Организация логопедической работы

Логопедические и воспитательские занятия проводятся ежедневно согласно сетке часов. Продолжительность учебной недели — 5 дней. По форме логопедические занятия делятся на фронтальные (со всей группой), подгрупповые (3-5 чело­век) и индивидуальные.

Фронтальные логопедические занятия (30-35 мин.) про­водятся в утренние часы, их количество зависит от периода обучения. Воспитательские занятия проводятся после лого­педических, а некоторые из них, согласно режиму дня, во вто­рой его половине до или после прогулки.

Индивидуальная и фронтальная логопедическая работа планируется с 9.00 до 12.30. Во второй половине дня выделя­ется 30 мин. на коррекционную работу воспитателя с подгруп­пой или отдельными детьми по заданию логопеда.

Все обучение условно делится на три периода:

I период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь. 3 фронталь­ных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по форми­рованию звукопроизношения.

II период обучения: декабрь, якварь, февраль, март. Прово­дится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грам­матических средств языка и развитию связной речи, 2 заня­тия по формированию произношения, 1 занятие по обучению грамоте.

III период обучения: апрель, май. 2 занятия по формирова­нию лексико-грамматического строя, 1 — по формированию произношения, 2 — по обучению грамоте.

Начиная с июня, логопед проводит только индивидуаль­ную и подгрупповую работу.

Содержание логопедической работы на третьем году обу­чения нацелено на дальнейшее развитие связной речи детей (диалогической и монологической). Для решения этой задачи продолжается уточнение и расширение словарного запаса, со­вершенствование грамматического строя речи, практическое овладение сложными формами словоизменения и способами словообразования. На логопедических занятиях предусмат­ривается последовательная работа над словом, предложением и связной речью.

Развитие слухового внимания, сознательного восприятия речи, смысловых и звуковых дифференцировок является не­обходимым условием успешного обучения.

Подбор речевого материала для логопедических занятий, методические приемы определяются общими целями коррек­ции с учетом конкретных представлений, речевого опыта, на­копленного детьми в процессе работы воспитателя по различ­ных разделам программы детского сада. Особого внимания требует подбор и группировка различного наглядного и сло­весного материала, игровых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практическое овладение словообразованием и словоизменением.

Содержание фронтальных занятий включает в себя:

а) совершенствование лексико-грамматических средств язы­ка;

б) развитие диалогической и монологической речи;

в) совершенствование звуковой стороны речи в сфере произ­ношения, восприятия и выразительности;

г) овладение элементами грамоты.

При проведении коррекционно-воспитательной работы логопед и воспитатель опираются на непосредственный опыт детей и предметно-практическую деятельность, что позволяет обеспечить комплексный характер обучения.

В процессе решения названных задач особое внимание уделяется самостоятельности и произвольности речи.

В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организа­ции общения. Намечается объем работы по расширению и совершенствованию словарного запаса, дальнейшему воспита­нию навыков словообразования, усвоению грамматических категорий самостоятельной речи.

Существует определенная преемственность в прохожде­нии тематического речевого материала в каждом из периодов обучения. При углубленном изучении любой темы дети срав­нивают предметы, выделяя их различия и сходство, закреп­ляя навык употребления существительных и прилагательных с уменьшительным и увеличительным оттенками (воробы­шек, волчище, большущие сапожища и т. д.); глаголов с оттен­ками действий (кроить, перекраивать, подливать, обливать и т. д.); прилагательных с различными значениями соотнесен­ности (асфальтовое шоссе, березовая роща и т. д.), сложных слов (ледокол, лесоруб, книголюб и т. д.), слов с эмоционально- оттеночным и переносным значением (хитрая лиса, масля­ная головушка, золотая осень, вьюга злится и т. д.). Практи­чески в каждое логопедическое занятие включаются упраж­нения по распространению предложений путем введения однородных членов, изменению форм глаголов в зависимости от поставленных вопросов (что делает? что будет делать?). Во II-III периодах обучения широко используются задания на закрепление в речи сложных предложений со значением про­тивопоставлений (зимой деревья голые, а весной появляются листочки), разделения, а также целевых, временных, причин­ных конструкций с вопросами: когда? почему? зачем? Особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последо­вательного, выразительного пересказа литературных произве­дений, умению передавать диалог действующих лиц, характе­ристику персонажей. Значительное время отводится на уп­ражнения по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, рассказов из собственного опыта.

Планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

I период обучения

I. Лексические темы: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад- огород», «Сезонная одежда, обувь», «Посуда», «Продукты пита­ния», «Птицы, звери, их детеныши».

II. Расширение словарного запаса. Воспитание навыков словообразования

Практическое употребление:

а) слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблонька, горошинка, лужица, песчинка, озерцо, воробышек, рощица; волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.);

б) глаголов с оттенками значений (выползать, переползать, подшивать, дописывать, подписывать, переписывать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);

в) прилагательных со значениями соотнесенности с про­дуктами питания (клюквенный морс, кисель), материалами (драповое пальто, тюлевая занавеска, фарфоровая чашка), рас­тениями (сосновый лес, дубовая роща);

г) сложных слов (хлебороб, кофемолка, дровосек), употреб­ление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лап­ки). Объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья.

III. Закрепление правильного употребления грамматичес­ких категорий

Употребление в речи глаголов в разных временных фор­мах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сде­лал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить котлеты); практическое использование в речи существитель­ных и глаголов в единственном и множественном числе: улетает (-ют), собирает (-ют), накрывает (-ют) на стол, птица (- ы), колхозник (-и), дежурный (-ые) и т. д.). Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кисло-сладкое яблоко, удлиненное платье, серо-голубое небо, треугольная крыша). Подбор однородных прилагатель­ных к существительному, практическое употребление притя­жательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло).

IV. Развитие самостоятельной связной речи

Составление предложений по вопросам, демонстрации дей­ствий, картине. Распространение предложений однородны­ми членами. Составление рассказов по картинке (в объеме 5-7 предложений). Пересказ с изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица. Со­ставление рассказа-описания игрушек, овощей, фруктов по заданному плану. Рассказывание сказок-драматизаций. Со­ставление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок.

II период обучения

I. Лексические темы: «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель», «Нашгород», «Нашаулица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад-огород».

II. Расширение словарного запаса. Воспитание навыков словообразования

Закрепление знаний о различных свойствах предметов. Образование сравнительной степени прилагательных. Усвое­ние простых случаев переносного значения слов (вьюга злит­ся; ветер бушует; воет; лес уснул).' Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут.

Образование сложных слов (пчеловод), родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок).

Подбор однородных определений (зима снежная, холодная, суровая; весна ранняя, теплая, дождливая); сказуемых (снег падает, ложится, идет; снежинки летят, кружатся, вьются; дождь моросит, шумит, шелестит, стучит по крыше; усвоение слов с противоположным значением (дом высокий, низкий; улица длинная, короткая).

Образование прилагательных типа: одно-, двухэтажный, многоэтажный. Введение в речь слов, обозначающих мораль­ные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жад­ный, капризный, хитрый, смекалистый).

III. Закрепление правильного употребления грамматичес­ких категорий

Использование в речи предложений с однородными чле­нами, правильность их согласования. Составление рассказа — описания любимой игрушки.

Практическое употребление в речи глаголов с изменяю­щейся основой (иду — пошел), глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей -ся и без нее (буду кататься — покатаюсь; буду купаться — искупаюсь; буду учиться — поучусь).

Использование предлогов из-за, из-под для обозначения совместности действия, пространственного расположения пред­метов.

IV. Развитие самостоятельной связной речи

Введение в речь названий профессий и действий, связан­ных с ними. Формирование высказываний в виде небольших рассказов о людях разных профессий.

Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или). На­пример: зимой деревья голые, а весной появляются листочки; наша семья большая, а Танина — маленькая; физкультурни­ки выйдут на площадь или на улицу.

Употребление в речи целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами: когда? почему? за­чем?

III период обучения

I. Лексические темы: «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Шко­ла», «Наш дом», «Наша улица», «Наш город». Повторение ра­нее пройденных тем.

II. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования

Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых (дом строят, красят, разрушают; красят — крышу, стену, забор, потолок, двери). Самостоятельная постановка вопросов (весна какая? дом какой? солнышко какое?); закрепление слов-анто- нимов: улица чистая (грязная), широкая (узкая), знакомая (не­знакомая) и т. д.

Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище).

Образование существительных от глаголов: учить (учи­тель, ученик), воспитывать (воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик), строить (строитель) и т. д.

III. Закрепление правильного употребления грамматичес­ких категорий

Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из- за, из-под, выражающих пространственное расположение пред­метов.

Практическое усвоение согласования числительных с су­ществительными (3 куклы — 5 кукол; 2 медведя — 5 медве­дей); прилагательных и числительных с существительными (5 белых медведей, много ловких обезьян).

IV. Развитие самостоятельной связной речи

Закрепление навыка последовательной передачи содержа­ния литературного текста. Использование диалога, выразитель­ной передачи в лицах интонации разных героев. Умение при­думывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке. Особое внимание уделяется логике раз­вития сюжета, эмоциональной передаче переживаний действу­ющих лиц. Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей. Упражнение в придумы­вании и составлении загадок путем использования приема сравнения.

Примерные конспекты занятий по формированию связной речи

ТЕМА: РАССКАЗ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

Цель. Закрепить навык составления развернутого расска­за (рассказ о собаке).

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед, обращаясь к детям, предлагает им найти волшеб­ный конверт, который спрятан в комнате между взрослыми и детскими столами, под большим красным кубом, под малень­ким красненьким кубиком, на большом кубе и т. д. Затем дети читают слоги, находящиеся в этом конверте: ка, жуч, пол, кан, шок, пу и т. д.

II. Составление слов из прочитанных слогов

Дети должны соединить карточки таким образом, чтобы из слогов получились слова: Полкан, Жучка, Пушок и т. д.

Эти слова читаются хором. Логопед уточняет, что они обо­значают клички собак. Далее на доске выставляются 4 кар­тинки, из которых дети отбирают одну лишнюю, объясняя, по­чему она не подходит. Например: 3 взрослые собаки и щенок; 3 пушистые собаки и одна гладкошерстная; санитарная соба-

ка, сторожевая, овчарка (служит на границе) и дворняжка; собачьи уши, лапы, хвост и щенок.

III

Сравнение двух собак: болонки и таксы. Чем они похожи? Чем они отличаются друг от друга? Дети придумывают клич­ки этим собакам, затем составляют рассказ-описание одной из собак по плану, предложенному логопедом:

1. Кто это?

2. Как зовут собаку?

3. Какая она по размеру?

4. Какие у нее уши, хвост, лапы, шерсть?

5. Чем она питается?

6. Где она живет и какую пользу приносит?

Рассказ записывается логопедом и прочитывается всем детям. Они дополняют то, что забыл сказать отвечающий.

IV

Двое ведущих прячут в группе несколько конвертов с кар­тинками, изображающими разные породы собак, и рассказывают, как можно найти эти конверты. Дети, обнаружившие картинки, складывают их. Тот, кто первым выполнит задание, составляет рассказ-описание собаки по своей картинке (опрашиваются 2- 3 ребенка). Остальным дается задание на вечер.

V. Итог занятия

Логопед в беседе с детьми уточняет, о ком сегодня расска­зывали на занятиях, что говорили о собаках. Далее дается дифференцированная оценка работы детей.

ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО ЗАДАННОМУ ПЛАНУ

Цель. Учить детей составлять связный рассказ по плану; закрепить знания детей о транспорте; закрепить умение упот­реблять в речи сложноподчиненные предложения.

Ход занятия

I. Организационный момент

V детей на столах лежат картинки с изображением видов транспорта. Логопед предлагает сесть тому, кто назовет профессии людей, управляющих разными видами транспорта: мотоцикл — мотоциклист, велосипед — велосипедист, теплоход — капитан, поезд — водитель, тепловоз — машинист, самолет — пилот и т. д.

II

В гости к детям приходит старик Хоттабыч (используется кукольный персонаж). Логопед обращает внимание детей на его ковер-самолет. На столе стоят игрушки-машины: самолет, самосвал, трамвай, катер, скорая помощь, хлебовоз. Логопед предлагает познакомить старика Хоттабыча с современным транспортом и рассказать о нем по плану.

1. Что это?

2. Кто управляет этим видом транспорта?

3. Где движется этот транспорт?

4. Что он перевозит?

III. Знакомство старика Хоттабыча с правилами дорож­ного движения

Логопед предлагает детям ответить на вопрос: Что озна­чает каждый дорожный знак? (светофор; осторожно — дети!, столовая...).

IV. Физкультминутка

Игра с мячом «Назови новое слово-действие». Логопед предлагает детям образовать новое слово-действие от глагола ехать с той частью слова, которую он назовет.

Об — объехать клумбу (дерево, щенка).

Под — подъехать к дому (к бензоколонке).

В-, вы-, про-, от- и т. д.

V

Составление детьми предложений сюжетным картин­кам — выкладывание каждого сюжета на фланелеграфе.

VI

Коллективный рассказ детей о путешествии старика Хот­табыча по дорогам города на автомобиле (с опорой на сюжет­ные картинки-фрагменты и картинку на фланелеграфе).

Примерный рассказ

Логопед. Старик Хоттабыч сел в машину и выехал из гаража.

й ребенок. Он подъехал к бензоколонке, налил бензин в бензобак и поехал дальше. Вдруг он увидел на шоссе собаку и объехал ее.

Логопед. Старик Хоттабыч поехал дальше.

й ребенок. Потом он поехал между автобусом и гру­зовой машиной. В автобусе было много пассажиров. А в кузо­ве грузовой машины лежали большие арбузы. Шофер вез их на продажу в магазин.

Логопед. Старик Хоттабыч поехал дальше.

й ребенок. Он подъехал к переходу. На светофоре горел красный свет, и поэтому он остановился, подождал, когда пе­рейдут дорогу пешеходы. Затем загорелся зеленый свет, ста­рик Хоттабыч поехал дальше. Он увидел панелевоз. Панеле­воз вез панели на стройку дома.

Логопед. Потом Хоттабыч увидел знак разворота.

й ребенок. Он развернул машину и увидел знак. Знак обозначал, что недалеко есть телефон. Старик Хоттабыч подъе­хал к телефонной будке и позвонил в детский сад.

Логопед. Потом старик Хоттабыч увидел другой знак.

й ребенок. Этот знак означал «Осторожно — дети!», и старик Хоттабыч поехал медленнее. Из школы вышли дети с портфелями и ранцами. Хоттабыч подъехал к переходу. Го­рел зеленый свет, поэтому он поехал дальше, не останавлива­ясь.

Логопед. Старик Хоттабыч увидел велосипедиста.

й ребенок. Хоттабыч обогнал его, потому что велоси­пед едет медленнее машины. Потом старика Хоттабыча обо­гнала пожарная машина, она спешила на пожар. А машина скорой помощи везла врача к больному.

Логопед. Старик Хоттабыч увидел знак поворота, повер­нул направо, въехал в переулок и продолжил свое путеше­ствие по городу. Он побывал и в зоопарке, и в парке, но мы еще поговорим об этом. А сейчас мы придумаем название нашему рассказу.

