Глава ii. организация логопедической работы

Зачисленные в специальную группу дети находятся в детском саду с сентября по июль. Логопедические и воспитательские занятия проводятся ежедневно согласно сетке часов. Продолжительность учебной недели 5 дней. По форме логопедические занятия делятся на фронтальные (со всей группой), подгрупповые (3-5 человек) и индивидуальные.

Фронтальные логопедические занятия (30—35 мин) проводятся в утренние часы, их количество зависит от периода обучения. Воспитательские занятия проводятся после логопедических, а некоторые из них, — согласно режиму дня, во второй его половине до или после, прогулки.

Индивидуальная или фронтальная логопедическая работа планируется с 9.40 до 13.00. Во второй половине дня выделяется 30 минут; на коррекционную работу воспитателя с подгруппой или отдельными детьми по заданию логопеда.

Все обучение условно делится на три периода:

I период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь. Проводится 3 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию звукопроизношения.

II период обучения: декабрь, январь, февраль, март. Проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 2 занятия по формированию произношения, 1 занятие по обучению грамоте.

Начиная с июня, логопед проводит индивидуальную и подгрупповую работу.

Содержание логопедической работы на втором году обучения нацелено на дальнейшее развитие связной речи детей (диалогической и монологической). Для решения этой задачи продолжается уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, практическое овладение сложными формами словоизменения и способами словообразования. На логопедических занятиях предусматривается последовательная работа над словом, предложением и связной речью.

Развитие слухового внимания, сознательного восприятия речи, смысловых и звуковых дифференцировок является необходимым условием успешного обучения.

Подбор речевого материала для логопедических занятий, методические приемы определяются общими целями коррекции с учётом конкретных представлений, речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы воспитателя по различным разделам программы детского сада. Особого внимания требует подбор и группировка различного наглядного и словесного материала, игровых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практическое овладение словообразованием и словоизменением. Структура фронтальных занятий включает в себя:

а) формирование лексико-грамматических средств языка;

б) обучение диалогической и монологической речи;

в) совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

г) овладение элементами грамоты.

При проведении коррекционно-воспитательной работы логопед и воспитатель широко опираются на непосредственный опыт детей, их предметно-практическую деятельность, что позволяет обеспечить комплексный характер обучения.

В процессе решения названных задач особое внимание уделяется самостоятельности и произвольности речи.

В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. Намечается объем работы по совершенствованию словарного запаса, воспитанию навыка словообразования, усвоению грамматических категорий самостоятельной речи.

Существует определенная преемственность в прохождении тематического речевого материала в каждом из периодов обучения. При углубленном изучении любой темы дети сравнивают предметы, выделяя их различие и сходство, закрепляя навык употребления существительных и прилагательных с уменьшительным и увеличительным оттенками (воробышек, волчище, большущие сапожища и т. п.); глаголов с оттенками действий (кроить, перекраивать, подливать, обливать и т. д.), прилагательных с различными значениями соотнесенности (фарфоровая чашка, клюквенный морс, сосновый бор и т.д.), сложных слов (листопад, хлебороб, снегопад и т. д.), слов с эмоционально-оттеночным и переносным значением (хитрая лиса, масляная головушка, золотая осень, вьюга злится и т. д.). Практически в каждое логопедическое занятие включаются упражнения по распространению предложений путем введения однородных членов, изменению форм глаголов в зависимости от поставленных вопросов (что делает? что будет делать?). Во II—III периодах обучения широко используются задания на закрепление в речи сложных предложений со значением противопоставлений (зимой деревья голые, а весной появляются листочки), разделения, а также целевых, временных, причинных конструкций с вопросами: когда? почему? зачем? Особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного, выразительного пересказа литературных произведений, умению передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей. Значительное время отводится на упражнения по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, рассказов из собственного опыта.

Планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

I период обучения

I. Лексические темы: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад — огород», "Сезонная одежда, обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы, звери, их детеныши».

II. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.

Практическое употребление:

а) слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблочко, горошек, ботиночки, половничек, блюдечко, воробышек, лисичка; волчище, медведище, ножища, сапожище, ручища и т. д.);

б) глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подшивать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);

в) прилагательных со значениями соотнесенности с продуктами питания (клюквенный морс, кисель), материалом, (бархатный костюм, фарфоровая чашка), растениями (сосновый лес, дубовая роща);

г) сложных слов (хлебороб, садовод, листопад), употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, масляная головушка, шелковая бородушка, мягкие лапки). Объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья.

III. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Употребление в речи глаголов в разных временных формах, отвечающих на вопросы: что делать? что делает? что сделал? что будет делать? (копать картофель, печь пироги, жарить блины); практическое использование в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе: улетает (—ют), собирает (—ют), накрывает (—ют) на стол, птица (—ы), колхозник (—и), дежурный (ые) и т. д. Согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет (оттенки), форму, размер, вкус (кислое яблоко, длинное платье, голубое блюдце, треугольная крыша). Подбор однородных прилагательных к существительному, практическое употребление притяжательных прилагательных (медвежья берлога, лисья нора, беличье дупло).

IV. Развитие самостоятельной связной речи.

Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине. Распространение предложений однородными членами. Составление рассказов по картине (в объеме 5 — 7 предложений). Пересказе изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица. Составление рассказа-описания овощей, фруктов по заданному плану. Рассказывание сказок-драматизаций. Составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок.

II период обучения

I. Лексические темы: «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель», «Наш город», «Наша улица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад — огород».

II. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.

а) Закрепление знаний детей о различных свойствах предметов. Образование сравнительной степени прилагательных. Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится, ветер бушует, воет, лес уснул). Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут.

б) Образование сложных слов (снегопад), родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок).

в) Подбор однородных определений (зима снежная,. холодная, суровая; весна ранняя, теплая, дождливая); сказуемых (снег падает, ложится, идет; снежники летят, кружатся, вьются; дождь моросит, шумит, шелестит, стучит по крыше); усвоение слов с противоположным значением (дом высокий, низкий; улица длинная, короткая).

Образование прилагательных типа: одно-, двухэтажный, многоэтажный. Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, храбрый, трусливый, боязливый, добрый, умный, жадный, капризный, хитрый, смекалистый).

III. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Закрепление навыка употребления в речи предложений с однородными членами. Правильность их согласования. Составление рассказа о любой игрушке с использованием описательных приёмов в самостоятельной речи.

Практическое употребление в речи глаголов с изменяющейся основой (иду — пошел).

Употребление в речи глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей —ся и без нее (буду кататься — покатаюсь; буду купаться — искупаюсь; буду учиться — поучусь).

Самостоятельное использование предлогов для обозначения совместности действия, пространственного расположения предметов. Употребление сложных предлогов из-за, из-под.

IV. Развитие самостоятельной связной речи.

Введение в самостоятельную речь названий профессий и действий, связанных с ними. Формирование самостоятельных высказываний в виде небольших рассказов о людях разных профессий.

Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а, но), разделения (или). Например, зимой деревья голые, а весной появляются листочки; наша семья большая, а Танина — маленькая; физкультурники выйдут на площадь или на улицу.

Употребление в речи целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами когда? почему? зачем?

III период обучения

I. Лексические темы: «Весна», «I Мая», «Лето», «Сад — огород», «Школа», «Наш дом», «Наша улица», «Наш город». Повторение ранее пройденных тем.

II. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования.

а) Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых (дом строят, красят, разрушают; красят — крышу, стену, забор, потолок, двери). Самостоятельная постановка вопросов (весна какая? дом какой? солнышко какое?); закрепление слов-антонимов: улица чистая (грязная), широкая (узкая), знакомая (незнакомая) и т. д.

б) Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище).

в) Образование существительных от глаголов: учить (учитель, ученик), воспитывать (воспитатель), убирать (уборщица), регулировать (регулировщик), строить (строитель) и т. д.

III. Закрепление правильного употребления грамматических категорий.

Практическое усвоение в речи предлогов над, между, из-за, из-под, выражающих пространственное расположение предметов.

Практическое усвоение согласования числительных с существительными (3 куклы — 5 кукол; 2 медведя — 5 медведей); прилагательных и числительных с существительными (5 белых медведей, много ловких обезьян).

IV. Развитие самостоятельной связной речи.

Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного текста. Использование диалога, выразительной передачи в лицах интонации разных героев. Умение самостоятельно придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке. Особое внимание уделяется логике развития сюжета, эмоциональной передаче переживаний действующих лиц. Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей. Упражнение в придумывании и составлении загадок путем использования приема сравнения.

Ниже приводятся примерные конспекты занятий по формированию связной речи.

Тема: «Рассказ по представлению»

Цель: Закрепить навык составления развернутого рассказа (описание собаки).

Примерный ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед, обращаясь к детям, предлагает им найти волшебный конверт, который спрятан в комнате между взрослым и детскими столами, под большим красным кубом, под маленьким красненьким кубиком, на большом кубе, и т. д.

Затем дети читают слоги, находящиеся в этом конверте: ка, жуч, пол, кан, шок, пу и т. д.

