Методические рекомендации по изучению разделов, тем программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время предъявляются высокие требования к рабочим кадрам.

Основными целями изучения дисциплины «Основы экономики» являются формирование знаний учащихся по экономическим про­блемам развития предприятия, развитие у них экономического мышления и чувства ответственности за результаты производственно-финансовой деятельности предприятия.

Основными задачами изучения предмета являются обеспечение такого уровня экономических знаний, который позволил бы выпускнику свободно владеть экономическими понятиями и категориями; подготовка кадров, способных анализировать текущую деятельность предпри­ятия, планировать и прогнозировать его развитие, выбирать наиболее эф­фективные способы решения проблем.

Главная задача предмета - помочь учащимся глубоко изучить экономические основы функционирования предприятий лесного хозяйства, вопросы организации и планирования производства, действие нового хозяйственного механизма, основанного на принципах хозяйственного расчета, выработать у специалистов лесного хозяйства современное экономическое мышление, предприимчивость, добросовестное и творческое отношение к делу, умение организовать индивидуальную предпринимательскую деятельность и работу малого предприятия.

тематический план

Раздел, тема Количество учебных часов Время на самостоятельную работу уч-ся
всего В том числе
Для дневной формы Для заочной формы На установочные занятия На обзорные лекции На практические занятия
             
Тема 1. Введение         1
Тема 2. Производство и рынок        
Тема 3. Собственность и её формы        
Тема 4. Особенности развития и управления экономическим комплексом РБ        
Тема 5. Предпринимательство и его формы в РБ        
Тема 6. Основы маркетинга        
Тема 7. Основы менеджмента        
Тема 8. Производственные фонды предприятия        
Тема 9. Нормирование труда      
Тема 10. Организация оплаты труда.      
Тема 11. Издержки производства.        
Тема 12 Экономическая эффективность производства  
Тема 13 Качество продукции        
Тема 14 Банковская и кредитная система        
Тема 15. Налоговая система        
Тема 16. Механизм ценообразования и основы его регулирования        
Тема 17. Бизнес-план        
Урок повторения Обязательная контрольная работа №1      
Тема 18. Безработица. Социальная защита населения.        
Итого  

Методические рекомендации по изучению разделов, тем программы.

Введение.

Предмет экономики, его задачи и связь с другими предметами учебного плана. Значение экономики. Зарождение экономических знаний и их эволюция. Экономическая культура и пути её формирования.

Методические указания

Сформировать представление о целях и задачах дисциплины, ее значение в системе под готовки специалиста.

Изучить понятие экономики, ознакомиться с зарождением и эволюцией экономических знаний. Научиться характеризовать значение экономики

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что вы понимаете под экономикой? Нужны ли каждому человеку эко­номические знания?

2. Какие потребности можно удовлетворять индивидуально, а какие кол­лективно?

3. Что вы отнесете к макроэкономике, а что - к микроэкономике: рост безработицы среди трудоспособного населения, объем производства в стране в 1997 году, индекс потребительских цен, цена на сахар в мага­зинах города N в марте 1998 года, зарплата в акционерном обществе?

4. Чем отличаются меркантилисты от физиократов?

5. Как вы понимаете принцип "невидимой руки провидения" и кто ввел его в оборот?

6. Кто такие монетаристы? Используются ли их идеи сейчас в процессе перехода к рыночной экономике?

7. Назовите имена экономистов прошлого, которые отводили государству важное место в развитии экономики.

8. Дайте комментарий к следующему утверждению: "Экономическая тео­рия была бы не нужна, если бы все люди могли получать желаемое в неограниченных количествах ".

9. Когда экономисты говорят о необходимости экономить, то они имеют в виду:

а) создание сбережений;

б) извлечение максимальной пользы из имеющегося в наличии;

в) изучение экономики;

г) необходимость тратить как можно меньше денег. (Выберите наиболее подходящий вариант.)

10. Ограниченность - это проблема, которая:

а) существует только в бедных странах;

б) есть только у бедных людей;

в) есть у всех людей и обществ; г)никогда не бывает у богатых людей.

(Выберите наиболее подходящий вариант.)

11. Сегодня меркантилист скорее всего отстаивал бы:

а) свободу торговли;

б) невмешательство правительства в дела предприятий;

в) запрет вывоза золота из страны;

г) жесткий контроль за ценами. (Выберите наиболее подходящий вариант.)

12. Какие методы использует экономическая наука?

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 4-10

Производство и рынок.

Производство и его роль в жизни общества. Производство, обмен распределение и потребление. Производительные силы и экономические отношения. Способ производства. Экономические законы.