VII. Итог занятия

Содержание фронтальных занятий по произношению и обучению грамоте

Основные задачи этого раздела:

• сформировать у детей систему четко различаемых, проти­вопоставленных друг другу фонем;

• научить их произносить слова различной слоговой слож­ности;

• научить детей свободно пользоваться приобретенными на­выками в самостоятельной речи.

Для выполнения поставленных задач, в первую очередь, специальными логопедическими приемами исправляется про­изношение дефектных звуков и уточняется артикуляция име­ющихся. Выработка правильных артикуляционных навыков является лишь одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.

Отдельное время отводится на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, то есть дети учатся вслуши­ваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуко­вые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой речи с собственной.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического вос­приятия происходит одновременно с развитием анализа и синте­за звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощуще­ния, в свою очередь, способствуют овладению звуками речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражне­ния, направленные на закрепление навыка анализа и синтеза зву­кового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемооб- разования и подготавливуют детей к освоению грамоты.

На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочетается с развитием дикции и устранением затруднений в произношении слов сложного звуко-слогового состава.

На этапах окончательного закрепления правильного про­изношения каждого из изучаемых звуков и слов различного звуко-слогового состава материал коррекционных упражне­ний подбирается с учетом одновременного развития лекси­ческих и грамматических элементов речи.

Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям, пло­хое запоминание речевого материала, в системе коррекцион­ного обучения предусмотрены специальные упражнения, на­правленные на развитие внимания и произвольного запоми­нания, а также проведение в середине занятия (на 10-15 мин.) динамической паузы.

Формирование произношения осуществляется на индиви­дуальных (подгрупповых) и фронтальных занятиях. Одновре­менно осуществляется обучение грамоте.

Коррекционное обучение по данному разделу имеет следу­ющие цели:

• сформировать у детей необходимую готовность к обуче­нию грамоте;

• научить детей чтению и письму.

Обучение грамоте проводится на материале звуков, пред­варительно отработанных в произношении. В системе обуче­ния предусмотрено определенное соответствие между изучае­мыми звуками, формами звуко-речевого анализа и обучением чтению и письму.

В течение всего года максимальное внимание уделяется автоматизации и дифференциации поставленных звуков в самостоятельной речи. Одновременно детей учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры схемы, состо­ящие из ранее отработанных звуков.

Логопед проводит специальную работу по звуковому ана­лизу. При помощи интонации в слове выделяется каждый звук, например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная ар­тикуляция выполняет ориентировочную функцию — ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звуково­го состава слова при проведении звукового анализа заполня­ется фишками — заместителями звуков. В это же время дети в практическом плане усваивают термины слог, слово, звук, предложение, дифференцируют звуки по признакам мягко­сти, глухости, твердости, звонкости. Во II периоде обучения детей знакомят с гласными буквами а, у, о, и; с согласными м, п, т, к, с.

Дети складывают из букв разрезной азбуки слоги типа па, са, му, ту, а также простые односложные слова типа суп, мак.

Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно воспитателем в вечернее время, а родителями — в субботу и воскресенье.

Порядок изучения букв определяется артикуляционной сложностью соответствующего звука и связан с изучением его на фронтальных занятиях. Все упражнения проводятся в игро­вой, занимательной форме с элементами соревнования. Дети учатся по количеству хлопков придумывать слово, по заданно­му слогу придумать целое слово, добавить недостающий слог, чтобы получилось двух-, трехсложное слово, отобрать картинки, в названии которых имеется 1, 2, 3 слога. По мере знакомства с буквами эти слоги выписываются детьми в схему слова.