II. Составление слов из прочитанных слогов.

Дети должны соединить карточки таким образом, чтобы из слогов получились слова: Полкан, Жучка, Пушок и т. д.

Эти слова читаются хором. Логопед уточняет, что они обозначают клички собак. Далее на доске выставляются 4 картинки, из которых дети отбирают одну лишнюю, объясняя, почему она не подходит. Например: 3 большие (взрослые) собаки и щенок; 3 пушистые собаки и одна гладкошерстная; санитарная собака, сторожевая, овчарка (служит на границе) и дворняжка; собачьи уши, лапы, хвост и щенок.

III. Сравнение 2 собак: болонки и таксы. Чем они похожи? Чем они отличаются друг от друга? Дети придумывают клички этим собакам, затем составляют рассказ-описание одной из собак по плану, предложенному логопедом:

1. Кто это?

2. Как зовут собаку?

3. Какая она по размеру?

4. Какие у нее уши, хвост, лапы, шерсть?

5. Чем она питается?

6. Где она живет и какую пользу приносит?

Рассказ записывается логопедом и прочитывается всем детям. Они дополняют то, что забыл сказать ребенок.

IV. Двое ведущих прячут в группе несколько конвертов с картинками, изображающими разные породы собак, и рассказывают, как можно найти эти конверты. Дети, обнаружившие картинки, складывают их. Тот, кто первым выполнит задание, составляет рассказ-описание собаки по своей картинке (опрашиваются 2 — 3 ребенка). Остальным дается задание на вечер.

V. Итог занятия.

Логопед в беседе с детьми уточняет, о ком сегодня рассказывали на занятиях, что говорили о собаках. Далее дается дифференцированная оценка работы детей.

Тема: «Составление рассказа по заданному плану»

Цель: Учить детей составлять связный рассказ; закрепить знания детей о транспорте; закрепить умение употреблять в речи сложноподчиненные предложения.

Примерный ход занятия

I. Организационный момент.

У детей на столах лежат картинки с изображением видов транспорта. Логопед предлагает сесть тому, кто назовет профессии людей, управляющих разными видами, транспорта: мотоцикл — мотоциклист, велосипед — велосипедист, теплоход — капитан, поезд — водитель, тепловоз — машинист, самолет — пилот и т. п.

II. В гости к детям приходит старик Хоттабыч (появляется кукольный персонаж). Логопед обращает внимание детей на ковер-самолет старика. На столе стоят игрушки-машины: самолет, самосвал, трамвай, катер, скорая помощь, хлебовоз. Логопед предлагает познакомить старика Хоттабыча с современным транспортом и рассказать о нем по плану:

1. Что это?

2. Кто управляет этим видом транспорта?

3. Где движется этот транспорт?

4. Что он перевозит?

III. Знакомство старика Хоттабыча с правилами дорожного движения. Логопед предлагает детям ответить на вопрос: Что означает каждый дорожный знак? (светофор; осторожно дети; столовая...).

IV. Физминутка. Игра с мячом «Назови новое слово-действие».

Логопед предлагает детям образовать новое слово-действие от глагола ехать с той частью слова, которую он назовет.

Об — объехать клумбу (дерево, щенка)

Под — подъехать к дому (к бензоколонке)

В-, вы-, про-, оти т. д.

V. Составление детьми предложений по сюжетным картинкам — выкладывание каждого сюжета на фланелеграфе.

VI. Коллективный рассказ детей о путешествии старика Хоттабыча по дорогам города на автомобиле (с опорой на сюжетные картинки—фрагменты и картинку на фланелеграфе).

Примерный рассказ

Логопед:

- Старик Хоттабыч сел в машину и выехал из гаража.

1 ребенок:

- Он подъехал к бензоколонке, налил бензин в бензобак и поехал дальше. Вдруг он увидел на шоссе собаку и объехал ее.

Логопед:

- Старик Хоттабыч поехал дальше.

2 ребенок:

- Потом он поехал между автобусом и грузовой машиной. В автобусе было много пассажиров. А в кузове грузовой машины лежали большие арбузы. Шофер вез их на продажу в магазин.

Логопед:

- Старик Хоттабыч поехал дальше.

3 ребенок:

- Он подъехал к переходу. На светофоре горел красный свет, и поэтому он остановился, подождал, когда перейдут дорогу пешеходы. Затем загорелся зеленый свет, старик Хоттабыч поехал дальше. Он увидел панелевоз. Панелевоз вез панели на стройку дома.

Логопед:

- Потом Хоттабыч увидел знак разворота.

4 ребенок:

- Он развернул машину и увидел знак. Знак обозначал, что недалеко есть телефон. Старик Хоттабыч подъехал к телефонной будке и позвонил в детский сад.