Понятие рынка и его функции. Виды рынков. Структура рынков. Рыночный механизм. Объективные закономерности перехода к рынку.

Методические указания

Познакомиться с основными закономерностями перехода к рынку. Дать понятие производства, рынка. Сформировать знания о фазах общественного воспроизводства, видах рынков. Научиться характеризовать функции рынка, анализировать структуру рынка

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Назовите основные факторы производства.

2. Каким путем возможно разрешить проблему ограниченности ресурсов и безграничности человеческих потребностей?

3. Почему люди должны осуществлять обмен результатами своего труда? Приведите примеры из истории.

4. Почему некоторые произведенные товары залеживаются на прилавках магазинов, а другие нет? Ответ обоснуйте на конкретной ситуации.

5. Что такое способ производства? Начертите схему его структурных элементов.

6. Законы природы и экономические законы. Чем они, на ваш взгляд, от­личаются между собой?

7. Какое содержание выражает понятие "рынок"?

8. Каковы позитивные и негативные стороны рынка?

9. Охарактеризуйте модели рынков.

10. Назовите основные структурные элементы рынка.

11. Что такое "инфраструктура» рынка?

12. Как вы думаете, почему во всех странах с командной экономикой су­ществует дефицит товаров и "черный" рынок?

13. Почему некоторые люди так боятся рыночной экономики и предпочи­тают, чтобы все регулировалось государством?

14. Можно ли создать такую мощную систему ЭВМ, которая решала бы, что, как и для кого производить? Почему "да"? Почему "нет"?

15. Возможно ли в наше время натуральное хозяйство?

16. Как вы считаете, возможен ли переход всей системы образования на рыночные рельсы?

17. Курс акций повысился на... бирже, цена на хлеб снизилась на... бирже, курс немецкой марки повысился на... бирже.

18. Существуют ли общие экономические проблемы для обществ: с цен­трализованным планированием, традиционным хозяйством, рыночнойэкономикой? Согласны ли вы с такой формулировкой вопроса?

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 11-22

Собственность и её формы.

Содержание собственности: владение, пользование, распоряжение. Объекты и субъекты собственности. Формы собственности. Преодоление монополизма государственной формы собственности и развитие конкуренции – необходимое условие становления рыночных отношений. Новые формы хозяйствования в условиях многоукладной рыночной экономики. Акционерные общества, ООО, ОДО, МП, концерны, ассоциации, холдинговые предприятия и т. д.

Сущность разгосударствления и приватизация. Основные цели и формы приватизации. Рынок ценных бумаг в РБ.

Методические указания

Познакомиться с видами предприятий в зависимости от формы собственности и по организационно- правовым формам.

Сформировать понятие собственности, описать формы собственности. Научиться характеризовать содержание прав собственности, основные цели разгосударствления и приватизации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Ваша семья взяла в аренду землю для производства сельхозпродукции. Может ли она продать ее?

2. В чем состоит, на ваш взгляд, главное отличие частного предпринима­теля от директора государственного предприятия?

3. Чем отличается личная собственность от частной собственности?

4. Можно ли приватизировать школу, ПТУ, техникум?

5. Назовите виды предприятий и фирм, основанных на: частной собственности;

коллективной собственности; государственной собственности.

6. Почему общества с ограниченной ответственностью наиболее распро­странены в нашей республике?

7. В чем заключается сходство и различие акции, облигации и векселя?

8. Какие ограничения существуют при вступлении учащегося в учениче­скую бригаду?

9. Некоторые полагают, что приватизация делает одних богатыми, а дру­гих нищими. Ваше мнение по этому вопросу.

Являются ли чеки "Имущество» ценной бумагой? Чем отличается брокер от дилера? Чем отличается привилегированная акция от простой?

13. Перепродажа товаров на рынке — это бизнес или спекуляция?

14. В каком случае купец, приехавший из Древней Греции в Вавилон, не может расплатиться векселем?

15. В каких случаях автомобиль выступает в роли частной собственности, личной собственности?

16. Почему советские водители такси и общественного транспорта про­должали работать на неисправных машинах, зная, что это почти навер­няка приведет к их поломке?

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 23-32

Особенности развития и управления

экономическим комплексом РБ.

Хозяйственный комплекс страны. Материальное и нематериальное производство. Беларусь в системе международного географического разделения труда. Управление хозяйственным комплексом в период развития рыночных отношений. Экономическая характеристика базовой отрасли.

Методические указания

Сформировать представление об особенностях развития и управления экономическим комплексом РБ, о месте Беларуси в системе международного географического разделения труда. Дать понятие о хозяйственном комплексе страны. Научиться соотносить материальное и нематериальное производство.

Предпринимательство и его формы в РБ.

