Евсеев, доктор педагогических наук, профессор
А.М. Витковская, кандидат педагогических наук, доцент
В.М.Сорокин, кандидат психологических наук, доцент
Содержание
Введение | |
1. Методические рекомендации по написанию контрольной работы | |
2. Методические рекомендации по написанию курсовой и выпускной квалификационной работы | |
2.1. Типы курсовых и квалификационных работ | |
2.2. Структура курсовой и квалификационной работы | |
2.3. Планирование работы | |
2.3.1. Выбор темы | |
2.3.2. Изучение научно-методической литературы | |
2.3.3. Определение объекта и предмета исследования | |
2.3.4. Определение цели и задач исследования | |
2.3.5. Разработка рабочей гипотезы | |
2.3.6. Выбор методов исследования | |
2.3.7. Организация исследования | |
2.3.8. Подготовка и проведение исследовательской части работы | |
2.3.9. Обработка результатов исследования | |
2.3.10. Анализ, обобщение, интерпретация результатов исследования | |
2.3.11. Формулирование выводов | |
2.4. Оформление курсовой и выпускной квалификационной работы | |
2.4.1. Титульный лист | |
2.4.2. Требования к оформлению текста | |
2.4.3. Оглавление и рубрикация | |
2.4.4. Термины и словосочетания | |
2.4.5. Ссылки на авторов | |
2.4.6. Цитаты | |
2.4.7. Сокращения | |
2.4.8. Таблицы, рисунки, графики | |
2.4.9. Список литературы | |
2.5. Защита курсовых и выпускных квалификационных работ | |
2.6. Рецензия и отзыв | |
Литература | |
Приложение 1 | |
Приложение 2 | |
Приложение 3 | |
Приложение 4 | |
Приложение 5 | |
Приложение 6 | |
Приложение 7 |
ВВЕДЕНИЕ
Научно-исследовательская и научно-методическая работа студентов является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста. Она преследует как минимум две цели. Первая – развитие у будущих педагогов потребности к поисковой деятельности, творческому решению задач адаптивной физической культуры, самостоятельному накоплению опыта исследовательской работы по профилирующим дисциплинам, умению применять преобразованные знания на практике. Благодаря овладению различными информационными источниками и методами исследования студент расширяет объем интересов и знаний, профессиональное мышление. Удачно выполненная работа может стать стимулом к продолжению исследований после окончания вуза, при обучении в аспирантуре и в процессе дальнейшей педагогической деятельности.
Вторая цель связана с необходимостью написания выпускной квалификационной работы, в которой студент должен показать умение выбирать тему, обосновывать ее актуальность, определять методику и организацию исследования, формулировать гипотезу, цель и задачи исследования, собирать первичный материал, анализировать полученные данные, аргументировать выводы, литературно и графически оформлять работу и защищать ее перед государственной аттестационной комиссией.
За время обучения студент выполняет четыре курсовых работы - по теории и методике физической культуры, физиологии, теории и организации АФК, специальной психологии, поэтому важно выбрать направление исследовательской работы, связанное общей идеей. Это позволит при написании квалификационной работы синтезировать результаты всех курсовых работ и представить законченный труд, отражающий уровень профессиональной подготовки специалиста адаптивной физической культуры. Исследовательская деятельность студента по теории и организации АФК должна отражать интегрированную сущность самой дисциплины, ее взаимосвязь с дисциплинами медико-биологического и психолого-педагогического циклов, частными методиками АФК (3-9 семестры), педагогической практикой (6, 7, 8, 9 семестры), носить непрерывный и этапный характер (Рис. 1.).
Этапы научно-методической работы | |||||||
Ознакомительная практика в рамках «Частных методик АФК» | Педагогическая практика | ||||||
при нарушении зрения (3) | Контрольная работа №1 по АФК (3) | ||||||
при нарушении слуха (4) | Курсовая работа по физиологии (4) | ||||||
при задержке психического развития (5) | Курсовая работа по ТФК, контрольная работа по АФК №2, выбор темы курсовой работы по АФК (5) | ||||||
при нарушении интеллекта (6) | Подготовка плана, обзора литературы курсовой работы по АФК (6) | В общеобразовательных учреждениях (6) | |||||
при детском церебральном параличе (7) | Сбор экспериментального материала для курсовой работы по АФК (7) | В специальных образовательных (коррекционных) учреждениях (7) | |||||
при нарушении функции спинного мозга (8) | Курсовая работа по АФК (8) | По специализации (8) | |||||
при ампутационных поражениях (9) | Курсовая работа по специальной психологии (9) | По психолого-педа-гогич. диагностике и коррекции (9) | |||||
Квалификационная работа по АФК (10) |
Рис. 1. Последовательность научно-методической работы студентов и ее связь с различными видами педагогической практики (цифрами в скобках обозначены семестры). Порядок прохождения частных методик АФК может меняться.