Логопед:

- Потом старик Хоттабыч увидел другой знак.

5 ребенок:

- Этот знак означал «Осторожно дети!», и старик Хоттабыч поехал медленнее. Из школы вышли дети с портфелями и ранцами. Хоттабыч подъехал к переходу. Горел зеленый свет, поэтому он поехал дальше, не останавливаясь.

Логопед:

- Старик Хоттабыч увидел велосипедиста.

6 ребенок:

- Хоттабыч обогнал его, потому что велосипед едет медленнее машины. Потом старика Хоттабыча обогнала пожарная машина, она спешила на пожар. А машина скорой помощи везла врача к больному. Логопед: Старик Хоттабыч увидел знак поворота, повернул направо, въехал в переулок и продолжил свое путешествие по городу. Он побывал и в зоопарке, и в парке, но мы еще поговорим об этом. А сейчас мы придумаем название нашему рассказу.

Планирование фронтальных занятий по произношению и обучению грамоте

Основные задачи коррекционного обучения по данному разделу следующие:

— сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;

— научить их произносить слова различной слоговой сложности;

— научить детей свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Для выполнения поставленных задач в первую очередь специальными логопедическими приемами исправляется произношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся. Выработка правильных артикуляционных навыков является лишь одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач.

Специальное время отводится на развитие фонематического восприятия и слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой и собственной речи.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют овладению звуками речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, направленные на закрепление навыка анализа и синтеза звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.

На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочетается с развитием дикции и устранением затруднений в произношении слов сложного звуко-слогового состава.

На этапах окончательного закрепления правильного произношения каждого из изучаемых звуков и слов различного звуко-слогового состава материал коррекционных упражнений подбирается с учетом одновременного развития лексических и грамматических элементов речи.

Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия (на 10—15 минут) динамической паузы.

Формирование произношения осуществляется на индивидуальных (подгрупповых) и фронтальных занятиях. Одновременно осуществляется обучение началам грамоты.

Коррекционное обучение по данному разделу имеет следующие цели:

— сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;

— научить детей чтению и письму.

Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно отработанных в произношении. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, формами звуко-речевого анализа и обучением чтению и письму.

В течение всего года максимальное внимание отводится на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков в самостоятельной речи. Одновременно детей учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы, состоящие из ранее отработанных звуков.

По звуковому анализу логопедом проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое подчеркнутое произнесение губных взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию — ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заполняется фишками — заместителями звуков. В это же время дети в практическом плане усваивают термины слог, слово, звук, предложение, дифференцируют звуки по признакам твердости, звонкости, мягкости. глухости. Во II периоде обучения детей знакомят с гласными буквами а, у, о, и; с согласными м, п, т, к, с.

Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа и синтеза слоги типа па, са, му, ту, а также простые односложные слова типа суп, мак.

Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно воспитателем в вечернее время, а родителями — в субботу и воскресенье.

Порядок изучения букв определяется артикуляционной сложностью соответствующего звука и связан с изучением его на фронтальных занятиях. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования. Дети учатся по количеству хлопков придумывать слово, по заданному слогу придумать целое слово, добавить недостающий слог, чтобы получилось двух-трехсложное слово, отобрать картинки, в названии которых имеется 1, 2, 3 слога. По мере знакомства с буквами эти слоги выписываются детьми в схему слова.

Упражнения в составлении схем слова сначала включаются в занятие как фрагмент, а затем являются ведущими в самостоятельных занятиях по грамматике. Дети узнают, что каждый слог содержит гласных звук, а в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. В III периоде обучения расширяется объем изучаемых звуков и букв. На фронтальные занятия выносится изучение следующих звуков: с—ш, р—л, с, з, ц, ч, щ. Усложняется анализ и синтез слов, берутся односложные слова со стечением согласных типа стол, шарф, двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (кошка), в начале (стакан), а затем трехсложные слова типа панама, капуста, стаканы.

Дети учатся вставлять пропущенные буквы в напечатанных карточках, читать слоги в специально вставленных лентах-полосках, составлять из этих слогов слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного.

Систематически проводятся упражнения по преобразованию слогов в слово: ко — шко — школа.

В конце III периода обучения детей учат членить предложения на слова, определять количество и порядок слов в предложении типа: Тата спит. Дима ест суп. Аня купает куклу. Состав предложений усложняется постепенно, их содержание связано с хорошо знакомой детям ситуацией.

Ниже приводятся примерные конспекты фронтальных занятий по формированию звукоироизношения и обучению грамоте.