Сущность предпринимательства. Формы предпринимательства. Права предпринимателей. Малый бизнес. Особенности создания предприятий малого бизнеса с разными формами собственности.

Практическое занятие 1.

Создание и особенности разработки уставной документации предприятий малого бизнеса.

Методические указания

Ознакомиться с понятием предпринимательства. Познакомиться с правами и обязанностями предпринимателя. Научиться характеризовать формы и виды предпринимательства, технологию создания предприятия малого бизнеса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что такое предпринимательство, коммерция, бизнес? В чем отличие данных понятий?

2. Каковы, на ваш взгляд, отличия между производственным, коммерче­ским и финансовым предпринимательством?

3. Кто может выступать в качестве субъекта предпринимательской дея­тельности?

4. Охарактеризуйте основные формы предпринимательства.

5. Перечислите основные права предпринимателей.

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 133-139

Основы маркетинга.

Маркетинг как комплексная система разработки и создания продукции и услуг, сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе использования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды, разработка стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. Основные принципы и функции маркетинга. Виды маркетинга.

Практическое занятие 2.

Разработка рекламы на продукцию, которая изготавливается в учебном заведении.

Методические указания

Изучить понятие маркетинга. Научиться характеризовать основные принципы и функции маркетинга, виды маркетинга. Сформировать представление о комплексной системе разработки и создания продукции и услуг, сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе использования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды, разработка стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. Научиться производить разработку рекламы на продукцию.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Чем отличается маркетинг от сбытовой деятельности на предприятии?

2. Дайте характеристику следующим видам предпринимательской дея­тельности с точки зрения маркетинга:

• продавать цветы - помогать людям красиво отмечать торжественные события...

• устанавливать сигнализацию...

• давать уроки английского...

• делать дамские прически...

• открыть кафе...

• продавать видеокассеты...

3. По какой цене вы будете продавать новый товар?

4. "Тот, кто не умеет улыбаться, не должен заводить лавку" (китайская пословица). Как вы это понимаете?

5. Почему на рынке на один и тот же товар разная цена?

6. Лучше разбогатеть, торгуя соломой, чем разориться, торгуя золотом (сербская пословица). Прокомментируйте ее.

7. Всегда ли вы доверяете рекламе?

8. Назовите основные этапы жизненного цикла товара.

9. Перечислите основные принципы маркетинговой деятельности.

10. Многие считают рекламу бесполезной и даже аморальной. Ваше мне­ние на этот счет.

11. На какой фазе жизненного цикла товара фирма получает максималь­ную прибыль?

а) на фазе внедрения; б) на фазе спада; в) на фазе роста; г) на фазе зрелости.

12. Что из предложенного не входит в маркетинговые мероприятия?

а) упаковка;

б) разработка товара;

в) продажа акций;

г) реклама.

13. Четыре П в маркетинге - это:

|а) патент, принципиальность, планирование, продукт; б) продукт, продажная цена, позиция, продвижение; в) планирование, производство, продажа, прибыль; г) партнерство, продажа, продукт, позиция.

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 120-126

Основы менеджмента.

Личность в системе управления. Стиль управления. Моделирование карьеры руководителя. Коллектив как субъект и объект управления. Конфликт, классификация конфликтов.

Методы управления конфликтом.

Практическое занятие 3.

Решение конкретных конфликтных ситуаций.

Методические указания

Ознакомить с ролью о личности в системе управления.

Изучить понятия: менеджмент, конфликт. Научиться характеризовать стили управления, производить классификацию конфликтов. Научиться разрешать конфликтные ситуации

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что вы понимаете под понятием "менеджмент"?

2. На каких принципах базируется менеджмент?

3. Прокомментируйте высказывание "Люди - наш самый ценный ресурс. И управление этим ресурсом составляет главную обязанность менеджмента".

4. Что означает быть демократичным руководителем?

5. Какими личными качествами должен обладать менеджер фирмы 1 (выделите до 3-х основных качеств)?

6. С какими видами конфликтов вы встречаетесь в жизни наиболее часто?

7. В чем заключаются особенности японского менеджмента?

8. Объясните причины, по которым большинство наемных работников в , западных странах получает зарплату не по ведомости, как это распро­странено у нас, а в конвертах, когда размер оплаты (чек или наличные)

и расчетный листок скрываются от всех кроме работника и нанимателя.

9. Прокомментируйте высказывание М. Мюррея: «Лидер - человек, умеющий мечтать, обладающий видением будущего и способный пе­редать это другим людям так, что они ответят "Да"».