Предлагается следующая последовательность выполнения научной работы:
3 семестр | Контрольная работа №1 по теории и организации АФК, ориентация на выбор темы курсовой работы. |
4 семестр | Курсовая работа по физиологии, в которой студент исследует закономерности физиологических процессов при нормальном функциональном развитии организма человека. |
5 семестр | Курсовая работа по теории и методике физической культуры. Контрольная работа №2 по теории и организации АФК. Выбор темы курсовой работы по АФК. |
6 семестр | Сбор и анализ литературы, выбор научного руководителя, составление плана курсовой работы, определение методов исследования, утверждение темы курсовой работы на кафедре. |
7 семестр | Составление программы исследования, сбор экспериментального материала в процессе педагогической практики в специальных (коррекционных) школах, анализ первичного материала, статистическая обработка данных, отчет на кафедре. |
8 семестр | Оформление текста курсовой работы, подготовка доклада и иллюстративного материала, защита на кафедре. |
9 семестр | Курсовая работа по специальной психологии (психолого-педагогическая диагностика и консультирование), материалы которой могут дополнить разделы квалификационной работы; утверждение темы квалификационной работы по АФК, закрепление научного руководителя; |
10семестр | Написание текста квалификационной работы, которая может быть логическим продолжением курсовой работы по АФК и усилена дополнительными исследованиями, новыми разделами, источниками литературы, выводами, практическими рекомендациями, иллюстративным материалом. Защита выпускной квалификационной работы перед государственной аттестационной комиссией. |
Такая организация научно-исследовательской работы студентов:
1. Обеспечивает опережающий характер планирования, согласованность тематики всех курсовых работ, выполненных на разных курсах.
2. Создает предпосылки для непрерывности научно-исследовательской работы в течение всех лет обучения.
3. Реализует преемственность знаний от курса к курсу внутри дисциплины и постепенное усложнение требований (контрольная – курсовая – квалификационная работа).
4. Создает условия для активизации междисциплинарных связей в рамках одной темы с теорией физической культуры, физиологией, специальной психологией и другими предметами.
Предложенная последовательность не является единственным вариантом, возможны и другие подходы. Студент может выбрать темы четырех курсовых работ, не связанные между собой общей проблемой, но такой подход усложнит возможность обобщения полученного научно-методического материала в единый труд – выпускную квалификационную работу. Квалификационная работа по сути своей полидисциплинарна. Она раскрывает разные аспекты подготовленности студента к будущей профессиональной деятельности и отражает качество не только курсовых, цикловых, но и общих требований к выпускнику.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется в 3ем и 5ом семестрах и представляется на кафедру в установленные деканатом сроки. Цель контрольной работы –сформировать умение пользоваться научной и методической литературой, самостоятельно анализировать ее, излагать изученный материал в письменном виде. Выполнение контрольной работы способствует углублению, закреплению и проверке знаний по курсу «Теория и организация АФК» и является начальным этапом подготовки к написанию курсовой работы.
1. Контрольная работа представляет собой анализ 4-6 источников современной литературы (статей, научных и методических пособий, монографий и пр.) либо перевода текста с иностранного языка по проблемам адаптивной физической культуры в объеме не менее пяти страниц. Положительно оценивается иллюстрирование теоретических положений примерами из практики. Содержание контрольной работы необходимо раскрыть в собственном изложении, оно должно быть логичным, обоснованным и убедительным.
2. Тема контрольной работы выбирается из списка контрольных работ, либо самостоятельно с учетом интересов и возможностей студента (Приложения 1,2).
3. После выбора темы надо подобрать источники литературы и ознакомиться с их содержанием. При подборе литературы используются систематические каталоги библиотеки, читального зала, методического кабинета, информация интернета, консультации преподавателей. Внесение краткого содержания источников на отдельные карточки или память компьютера ускорит в дальнейшем составление списка литературы для курсовой работы. Существует несколько способов записи: краткое изложение мысли автора, выборочное цитирование и совмещение обоих способов.
4. После ознакомления с литературой составляется план контрольной работы, включающий четыре основных раздела:
· введение с обоснованием актуальности выбранной темы и задачи теоретического исследования (1-2 с.);
· основная часть содержит несколько параграфов, раскрывающих содержание контрольной работы, в соответствии с задачами (6-8 с.);
· выводы, кратко обобщающие ответы на задачи (1-2 с.).
· список использованной литературы.
5. Весь материал по теме излагается в соответствии с планом, составленным студентом. Каждый ответ на вопрос плана должен быть отражен в виде заголовка в тексте работы.
6. В тексте обязательны ссылки на авторов изученных работ. Каждой ссылке в тексте должен соответствовать источник в списке литературы. Переложение мысли автора сопровождается указанием фамилии автора, инициалов, года издания источника. Например, в начале фразы: По мнению А.А. Потапчук (2003)… ; или в конце фразы: ( Потапчук А.А , 2003).
7. При использовании в тексте контрольной работы рисунков, графиков, таблиц, заимствованных из источников литературы, в подписях к ним даются ссылки на авторов. Например: Показатели физического развития детей шести лет (В.П.Губа, Е.В.Алпацкая, 2003).
8. Оформление титульного листа контрольной работы представлено в Приложении 5.
9. В конце контрольной работы помещается список литературы с нумерацией источников по фамилии автора в алфавитном порядке. Запись источника осуществляется в соответствии с требованиями библиографического описания в следующей последовательности: фамилия автора, его инициалы, название публикации (статьи, книги, методического пособия и т.д.), место и год издания. Ссылки на журнальные статьи даются с указанием автора, полного названия статьи, названия журнала, года издания, номера и страниц. Например: Коновалова, Н.Г. Использование тренажера “спортивные качели” для восстановления вертикальной позы больных с параплегией на занятиях адаптивной физической культурой/Н.Г.Коновалова //Адаптивная физическая культура. 2003.-№ 2(14). – с.32-34.
10. Контрольная работа защищается студентом в личном собеседовании с преподавателем, проверяющим работу. Если она удовлетворяет всем требованиям, то студент получает зачет (оценка не дифференцирована). При отрицательной оценке работа возвращается для устранения недостатков.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