Организация профилактической логопедической работы

Массовая диспансеризация позволяет направленно проводить широкую программу профилактических мероприятий среди детей с фактором риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи. Это необходимо для предупреждения и ранней диагностики речевых нарушений.

В нашей стране в диспансеризации детей принимают участие врачи-специалисты, которые совместно с педиатром и под его контролем осуществляют профилактический осмотр, начиная с периода новорожденности, и обеспечивают необходимый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий.

На первом году жизни, помимо профилактических осмотров педиатром, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2 лет — стоматологом, в 3—5 лет — теми же специалистами и логопедом.

Такие углубленные осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Специализированное педагогическое обследование помогает выявить возможные нарушения речи и начать работу по их профилактике.

Систематический контроль за психофизическим развитием ребенка, проводимый педиатрической службой, позволяет районному логопеду получать сведения о том, сколько детей имеют фактор риска речевых нарушений, в скольких случаях выявлена патология речи. Логопедическая профилактическая работа с такими детьми проводится в логопедических кабинетах при поликлиниках.

В процессе подготовки дошкольников к школе проводятся профилактические осмотры детей педиатром и логопедом с целью выявления отклонений в речевом развитии.

Научно обоснованная система диспансеризации, воспитания и обучения детей общеобразовательных и специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи в нашей стране служит фундаментом для реализации профилактической помощи населению.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте систему профилактики нервно-психических нарушений у детей как основу предупреждения развития речевой патологии.

2. Дайте характеристику форм профилактической логопедической работы.

3. Раскройте направления, форму и содержание пропаганды педагогических и логопедических знаний.

4. Составьте тематический план лекций и докладов для родителей и логопедов по профилактике речевых нарушений.

Литература

1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1997.

2. Ковалев В. В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подростков. — М., 1985. — С. 56—66.

3. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте / Пер. с чеш. — Прага, 1984.

4. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.

5. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с нарушениями речи. — М., 1976.

6. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. — М., 1981.

7. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1984.

Чеонышевского. 59.

Сноски

Павлов И. П. Собр. cоч. — М., 1951. -- Т. III. — Кн. 2. - С. 188.

Давыдовский И. В. Проблемы причинности в медицине (этиология). М., 1962.

Понятием «произносительная сторона речи», или «произношение», охватывают фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии (см.: Дефектологический словарь. — М., 1970. — С. 292)

См.: «Хрестоматия по логопедии» / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 1997. — Ч. I. — С. 108.

Жинкин Н. И. Механизмы речи. -- М., 1959. — С. 63.

Здесь и далее понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие» употребляются как близкие по значению.

Жинкин Н. И. Сенсорная абстракция // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. — М., 1978. — С. 42.

Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., 1958. — С. 63.

Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.— С. 79.

Там же. — С. 501.

Восстановление звучной речи у больных после резекции или удалении гортани. — М., 1985. — с. 56.

Боскис Р. М. О сущности и лечении заикания у детей дошкольного возраста // Лечение душевнобольных. — М., 1940. — С. 279—290.

Черта после буквы означает судорожно-затянутое произношение соответствующего звука.

Pay Е. Ф., Синяк В. А. Логопедия. — М., 1969. — С. 80.

Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. — 1950. — Вып. 70. — С. 106.

Левина Р. Е. Недостаток чтения и письма у детей. — М., 1940. — С. 14.

См.: Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. — М., 1950.

Pay Ф. Ф.,Нейман Л. В..Бельтюков В. И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся — М., 1961. — С. 46

См.: Pay Ф.Ф., Нейман Л. В., Бельтюков В. И. Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. — М., 1961. — С. 64.

См.: Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. — М., 1961. — С. 239.

См.: Парамонова Л.Г. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся I отделения. -Л.,1981.-С. 6.

См. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. —М., 1963. —С. 163—164.

Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963. — С. 170—172. См.: Коровин К. Г. Усвоение основных грамматических понятий учащимися старших классов школы слабослышащих. — М., 1982. — С. 10—11.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1970. — С. 106.

Наши рекомендации