Особенности написания разделов программы ДО
Целевой раздел
Пояснительная записка. В пояснительной записке раскрываются:
• цели и задачи реализации ООП ДО;
• принципы и подходы к формированию ООП ДО;
• значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики.
Подраздел «Цели и задачи» в обязательной части ООП ДО соответствует целям и задачам примерной программы, которые дополняются и конкретизируются целями и задачами, связанными с видовым своеобразием дошкольной образовательной организации, наличием приоритетных направлений деятельности (статус ДОУ, участие в проектах и пр.), спецификой национальных, этнокультурных, демографических, климатических и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Подраздел «Принципы и подходы к формированию ООП ДО» содержит указание на используемые примерную и парциальные образовательные программы и принципы, по которым формируется ООП.
В подразделе «Значимые для разработки и реализации ООП ДО характеристики» представлены возрастные особенности развития детей раннего и дошкольного возраста, краткая информация об Организации и возрастных группах Организации, особенности детей, которые воспитываются в данной организации, а также информация о дополнительных образовательных услугах, если таковые имеются.
Планируемые результаты освоения ООП ДО. Эта часть ООП ДО составляется на основе соответствующего раздела примерной программы, в данном случае программы «От рождения до школы» (обязательная часть) и дополняется и конкретизируется описанием планируемых резутатов в части, формируемой участниками образовательных отношений (это результаты работы по приоритетным направлениям, результаты, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов и др.).
Содержательный раздел
Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО. Эта часть ООП ДО соответствует разделу «Психолого-педагогические условия реализации программы» примерной программы «От рождения до школы» и дополняется, при необходимости, вариативной частью.
В соответствии с ФГОС, в этой части должны быть представлены:
• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
• способы и направления поддержки детской инициативы;
• особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
• иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов.
Содержание психолого-педагогической работы. Содержание психолого-педагогической работы должно быть изложено по пяти образовательным областям:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Данный раздел ООП ДО выстраивается на основе примерной программы «От рождения до школы» (обязательная часть) и дополняется материалами, направленными на реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно парциальные программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, а также методики и формы организации образовательной работы.
В соответствии с ФГОС, данная часть ООП ДО должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
• специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
• сложившиеся традиции Организации или Группы.
Благодаря тому, что в примерной программе «От рождения до школы» вся содержательная часть изложена по тематическим блокам, дошкольная организация может легко ввести свою вариативную часть, заменив один или несколько тематических блоков на свои парциальные программы.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование. В данном разделе должно быть представлено содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Этот раздел базируется на соответствующем разделе примерной программы «От рождения до школы» и включается в ООП ДО в том случае, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Организационный раздел
Организационный раздел готовится коллективом дошкольной образовательной организации с опорой на материалы примерной программы, нормативно-правовые документы, методические письма и рекомендации.
Организационный раздел дает представление о том, в каких условиях реализуется ООП ДО. В данном разделе должны быть представлены:
• распорядок и/или режим дня;
• традиционные для данной дошкольной образовательной организации события, праздники, мероприятия;
• особенности организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды;
• требования к материально-техническим условиям реализации ООП ДО (в том числе обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания).
При написании данного раздела ООП ДО может быть взят за основу аналогичный раздел примерной программы «От рождения до школы» и при необходимости дополнен или скорректирован в соответствии с приоритетами ООП ДО при формировании госзадания (муниципального задания) Организации. При этом следует обосновать необходимые изменения в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами ООП ДО: описать дополнительные средства обучения и методические материалы, позволяющие обосновать их необходимость в образовательном процессе; в кадровом обеспечении обосновать необходимость введения дополнительных штатных единиц и т. д.
Краткая презентация (дополнительный раздел)
Краткая презентации ООП ДО является дополнительным разделом ООП. Краткая презентация должна быть ориентирована на родителей и доступна для ознакомления (размещена на сайте Организации).
В соответствии с ФГОС, в краткой презентации ООП ДО должны быть указаны:
• возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП ДО, в том числе категории детей с ОВЗ, если ООП ДО предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
• используемые примерные программы;
• характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1