Тема: «Звуки п, т, к»

Цель: Закрепление навыков правильного произношения звуков п, т, к; чтение слогов типа г+с, с+г, с+г+с.

Примерный ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает детям сесть в той последовательности, в которой он назовет их имена: Аня, Вова, Сережа; Юра, Петя; Максим; Дима П., Коля, Юра Ф.; Ира, Саша, Дима Д.

II. Повторение пройденного материала.

Логопед выставляет на доске несколько картинок, затем предлагает отобрать только те картинки, которые он назовет: туфли, коньки, пень; конь, танк, паук; тыква, книга, пулемет; панама, кот, телефон.

Дети определяют первый звук в этих словах (т, п, к).

III. Игра «Один—много».

Вызванный ребенок берет картинку, на которой нарисован один предмет, а другой ребенок подбирает картинку, на которой изображено много таких предметов. При этом каждый называет то, что изображено у него на картинке. Например: У меня тыква. А у меня тыквы.

Игра «Живые звуки».

На столе лежат шапочки с картинками, на них изображены предметы, начинающиеся с разных звуков. Каждый ребенок надевает выбранную им шапочку. «Шапочки-звуки» выстраиваются в линейку. Дети запоминают эти звуки, а затем закрывают глаза. Логопед убирает шапочку у одного из детей, а остальные определяют, какой звук спрятался. Далее логопед предлагает построиться звукам в той последовательности, в которых их называют: ап, па, ту, ат, ки, ик, а дети читают слоги.

IV. Физкультминутка.

Дети встают за спинку стула и играют с пальчиками: пальчики здороваются друг с другом, крепко прижимаясь подушечкой к подушечке; при этом проговариваются слоги: пу, ту, ку.

V. У детей на столах лежат квадратики красного и синего цвета. Уточняется, что красный квадрат обозначает гласный звук, синий квадрат — согласный.

Логопед дает задание детям первого и второго ряда выложить из квадратов слог ап, а детям третьего и четвертого ряда — слог па. Далее выкладываются слоги пам, так и т. д.

VI. Итог занятия.

Дети называют звуки, которые повторяли на занятии, затем показывают картинки, в названии которых были эти звуки.

Тема: «Звуки ч — щ»

Цель: дифференциация звуков ч — щ на материале слогов, слов и предложений.

Примерный ход занятия

I. Организационный момент.

Садятся дети, у которых на карточке нарисованы: 3 голубых палочки и 2 синих квадрата, 2 синих палочки и 3 голубых квадрата, 3 желтых квадрата и 2 коричневых палочки и т. д.

II. Дети вспоминают, какие изучали раньше гласные и согласные звуки. Логопед показывает карточки, где написаны слова с пропущенными буквами. Дети вставляют недостающие буквы и читают слова: к.шк., л.пк., с.мк., .ап.а.

III. На доске выставлены разные картинки, Дети называют их: сети, васильки, щетка, телята, плащ, площадь, котята, ящик, цыплята, гусята, мяч, авторучка, телеграмма, грач, перчатки, выключатель. Логопед предлагает взять только те картинки, которые он назовет: щенята, щетка, плащ, ящик, щука, щепки. Затем уточняет звук, который повторяется в этих словах — щ.

Аналогично отбираются картинки: мяч, выключатель, грач, перчатки, чернильница. Логопед просит сказать, какой звук повторяется в этих словах. (Ч).

IV. Четкое проговаривание слогов и сочетаний, типа:

ач — аш — ащ — мы купили плащ;

ач—аш—ач—ты не плачь;

шу—щу—чу — я не шучу;

чи—щи—чи — где мои ключи;

чи—щу—чу—я урок учу.

V. Игра «Кто самый внимательный?»

На доске выставляются картинки (выключатель, щетка, плащи и т. д.). Логопед предлагает определить, про какой из этих предметов можно сказать: черный — выключатель, грач, щенок, плащ, чемодан, мяч, ящик; черное — крыло, перо; черная — авторучка, щетка; черные — плащи, перчатки, щепки.

Логопед называет предложение, а дети добавляют недостающее слово, используя эти картинки. Например: В магазине продается много красивых ... мячей. Мальчики поймали двух больших ... лещей. В ящике сидят 5 маленьких... щенят. На вешалке висят несколько детских ... плащей. На столе стоят 5 фарфоровых ... чашек. Ребята смастерили несколько кормушек для ... грачей.

VI. Итог занятия.

Дети проговаривают потешку, имитируя соответствующие движения:

Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока.

Логопед предлагает выбрать из этого стихотворения слова, в которых одновременно встречаются звуки ч — щ или только звук щ.

Наши рекомендации