Технология подготовки сетевых модераторов общеобразовательных учреждений
Посохина Е.В.
Стратегические документы, определяющие направления модернизации общего образования, ставят задачу построения нового содержания и структуры школы. Из этого вытекает необходимость модернизации подготовки и переподготовки учителей. Ведущей целью педагогического образования на разных его этапах становится содействие развитию профессиональной компетентности педагога - его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими целями обновления общего образования. Успех в реализации задач образования полностью зависит от обеспечения образовательной сети кадровыми ресурсами.
Развитие мастерства педагогических и управленческих кадров всех уровней осуществляется с помощью таких видов поддержки как обучение в районе (городе), консультирование, тьютерская поддержка (подготовка сетевых методистов и модераторов).
Поэтому возникает необходимость говорить о подготовке специалистов из числа педагогических работников образовательного учреждения, которые осуществляют внутришкольное повышение квалификации педагогических кадров с учетом их потребностей и особенностей развития конкретной школы как полисубъектное диалогическое взаимодействие, обеспечивающее профессионально-личностное саморазвитие педагогов.
Одним из путей решения проблемы мы видим в создании сетевого взаимодействия в условиях педагогического сообщества, целью которого является возможность непосредственного или опосредованного установления контактов, формирующихся позиций и содержания между всеми субъектами образовательного пространства для достижения необходимых результатов. Такое взаимодействие является совокупностью внешних и внутренних условий педагогической деятельности всех структурных подразделений образовательной среды, оказывающих непосредственное влияние на результаты этой деятельности.
Сетевое взаимодействие позволит построить управление и по вертикали и по горизонтали, охватив все структуры образовательной системы. На наш взгляд, сеть может способствовать: стимулированию и побуждению к развитию, конкурентноспособности, целостности и гибкости, созданию благоприятных условий для развития кадров: безпрепятственный и регулярный обмен их опыта и идей.
Тогда задачами сетевых объединений являются:
-организация дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
-рецензирование учебно-методической литературы для педагогов;
-информирование педагогических кадров о программных продуктах учебного назначения, их обсуждение. Создание базы данных по программным продуктам учебного назначения по профилю МО, направлению деятельности;
-формирование современной электронной научно-методической базы;
-оказание содействия в распространении методического опыта;
- организация методической поддержки, повышение квалификации, переподготовки кадров,
- обеспечение образовательных учреждений области информационными и аналитическими материалами,
-развитие и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и т.п.
Мы рассматриваем школьного модератора как специалиста из числа педагогических работников образовательного учреждения, который осуществляет внутришкольное повышение квалификации учителей с учетом их потребностей и особенностей развития конкретной школы как полисубъектное диалогическое взаимодействие, обеспечивающее профессионально-личностное саморазвитие педагогов.
Модераторы в своей непосредственной деятельности способны разрешить противоречия между необходимостью целенаправленного совершенствования профессионализма педагогов и невысоким уровнем готовности методических служб образовательных учреждений к повышению квалификации непосредственно в школах, а также между практической необходимостью подготовки педагогов к обучению своих коллег и их недостаточной готовностью к данному виду деятельности.
Подготовка методистов – организаторов (школьных модераторов) будет эффективной, если этот процесс станет частью специально организованной образовательной среды, представляющей собой интеграцию специфических содержательно-целевых, организационно-процессуальных и методико-инструментальных условий. Особенностью этих групп условий является то обстоятельство, что они в значительной степени отражают синергетический подход, в соответствии с которым модераторам предоставляются возможности проявлять разнообразные способности и интересы.
Рассмотрим содержательно-целевые условия подготовки модераторов. Они позволяют связать цели системы дополнительного образования взрослых с интересами педагогов посредством специального моделирования содержания образования и конструирования образовательных программ для разных категорий слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования.
Специфика модерации состоит в том, что такая подготовка побуждает собственную активность и самостоятельность курсистов, влияет на процессы самоуправления и тем самым обеспечивает субъектную позицию в ходе образовательной деятельности. Это возможно лишь в том случае, если учитывается опыт, который слушатель уже имеет, и преподаватель стремится согласовать его с опытом, заданным в подготовке модераторов.
Сказанное позволяет в качестве содержательно-целевых условий выделить:
· актуализацию субъектного опыта слушателей и его включение в содержание курсовой подготовки;
· расширение субъектных функций курсистов в образовательном процессе;
· проблематизацию профессиональных норм деятельности и поведения курсистов.
Организационно-процессуальные условияподготовки модераторов призваны интенсифицировать в соответствии с потребностями слушателей и целями системы дополнительного образования взрослых все имеющиеся внешние и внутренние ресурсы повышения квалификации.
В качестве условий второй группы мы выделили, прежде всего:
· обучение рабочей группы преподавателей, осуществляющих подготовку школьных модераторов;
· взаимодействие системы дополнительного образования педагогических кадров и образовательных учреждений;
· пролонгированность курсовой подготовки.