Упражнения в составлении схем слова сначала включа­ются в занятие как фрагмент, а затем являются ведущими в самостоятельных занятиях по грамматике. Дети узнают, что каждый слог содержит гласный звук, а в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Большое внимание уделяется упражнениям на преобра­зование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чте­ния. В III периоде обучения расширяется объем изучаемых звуков и букв. На фронтальные занятия выносится изучение следующих звуков: с — ш, р — л, с, з, ц, ч, щ. Усложняется анализ и синтез слов, берутся односложные слова со стечени­ем согласных типа стол, шарф, двухсложные слова со стече­нием согласных в середине слова (кошка), в начале (стакан), а затем трехсложные слова типа панама, капуста, стаканы.

Дети учатся вставлять пропущенные буквы в напечатан­ных карточках, читать слоги в специально вставленных лен­тах-полосках, составлять из этих слогов слова, слитно их чи­тать, объясняя смысл прочитанного.

Систематически проводятся упражнения по преобразова­нию слогов в слово: ко — шко — школа.

В конце II периода обучения детей учат членить предло­жения на слова, определять количество и порядок слов в пред­ложениях типа: Тата спит. Дима ест суп. Аня купает куклу. Состав предложений усложняется постепенно, их содержание связано с хорошо знакомой детям ситуацией.

Примерные конспекты фронтальных занятий по формированию звукопроизношения и обучению грамоте

ТЕМА: ЗВУКИ П, Т, К

Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков п, т., к; чтения звукосочетаний типа гс, сг, сгс.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед предлагает детям сесть в той последовательнос­ти, в которой он назовет их имена: Аня, Вова, Сережа, Юра, Петя, Максим, Дима, Коля, Юра, Ира, Саша.

II. Повторение пройденного материала

Логопед выставляет на доске несколько картинок, затем предлагает отобрать только те картинки, которые он назовет: туфли, коньки, пень; конь, танк, паук; тыква, книга, пулемет, панама, кот, телефон.

Дети определяют первый звук в этих словах (т,п,к).

III. Игра «Один — много»

Вызванный ребенок берет картинку, на которой нарисован один предмет, а другой ребенок подбирает картинку, на кото­рой изображено много таких же предметов. При этом каждый называет то, что изображено у него на картинке. Например: У меня тыква. А у меня тыквы.

IV. Игра «Живые звуки»

На столе лежат шапочки с картинками, на них изображены предметы, начинающиеся с разных звуков. Каждый ребенок надевает выбранную им шапочку. «Шапочки-звуки» выстраи­ваются в линейку. Дети запоминают эти звуки, а затем закры­вают глаза. Логопед убирает шапочку у одного из детей, а ос­тальные определяют, какой звук спрятался. Далее логопед пред­лагает построиться звукам в той последовательности, в которых их называют: an, па, ту, am, ки, ик, а дети читают слоги.

V. Физкультминутка

Дети встают за спинку стула и играют с пальчиками: паль­чики здороваются друг с другом, крепко прижимаясь подушеч­кой к подушечке; при этом проговариваются слоги.

VI

У детей на столах лежат квадратики красного и синего цвета. Уточняется, что красный квадрат обозначает гласный звук, синий квадрат — согласный.

Логопед дает задание детям первого и второго ряда выло­жить из квадратов слог an, а детям третьего и четвертого ряда — слог па. Далее выкладываются слоги пам, так и т. д.

VII. Итог занятия

Дети называют звуки, которые повторяли на занятии, за­тем показывают картинки, в названии которых находятся эти звуки.

ТЕМА: ЗВУКИ Ч- Щ

Цель: Дифференциация звуков ч — щ на материале сло­гов, слов и предложений.

Ход занятия

I. Организационный момент

Садятся дети, у которых на карточке нарисованы 3 голу­бых палочки и 2 синих квадрата, 2 синих палочки и 3 голубых квадрата, 3 желтых квадрата и 2 коричневых палочки и т. д.

Дети вспоминают, какие гласные и согласные звуки изу­чали раньше. Логопед показывает карточки, где написаны слова с пропущенными буквами. Дети вставляют недостающие бук­вы и читают слова: к...шк., л...пк., с...мк., ап...а.