10. Если поручить академику—физику организовать строительство ядерно­го характера, то, скорее всего, он справится. И такой опыт в разных странах есть. Если же поставить во главе правительства экономиста, то в мировой практике найдется немного примеров успеха (например, в Германии - Л. Эрхард). Чем бы вы объяснили такое положение вещей?

11. К какому типу руководителя относится ваш мастер:

а) автократическому (авторитарному);

б) демократическому;

в) либеральному;

г) псевдодемократическому;

д) бюрократическому;

е) анархическому;

ж) иному.

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 126-132

Производственные фонды предприятий.

Основные и оборотные производственные фонды. Износ и амортизация основных средств. Показатели эффективности использования производственных фондов.

Эффективность новой техники, методы её определения и показатели использования.

Практическое занятие 4.

Решение задач по определению показателей эффективности использования оборудования.

Методические указания

Изучить понятия: основные производственные фонды, оборотные производственные фонды, износ основных средств, амортизация. Научиться характеризовать структуру производственных фондов. Научиться производить расчёт основных показателей использования производственных фондов

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каковы структурные компоненты основных фондов предприятия (фирмы)?

2. Начертите схему производственных фондов предприятия. Проанализи­руйте ее.

3. Перечислите и раскройте основные показатели оценки основных фон­дов.

4. Назовите факторы, влияющие на физический и моральный износ ос­новных фондов.

5. Что такое норма амортизации и как она начисляется?

6. Рассчитайте на конкретных примерах коэффициент обновления основ­ных фондов и коэффициент выбытия основных фондов.

7. Назовите основные показатели использования основных фондов.

8. В чем коренное отличие фондоотдачи от фондоемкости?

9. Что такое рентабельность основных фондов и как она рассчитывается?

10. Определите коэффициент сменности работы оборудования и коэффи­циент использования установленного оборудования на конкретных примерах.

11. Чем отличаются основные фонды от оборотных средств предприятия?

12. Назовите основные элементы, входящие в оборотные средства пред­приятия (фирмы).

13. Для чего предназначены производственные запасы и каковы их основ­ные виды?

14. Как определяется общая материалоемкость продукции и каковы пути ее снижения?

15. По каким признакам классифицируются нормы расхода сырья, мате­риалов, топлива, энергии и т. д.

16. В каких случаях создаются страховые запасы на предприятии, фирме?

17. Рассчитайте размеры физического износа станка (в процентах), если фактический срок службы 2,5 года, а нормативный срок - 10 лет.

18. Назовите основные причины выбытия оборудования на предприятии.

19. Что такое лизинг и на каких условиях он предоставляется?

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 32-42

Нормирование труда.

Сущность нормирования. Норма времени, норма выработки, норма обслуживания: их характеристика и расчёт. Порядок установления и пересмотра действующих норм. Хронометраж. Фотография рабочего дня.

Практическое занятие 5.

Расчёт норм времени и норм выработки.

Методические указания

Изучит понятие нормирования , описать виды норм труда, научиться характеризовать сущность нормирования труда.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В каких целях осуществляется нормирование труда? На каких принци­пах оно базируется?

2. В чем состоит отличие между нормированием труда, нормами труда и нормативами по труду?

3. Как рассчитываются нормы времени?

4. В какой зависимости находятся норма выработки и норма времени?

5. От каких факторов зависит величина нормы обслуживания?

6. Какие ограничения установлены законодательством по продолжитель­ности рабочего времени молодежи?

7. Для чего служат нормативы численности работающих на предприятии?

8. Что представляет собой нормированное производственное задание?

9. Раскройте порядок установления и пересмотра действующих норм труда.

10. Назовите факторы, влияющие на структуру рабочего времени.

11. Проанализируйте содержание разделов КЗоТ Республики Беларусь, ка­сающихся нормирования труда.

12. Каковы особенности нормирования труда на малых предприятиях, в кооперативах, в сфере обслуживания и торговли?

13. Рассчитайте величину нормы обслуживания однотипного оборудова­ния для определенной категории работников на базовом предприятии.

14. Что представляет собой фотография рабочего времени?

15. В каких случаях применяется фотохронометраж как метод изучения рабочего времени?

16. Назовите основные факторы, обеспечивающие нормальные условия для выполнения работником норм труда.

17. Перечислите факторы, влияющие на увеличение основного рабочего времени работника на предприятии.

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 43-52

Организация оплаты труда.

Сущность, функции и принципы распределения по труду. Заработная плата, её формы. Тарифная система оплаты труда. Номинальная и реальная оплаты труда. Доплаты и надбавки. Государственное и договорное регулирование оплаты труда. Рынок труда.

Методические указания

Изучить представление о сущности и принципах оплаты труда. Научиться производить описание сущности различных видов и форм оплаты труда. Научиться характеризовать тарифную систему оплаты труда.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Перечислите основные источники доходов граждан.