К числу методико-инструментальных условий подготовки школьных модераторов мы относим:
· использование интерактивных методов и приемов обучения;
· проектирование авторской методики модераторской деятельности в условиях внутришкольного повышения квалификации.
Разработка содержания подготовки школьных модераторов должна осуществляться с учетом реалий российской действительности, а также с учетом целей, потребностей и возможностей российской системы дополнительного профессионального педагогического образования.
Но для реализации задуманного необходимо придерживаться определенных требований – условий.
С одной стороны, образование невозможно без обращения к личности, к ее субъектному опыту, который и создает ситуацию востребованности личности в профессиональной деятельности.
В свою очередь, любая андрагогическая модель обучения (учителей, методистов) строится на основании положений о том, что актуализируемый жизненный опыт взрослого:
а) это один из источников его обучения;
б) взрослому обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего развития;
в) на всех этапах процесс обучение представляет собой совместную деятельность, кооперативную деятельность обучающегося с обучающим и коллегами.
Поэтому, обучение должно строится на основе продуцирования условий саморазвития личности в образовательном пространстве. Только тогда учение становится средством саморазвития и самоопределения педагога на основе собственной инициативы. В данном случае оно выступает как «механизм», поддерживающий процесс на уровне его стимулирования, выявления и предъявления учителю его наиболее значимых направлений, выявления оригинальности его педагогического стиля, что возможно при включении учителя в увлеченную, творческую работу.
Это обусловлено тем, что значимость профессии, ее жизненная ценность находятся в прямой зависимости от умения (способности) человека оптимально использовать в профессиональной деятельности собственную индивидуальность, ее неповторимое своеобразие, ее явные достоинства и потенциальные возможности. Тот, кто использует собственную индивидуальность, с вой стиль деятельности (педагогической) - профессионал. Сам стиль педагогической деятельности как, боле общая характеристика профессиональной деятельности включает в интегрированном виде, как индивидуальные способности учителя, так и особенности самой деятельности.
Заметим что, индивидуальный стиль педагогической деятельности отражает своеобразие смысложизненных ориентаций и индивидуальных психодинамических особенностей личности педагога. Прежде всего, индивидуальный стиль педагогической деятельности построен на системе способов, приемов и форм профессиональной деятельности, которая основана на закономерностях связи интереса к этой деятельности.
Говоря, о такого рода мотивации мы имеем ввиду целенаправленное развитие образовательной инициативы, формирование у них понимания значимости собственной образовательной подготовки. Для этого необходимо, чтобы содержание повышения квалификации включало стимулирование деятельности учителя.
Но, как известно обучение взрослых связано с преодолением сложившихся стереотипов мышления и восприятия. Устойчивые личностные образования трудно поддаются развитию и коррекции.
Поэтому говорить о технологическом воздействии на индивидуальный стиль педагогической деятельности или личность можно лишь с высокой степенью условности, подразумевая, что личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, а то и инициатором любого процесса своего образования или процесса саморазвития.
Чтобы изменить это положение руководителю надо, во-первых, выбрать соответствующее профессиональным потребностям учителя направления работы. Во-вторых, выявить наиболее адекватные профессионально-личностные качества, которые необходимо развивать и совершенствовать, стимулируя учителя к самоанализу, самооценке, к развитию умений выявлять и корректировать проблемы своей деятельности и добиваться их творческого решения.
Технологияподготовки школьных модераторов характеризуется полнотой реализации этапов взаимодействия преподавателя и слушателей (будущих модераторов). Нами выделяются конфликтно-ценностный, проблемно-целевой, предметно-содержательный, организационно-операциональный, исполнительско-коррекционный и рефлексивно-системный этапы технологии. (см таблица 1)
Таблица 2
Цель этапа | Содержание этапа | Результаты этапа | |
І этап – конфликтно-ценностный | |||
Изучение субъектного опыта средствами создания проблемной ситуации | Постановка проблемной ситуации Актуализация субъектного опыта курсистов Генерирование информации об интересах различных групп курсистов | Информация об интересах различных групп курсистов Согласование интересов курсистов и целей образовательного процесса | |
ІІ этап – проблемно-целевой | |||
Рефлексия постановки проблемы, выдвижение гипотез | Обучение самостоятельному выявлению затруднений как проблем посредствам рефлексии Поиск и оценка идей, реализация которых позволит решить выявленные проблемы Анализ прежнего опыта в рефлексивной позиции | Установление причин возникновения проблем Оценка наличия необходимых знаний для решения проблемы Совокупность идей, реализация которых позволит решить выявленные проблемы Рефлексивные представления курсистов | |
ІІІ этап – предметно-содержательный | |||
Конструирование последовательности действий, определение критериев успешности выполнения деятельности | Формулирование целей подготовки в действиях курсистов Обучение построению планов деятельности с максимальным использованием своих возможностей | Последовательность действий Согласованность плана будущей работы с развитием представлений о себе Критерии успешности выполнения деятельности | |