III

На доске выставлены разные картинки. Дети называют их: сети, васильки, щетка, щенята, плащ, площадь, котята, ящик, цыплята, гусята, мяч, аторучка, телеграмма, грот, пер­чатки, выключатель. Логопед предлагает взять только те картинки, которые он назовет: щенята, щетка, плащ, ящик, щука, щепки. Затем уточняет звук, который повторяется в этих словах — щ.

Аналогично отбираются картинки: мяч, выключатель, грач, перчатки, чернильница. Логопед просит сказать, какой звук повторяется в этих словах, (ч).

IV

Четкое проговаривание слогов и сочетаний типа:

ач — аш — ащ — мы купили плащ;

ач — аги — ач — ты не плачь;

шу — щу — чу — я не шучу;

чи — щи — чи — где мои ключи;

чу — щу — чу — я урок учу.

V. Игра «Кто самый внимательный?»

На доске выставляются картинки (выключатель, щетки, плащи и т. д.). Логопед предлагает определить, про какой из этих предметов можно сказать: черный — выключатель, грач, щенок, плащ, чемодан, мяч, ящик; черное — крыло, перо; чер­ная — авторучка, щетка; черные — плащи, перчатки, щепки.

Логопед называет предложение, а дети добавляют недоста­ющее слово, используя эти картинки. Например: В магазине продается много красивых ... мячей. Мальчики поймали двух больших ... лещей. В ящике сидят пять маленьких ... щенят. На вешалке висят несколько детских ... плащей. На столе стоят пять фарфоровых ... чашек. Ребята смастерили несколь­ко кормушек для ... грачей.

VI. Итог занятия

Дети проговаривают потешку, имитируя соответствующие движения:

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Логопед предлагает выбрать из этого стихотворения слова, в которых одновременно встречаются звуки ч — щ или толь­ко звук щ.

ТЕМА: ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Цель: Закрепление правильного произношения и написа­ния звонких и глухих согласных.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Игра «Наоборот»

Дети встают вкруг. Логопед бросает мяч и называет слог со звонким звуком, а ребенок, возвращая ему мяч, называет слог с глухим звуком (за — са, ба — па, ту — ду, го — ко, жа — ша и т. д.).

На столе лежат таблички со слогами, а рядом два почтовых ящика: красный и синий. Дети должны взять со стола таблич­ку с теми слогами, которые они называли во время игры, и рас­пределить их таким образом, чтобы в красный почтовый ящик попали слоги со звонкими звуками, а в синий — с глухими.

III. Игра «Колодец»

На доске вывешивается картинка с изображением колод­ца, по краям которого расположены разные буквы, например, (б...к), (с...к), (л...к) и др. В «колодец» опускаются поочередно ведра, на которых написаны гласные а, ы, о, у. Дети читают полученные слова, объясняют их значение и определяют глас­ные и согласные звуки (глухие, звонкие). Потом логопед про­сит вспомнить все слова, которые читали, и сложить их из букв разрезной азбуки. Подсчитывает, кто сколько слов сло­жил.

IV. Игра «Кто лучше читает?»

На одном краю стола логопед раскладывает игрушки и карточки, на которых написаны имена детей. При этом неко­торые буквы пропущены: Во...а, ...ма, Д...ма, ...ата, ...оня и т. д. Каждый ребенок выбирает себе карточку, дописывает недо­стающую букву и читает имя. Затем он берет игрушку, садит­ся на место. Используя разрезную кассу, дети складывают и читают предложения типа: У Вовы кубик. У Димы шар. У Димы шары. У Тани кукла. У Саши дом.

Далее логопед предлагает назвать имена детей со звонки­ми и глухими звуками. Отмечаются дети, которые прочитали предложения без ошибок.

V. Итог занятия

Логопед дает дифференцированную оценку работы каждо­го ребенка и поощряет наиболее активных детей.

Наши рекомендации