2. Почему в нашей стране в структуре доходов низок удельный вес дохо­дов от собственности и предпринимательства?

3. Чем, на ваш взгляд, объяснить существенные различия в заработной плате летчика и рабочего средней квалификации, летчика и техника самолетов?

4. В чем отличие сдельной оплаты труда от повременной?

5. Каковы, на ваш взгляд, причины дифференциации доходов граждан в условиях рыночной экономики?

6. Чем отличаются между собой доплаты, надбавки и премии?

7. В чем заключаются особенности коллективной системы оплаты труда?

8. Если ваша годовая зарплата (стипендия) вырастет на 50%, а цены в то же время вырастут на 100%, тогда:

а) реальная зарплата не изменится;

б) реальная зарплата упадет;

в) номинальная зарплата вырастет;

г) реальная зарплата вырастет?

10. Что такое минимальный потребительский бюджет и какова его вели­чина в настоящее время?

11. Для чего заключаются коллективные договоры?

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 53-62

Издержки производства.

Издержки производства и себестоимость продукции. Структура себестоимости. Группировка затрат на предприятии. Значение и пути снижения себестоимости продукции.

Практическое занятие 6

Решение задач «как изменится себестоимость»

Методические указания

Сформировать представление об экономических элементах и калькуляционных статьях учёта затрат на производство.

Изучить понятия: издержки производства и себестоимость продукции

Научиться характеризовать виды издержек.

Научиться производить расчёт структуры себестоимости продукции.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие два фактора относятся к постоянным издержкам:

а) топливо и электроэнергия;

б) страховые взносы;

в) сырье;

г) арендная плата?

2. Какой из вышеперечисленных факторов вызывает увеличение пере­менных издержек фирмы:

а) увеличение процентной ставки по банковским кредитам;

б) увеличение местных налогов;

в) увеличение цен на сырье;

т) увеличение арендной платы за оборудование?

3. Что происходит, если:

• материальные затраты снижаются, а объем производства растет;

• материальные затраты снижаются, а объем производства не меняется;

• материальные затраты и объем производства снижаются одинако­выми темпами;

• материальные затраты снижаются в меньшей мере, чем объем про­изводства?

4. Перечислите факторы, влияющие на снижение себестоимости продук­ции.

5. Влияет ли величина банковского кредита на рост себестоимости про­дукции?

6. В чем заключаются отличия между цеховой, производственной и пол­ной себестоимостью?

7. Влияет ли изменение объема производства на величину постоянных и переменных издержек?

8. Обсудите вопрос, достаточен ли объем следующих экономических по­нятий, чтобы предпринимателю принять взвешенное решение о выгод­ности производства данного товара:

• цена, по которой может быть реализован данный товар;

• совокупный продукт;

• валовой доход;

• предельный продукт;

• предельный доход;

• предельные издержки;

• предельная производительность факторов производства;

• объем производства, обеспечивающий максимальную прибыль.

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 74-76

Экономическая эффективность производства.

Понятие производительности труда и эффективность производства. Экстенсивный и интенсивные пути развития экономики. Выработка, трудоёмкость, общественная производительность труда. Стоимостные и натуральные показатели производительности труда. Резервы роста производительности труда. Прибыль, её сущность и методики расчёта. Рентабельность предприятия.

Практическое занятие 7

Определение показателей эффективности производства.

Методические указания

Сформировать представление о системе показателей эффективности производства.

Изучить понятия: производительность труда, выработка, трудоёмкость, прибыль, рентабельность.

Научиться производить расчёт показателей экономической эффективности производства.

Вопросы для самоконтроля

1. От чего зависит экономическая эффективность производства?

2. Что вы понимают под сравнительной экономической эффективно­стью?

3. Если доходы ва3росли, а издержки упали, то прибыль: а) упала; б) возросла; в) осталась неизменной?

4. В чем заключайся различие между валовой и чистой прибылью пред­приятия (фирмы)?

5. Как используется прибыль от реализации продукции?

6. Если налог на добавленную стоимость растет, то изменится ли величи­на прибыли у Предприятия?

7. Какие факторЬ1 влияют на рост (снижение) рентабельности производ­ства?

9. Почему производительность труда является важнейшим фактором по­вышения эффективности производства?

11. Как определяется выработка и трудоемкость?

12. Раскройте методы определения производительности труда

13. Покажите разницу между экономической и предпринимательской при­былью.

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 78-85

Качество продукции.