Рефлексия построения плана будущей работы, рефлексия определения критериев успешности | Расширение субъектных функций курсистов | Согласованность плана будущей работы с развитием представлений о себе Рефлексивные представления курсистов | |
IV этап – организационно-операциональный | |||
Определение необходимого инструментария, методических средств | Создание учебных ситуаций, в которых обучающиеся с наибольшей степенью активности и заинтересованности могут реализовать свои возможности | Инструментарий, методические средства | |
Рефлексия учебных действий, образование новых способов учебных действий | Обеспечение осмысления курсистами методов, способов и средств совместной деятельности | Высокая степень субъектности в выполнении учебных действий Рефлексивные представления курсистов | |
Положительная обратная связь | Получение сведений относительно личности курсиста и способах воздействия на него Наблюдение за мыслительными операциями, сравнение себя с другими людьми и самим собой на разных этапах работы | Сведения относительно личности курсиста и способах воздействия на него | |
V этап – исполнительско-коррекционный | |||
Выполнение учебных действий Коррекция выполнения учебных действий Рефлексия коррекции учебных действий | Совершенствование умений самоуправления курсистов в образовательной деятельности Внесение изменений в содержание, источники, средства, формы, методы образовательной деятельности | Устранение причин выявленных недостатков | |
Взаимооценка и самооценка, рефлексия взаимооценки и самооценки | Развитие способности курсистов к оценочным действиям | Выработка версии происходящего с человеком, которую он в дальнейшем подтверждает или опровергает | |
VI этап – рефлексивно-системный | |||
Системная рефлексия группы | Мобилизация курсистов на рефлексию своего поведения Отработка и закрепление у слушателей навыков комплексного анализа решения проблемы | Рефлексивные представления курсистов | |
Таким образом, для «перестройки» повышения квалификации педагогов школы, с одной стороны, необходимы определенные условия, позволяющие учителю саморазвиваться как профессионалу и творческой личности. А именно:
1. Использование дифференцированного подхода в процессе обучения взрослых. С одной стороны, это обусловлено разным уровнем подготовки педагогических кадров и разными потребностями учителей. В этой связи должны быть использованы разнообразные формы, методы и приемы (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, лектории, заседания методических объединений, научно-практические конференции педагогические чтения, индивидуальные и групповые занятия). С другой стороны, это обусловлено тем, что обучение должно быть организовано как следующая ступень, построенная на основе предыдущего обучения. На наш взгляд, данный подход позволит более последовательно руководить процессом обучения, добиться стабильных результатов, выстроить динамическую структуру руководства педагогическим коллективом.
2. Обучение должно быть оперативным и адресным. Это условие позволяет поставить конкретные цели, проводимых занятий, при этом педагог более заинтересован в посещении и участие в предлагаемой деятельности. Что также способствует развитию такого качества как избирательности, т.е. свободы выбора ценностных профессиональных ориентаций, собственного педагогического стиля.
3. Необходимо наличие учебного сотрудничества внутри группы. Это способствует общности установок, согласованности действий. Наиболее высший результат достигается при соответствующей психологически благоприятной творческой атмосфере, способствующей самораскрытию педагога.
4. Использование коммуникативного подхода и его распространение в ходе организационно-педагогических игр и занятий.
5. Включение групповой и диалоговой деятельности в процесс обучения взрослых, в ходе, которой раскрываются различные аспекты, проблемы и затруднения профессиональной деятельности педагога.
Последнее условие непосредственно оказывает влияние на развитие личностных качеств, например: критичности мышления, волевую саморегуляцию (при достижении целей профессиональной деятельности), рефлексивные умения, умения обеспечивать автономность и устойчивость творческого преобразования своей деятельности и деятельности учащихся.
С другой стороны, на эффективность стимулирования творческого саморазвития учителя оказывает влияние следующие особенности образовательного процесса:
§ включение учителя в активную профессионально-творческую деятельность и творческое саморазвитие;
§ развитие заинтересованности учителя в творческой самореализации, в самосовершенствовании и повышении удовлетворенности в достижении результатов в этом;
§ возрастание активности в создании, проверке эффективности и совершенствовании своей технологии;
§ овладение методологической культурой;
§ наличие активности и продуктивности культуры сотрудничества с учащимися и коллективом;
§ активность и продуктивность в овладении приемами изучения и творческого применения чужого опыта;
§ активное включение в непрерывное самообразование и повышение квалификации.
Можно сделать выводы, что образование, построенное на личностном уровне – это смысловое восприятие реальности – это постоянный стимул и мотивация профессиональной деятельности. Таким образом, сетевые методические сообщества могут с высокой степенью эффективности решать задачи практического характера, а также задачи повышения квалификации как по принципу тьютерства, так и по принципу дистанционного образования. Дистанционная система повышения квалификации кадров может проходить в форме электронного университета, академии, мастер-классов, семинаров, виртуальных «круглых столов», практических занятий и т.д.