Понятие качества продукции. Эффект и качество. Показатели качества продукции. Стандарт. Система аттестации качества продукции. Обеспечение конкурентоспособности продукции и технологий на мировом рынке. Эргономические, экологические, эстетические параметры изделий. Пути повышения качества продукции. Укрепление технологической и производственной дисциплины. Взаимосвязь качества продукции и финансового положения предприятия.

Практическое занятие 8.

Пути повышения качества продукции.

Методические указания

Сформировать представление о системе показателей качества. Изучить понятия: качество, стандарт, сертификат. Научиться производить соотнесение понятий: эффект и качество

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Почему качество продукции играет важную роль в рыночной экономике?

2 Раскройте единичные показатели качества продукции.

3 Что собой представляет комплексный показатель качества продукции?

4 Назовите и дайте характеристику уровней качества продукции.

5 Каким образом можно управлять качеством товаров и услуг? 6. Что такое стандартизация? Перечислите ее основные виды.

7 Каковы основные цели сертификации продукции?

8. Определите основные пути повышения качества продукции (услуг) на

конкретном рабочем месте. 9 Каким образом повышение профессиональной подготовки рабочих

кадров и специалистов влияет на качество продукции? 10 Какие виды брака могут быть в зависимости от экономических потерь?

11. Опишите ваши действия при выявлении брака в цепи технологического цикла.

12 Почему и как постоянное улучшение качества прямо связано и вытека­ет из тенденции повышения конкурентоспособности продукции

(услуг)?

13 Кем разрабатываются и утверждаются стандарты предприятии?

14. При каких условиях разрабатываются и кем утверждаются технические условия?

15. Какой документ выдается при положительных результатах сертификации?

16. Какие затраты и потери включает в себя цена несоответствия и как эти затраты взаимосвязаны между собой?

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 63-72

Банковская и кредитная система.

Банковская система РБ. Коммерческие банки. Взаимоотношения предприятий с банками. Банковские кредиты и их виды. Формы банковского обслуживания населения. Роль кредита в обществе. Сущность, источники, формы кредита. Порядок получения кредита. Инвестиции.

Методические указания

Сформировать общее представление о банковской и кредитной системе РБ, об инвестициях.

Сформировать знания об отличительных особенностях и функциях коммерческих и центрального банка РБ

Научиться характеризовать виды кредитов и порядок его получения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Чем вексель хуже золотых монет?

2. Что важнее - уметь тратить деньги или уметь их зарабатывать?

3. Что такое инфляция и как ее обуздать?

4. Как вы думаете, почему при высокой инфляции банки дают кредиты на

очень короткий срок?

5. Вы положили в банк 1 млн. руб. из расчета 50% годовых. На сколько

возрастет ваш вклад через пять лет?

6. Чтобы ваши сбережения не обесценились при высоком уровне инфляции, какую, на ваш взгляд, процентную ставку должен установить банк?

7. Вы взяли банковский кредит в размере 10 млн. рублей на 10 лет под 150% годовых. Какую сумму вы должны возвратить банку по истече­нии указанного срока?

8. Каковы, на ваш взгляд, экономические и социальные последствия из­бытка денег в стране?

9. Должно ли государство вмешиваться в работу банков? Если ида", то

какими способами и методами?

10. Составьте рекламное объявление банку, который желает приобрести широкое доверие у многочисленных вкладчиков.

11. Почему в ситуации экономической нестабильности и экономической разрухи происходит частичный или полный возврат к системе товар­ных денег?

«12. Представьте себя на месте директора предприятия. Вам необходимо получить в ближайшее время крупную сумму денег для выплаты зара­ботной платы работникам. Какую форму кредита вы будете использо­вать: коммерческий, банковский, межхозяйственный? 13. В стране отмечается достаточно высокий уровень инфляции. Необхо­димо быстро принять меры и притормозить инфляционные процессы. Что будет предпринимать Национальный банк? Каким направлениям денежно-кредитной политики будет отдаваться предпочтение?

14. Какую функцию выполняют специализированные кредитно-финансовые институты (пенсионные фонды, инвестиционные банки, ипотечные банки и др.) в кредитной системе?

15. Почему несмотря на низкий процент годовых многие вкладчики стре­мятся разместить свои средства в швейцарских банках?

16. Большинство денег, находящихся в обращении в республике,.- это:

а) наличные доллары;

б) банкноты; г) безналичные деньги на счетах

в) казначейские билеты; предприятий и частных лиц.

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 85-91

Налоговая система.

Основы налоговой системы: понятие налога и его виды, объекты и субъекты налога. Налогоплательщики, их обязанности и ответственность. Специфика налогообложения предприятий различных форм собственности. Налоги с граждан. Налоговый контроль за деятельностью предприятий. Права и обязанности ГНИ.

Методические указания

Сформировать общее представление об основах налоговой системы РБ, познакомить с правами и обязанностями ГНИ. Изучить понятия: налог, объект налога, субъект налога.

Научиться характеризовать виды налогов

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. С какой целью введены налоги?

2. Что означает, на ваш взгляд, выражение "облагаемое налогом убывает"?

3. Приведите примеры специального налога.

4. Какие из налогов скорее всего изменят структуру потребляемых поку­пателем продуктов:

а) налог с оборота;

б) налог на определенные продукты (акцизный налог);

в) подоходный налог с граждан;

г) налог на прибыль с предпринимателей?

5. Если месячный доход с граждан до 1 млн. рублей облагается 12%-ным на­логом, месячный доход до 2-х млн. рублей - 20%-ным налогом, а более 2-х млн. рублей - 30%-ным налогом, то это:

а) пропорциональный подоходный налог;

б) прогрессивный подоходный налог; в) регрессивный налог?

6. Какой из перечисленных ниже налогов является прямым: а) НДС;

б) налог на наследство;

в) налог на бензин; г) налог на игорные заведения?

7. С какой целью вводится, на ваш взгляд, льготное налогообложение?

8. Что означает понятие "необлагаемый минимум"? Приведите примеры применения данного понятия.

9. Приведите примеры акцизных сборов.

10. В чем заключается сущность так называемой "кривой Лаффера"?

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 102-112

Механизм ценообразования и основы его регулирования.

Основные принципы ценообразования. Классификация цен. Государственное регулирование цен. Влияние монополии и конкуренции на установление цен. Особенности ценовой и неценовой конкуренции.

Методические указания

Ознакомиться с принципами ценообразования.

Сформировать знания о классификации цен. Объяснить порядок формирования цены

Научиться характеризовать особенности ценовой и неценовой конкуренции, принципы государственного регулирования цен.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. На какие два товара спрос всегда будет эластичным?

A. Электроэнергия, используемая для освещения. Б. Определенный сорт масла.

B. Один из дешевых видов шариковых ручек.

Г. Хлеб.

2. В чем различие между оптовой и розничной ценой?

3. Государственное регулирование цен: аргументы "за" и "против".

4. Каким факторам подвержена рыночная цена в условиях свободной

конкуренции?

5. По какой цене вы будете продавать новый, "пионерный" товар?

• по цене собственных издержек;

• ниже их (в убыток);

• выше издержек.

6. Почему на рынке на один и тот же товар разная цена?

7. Как могут действовать конкуренты в ответ на изменение цен на рынке?

8. Белорусский фермер продает свой урожай картофеля по ценам выше рыночных. Эти действия фермера:

|а) повысят цену на картофель; б) понизят цену на картофель; в) повысят цену на пшеницу; |г) не окажут влияния на рыночную цену картофеля.

9. Газеты сообщают, что разрушена монополия производителей кофе. Она распалась на несколько конкурирующих фирм. Если это правда, то можно ли ожидать, что производители кофе: а) сократят выпуск и поднимут цену; б) увеличат выпуск и снизят цену; в) будут использовать больше капитальных ресурсов и наймут меньше рабочих; г) будут использовать меньше средств производства и наймут больше рабочих?

10. Как цена товара или услуги влияет на объем спроса на этот товар?

11. Назовите методы воздействия монополии на цену.

12. Перечислите негативные последствия влияния инфляции на уровень цен в стране. Какие меры, на ваш взгляд, необходимо принять для обуздания инфляции и стабильности цен?

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 112-120

Бизнес-план.

Сущность и назначение бизнес-плана. Основные разделы бизнес-плана и их краткая характеристика: резюме, описание продукции (услуг), оценка рынков сбыта, конкуренция, стратегия маркетинга, план производства, организационный план, юридический план, финансовый план, стратегия финансирования.

Практическое занятие 9-10

Деловая игра «Мы выбираем свой бизнес»

Методические указания

Изучить понятие бизнес- плана. Ознакомиться с его разделами. Научиться характеризовать разделы бизнес-плана.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. С какой целью, на ваш взгляд, разрабатывается бизнес-план?

2. Какую продукцию вы могли бы продавать (оказывать услуги) в вашем микрорайоне с прибылью, не опасаясь конкурентов?

3. Какие аргументы вы привели бы, обосновывая ваш проект перед:

• кредиторами;

• поставщиками сырья;

• партнерами по будущему бизнесу;

• страхователями;

• потенциальными покупателями;

• родственниками и знакомыми?

4. Что может быть предметом бизнес-плана?

5. С какой целью в бизнес-плане предусматривается описание программы страхования имущества фирмы?

6. Разрабатывая стратегию маркетинга, что из предложенного вы бы не включили в маркетинговое мероприятие:

а) упаковку;

б) разработку товара;

в) продажу акций;

г) рекламу.

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 139-149

Безработица. Социальная защита населения.

Безработица скрытая и открытая. Создание государственной системы социальных гарантий и переподготовка кадров. Правовое регулирование трудовой деятельности. Кодекс законов о труде РБ. Основания возникновения трудовых отношений. Коллективный договор. Трудовой договор, его виды. Понятие и виды перевода на другую работу. Отличие перевода от перемещения. Прекращение трудового договора. Порядок рассмотрения трудовых споров в комиссии по трудовым спорам, в профсоюзном комитете, суде. Возобновление труда. Профсоюзы в системе управления.

Практическое занятие 11

Изучение законодательных актов РБ о труде и занятости населения.

Методические указания

Сформировать представление об основных направлениях политики РБ в области занятости и социальной защиты населения.

Изучить понятие безработицы. Научиться пользоваться законодательными и нормативными актами, регулирующими трудовую деятельность.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Что вы понимаете под уровнем жизни?

2. Какие характеристики применимы к понятию "качество жизни"?

3. Как называется вид безработицы, о которой говорится ниже:

а) работник потерял работу вследствие замены его функциональных обязанностей ЭВМ;

б) работник потерял работу после окончания сбора винограда;

в) работник уволился с работы и ищет новую по аналогичной специальности;

г) работник потерял работу в связи с банкротством предприятия, продукция которого не находит сбыта?

4. В каких случаях трудовой договор может быть расторгнут по инициа­тиве администрации?

5. При каких условиях не допускается увольнение работника?

6. Каковы особенности законодательства по отношению к труду молоде­жи?

7. Что такое контракт и с кем он заключается?

8. Что представляет собой рынок труда?

Литература

1. Фурс М.В. , Мазовко А.М. – Основы экономики,- Мн.: РИПО, 1998.- с. 143-149

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛНОЙ РАБОТЫ

ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»

По предмету «Основы экономики» учащиеся выполняют одну контрольную работу.

Приступая к ее выполнению, учащийся должен, прежде всего, уяснить поставленную перед ним проблему, целевое назначение и объем предъявляемых требований к выполнению контрольной работы.

Эти требования охватывают содержание, структуру и форму самостоятельного изучения и соответствующего оформления контрольной работы.

Чтобы выполнить контрольную работу по определенному варианту, необходимо:

1. Познакомится со всем перечнем предложенных вопросов, что поможет лучше сориентироваться в их направленности, свяжет избранные вопросы с другим материалом.

2. Изучить рекомендованную к избранным вопросам литературу.

На первой странице пишется план работы. Планом являются вопросы, указанные в варианте. Необходимо строго придерживаться их при изложении материала.

В конце работы следует дать список изученной и используемой литературы в следующей последовательности;

1) материалы и документы государственных органов;

2) остальная литература (произведения авторов, учебники в последовательности, которая определяется первой буквой фамилии автора в алфавитном порядке или названием книги, учебника).

Контрольную работу следует писать разборчиво, без поправок, оставляя поля для замечаний рецензента. Страницы работы должны быть пронумерованы. Работу следует подписать и указать дату ее выполнения. Следует оставлять место для рецензии преподавателя. Контрольную работу необходимо выполнять в срок, установленный учебным планом. Объем контрольной работы должен быть в пределах 12 листов ученической тетради.

Зачету не подлежит работа, выполненная не по своему варианту; в которой даны неверные ответы; если ответы на вопросы носят поверхностный характер; неправильно решен практикум. Учащийся, не получивший зачет по контрольной работе, выполняет этот же вариант, но в другой тетради с учетом указаний и замечаний преподавателя-рецензента, данных на первую работу. Первая контрольная работа также высылается в колледж.

При затруднении в написании контрольной работы учащиеся-заочники могут обращаться к преподавателю за консультацией.

Таблица распределения

вопросов домашней контрольной работы по вариантам

Номер вариант Номер теоретического вопроса Вариант практикума
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
6. 6.
7. 7.
8. 8.
9. 9.
10. 10.
11. 11.
12. 12.
13. 13.
14. 14.
15. 15.
16. 16.
17. 17.
18. 18.
19. 19.
20. 20.
21. 21.
22. 22.
23. 23.
24. 24.
25. 25.
26. 26.
27. 27.
28. 28.
29. 29.
30. 30.
31. 31.
32. 32.
33. 33.
34. 34.
35. 35.
36. 36.
37. 37.
38. 38.
39. 39.
40. 40.

Наши рекомендации