В физическом воспитании студентов

Быков Е.В., декан факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), дмн, профессор

Петрожак О.Л., ст. преподаватель кафедры физического воспитания ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)

Результаты исследования функционального состояния студентов-старшекурсников показали, что свыше 80% обследованных студентов находятся в «пограничных» функциональных состояниях, что свидетельствует о дезадаптации к учебному процессу [3], поскольку в течение последних десятилетий наблюдается увеличение распространенности нервно-психических и психосоматических заболеваний, поведенческих расстройств и аномалий развития, проявлений нарушений психической адаптации, которые могут быть преодолены на поведенческом уровне [1, 2]. В то же время, несмотря на значимость фактора двигательной активности в укреплении здоровья и профилактики заболеваний, студенты неохотно посещают занятия, которые проводятся по традиционной форме [5]. Несомненно, этой связи привлекательны те формы и методы проведения занятий, в которых интегрированы физические и психофизические упражнения, а также возможность свободного выбора студентом занятий (с учетом вариативной составляющей учебного плана).

Человек представляет собой единую многоуровневую, динамическую систему биопсихосоциального характера. Телесность является новым интегративным направлением, объединяющим медицинские, психологические, психофизические, а также гуманитарные знания [4]. В то же время, в доступной литературе нет исследований, посвященных оценке воздействия телесно-ориентированных методик на физиологические и психофизиологические характеристики организма студентов в процессе их адаптации к учебной деятельности.

Цель работы-физиологическое обоснование применения телесно-ориентированных методик для снижения «цены адаптации» студенток к учебной деятельности.

Основную группу составили студентки 1–3-х курсов различных факультетов ЮУрГУ, отнесенные к основной или подготовительной подгруппе для занятий физической культурой. Студентки основной группы (128 человек) занимались в группах «аэробики с психологической разгрузкой». Студентки контрольной группы (105 человек) занимаются в группе «классической аэробики». Занятия по овладению приемами саморегуляции, формированию телесного образа «Я» и т.д. проходили в течение учебного года с сентября по май. Обследования проведены в начале I семестра и в конце II семестра на каждом из курсов.

Обучающий эксперимент включал в себя цикл мероприятий, направленных на формирование телесного образа «Я», на формирование телесной конгруэнтности (овладение приёмами релаксации; саморегуляция эмоциональных состояний, определение проявлений соматоперцепции, телесно-ориентированная психогимнастика и т.д.).

Проводилась оценка «общего уровня невротичности»–Опросник невротических расстройств – симптоматический (ОНР-СИ), предназначен для определения степени выраженности невротических расстройств и содержательного описания жалоб. Методика исследования самоотношения предназначена для исследования особенностей внутренней динамики самосознания, структуры и специфики отношения личности к собственному «Я», оказывающих регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека: в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности субъекта в различного рода психокоррекционные мероприятия. Проективный рисуночный тест направлен на раскрытие психофизиологических аспектов телесного образа «Я» вне контроля сознания, а также с включением сознательного компонента. Субъективная оценка степени психоэмоционального состояния – использовалась модификация методики «Классификация ощущений». Давалась оценка вегетативного статуса по А.М. Вейну, проводилась оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и активности уровней нейровегетативной регуляции ее деятельности (как интегрального показателя адаптации к внешним воздействиям) с помощью сертифицированного комплекса «Кентавр» фирмы «Микролюкс» (г. Челябинск).

До начала эксперимента мы объединили всех участников исследования в единые группы по уровню невротичности – лица с выявленным низким уровнем невротичности (Н.У.Н), средним уровнем (С.У.Н.) и высоким уровнем невротичности (В.У.Н.). Самые высокие показатели продемонстрированы по шкалам «аффективная лабильность», «астенические расстройства», а также «ананкастические расстройства» (все по 57,2%). В группе с высоким уровнем невротизации представленные расстройства указывают на повышенную эмоциональную возбудимость, повышенную усталость, утомляемость, нарушениях сна и пр. Следует отметить, что все вышеперечисленные симптомы у данных испытуемых носят эпизодичный характер. Между исследованными группами отчетливая разница проявлений невротичности выявлена по шкале «депрессивные расстройства» (В.У.Н. – 57%, Н.У.Н. – 8%). Между исследованными группами отчетливая разница проявлений невротичности выявлена по шкале «депрессивные расстройства» (В.У.Н. – 57%, Н.У.Н. – 8%). Показатели в группе низкого уровня невротизации свидетельствуют о слабом проявлении данного расстройства; у респондентов группы с высоким уровнем невротизации – частом унынии, подавленности, отсутствии энергии,сниженным настроением, утратой интересов и способности получать удовольствие, повышенной утомляемостью. По шкале «нарушение социальных контактов» мы также наблюдаем большое расхождение между группами с низким и высоким уровнями невротизации (В.У.Н. – 48%; Н.У.Н. – 0%). В данном контексте нельзя говорить о каком-либо сильном проявлении нарушения в области межличностного общения, можно отметить, скорее всего, затруднения в социальных, профессиональных, семейных, отношениях, социальной активности человека.

По окончании обучающего комплексного эксперимента в основной группе выявлено улучшение психофизического состояния по следующим показателям: «расстройство сна» (на 43,5%), «дереализационно-деперсонализационные расстройства» (p<0,01) (на 40,7%). Выявлены значимые различия (p<0,05) показателей шкалы «возможности наличия неврологической патологии» в экспериментальной группе. По шкале «возможность эндогенной патологии» значимых различий не выявлено, но тенденция к уменьшению значения данного показателя совершенно очевидна. В основной группе число студенток, у которых выявлена «возможность наличия эндогенной патологии» сократилась на 50%, тогда как в контрольной – на 13,5%; «возможность наличия неврологической патологии» в основной группе сократилась на 46,4%, в контрольной – изменений нет. Имеются достоверные различия (при ρ<0,05) у студенток основной группы по шкале «саморуководство» и «самопривязанность».

Представленные данные свидетельствуют о том, что в ходе проведения комплексного обучающего эксперимента, направленного на осознание телесного «Я», испытуемые основной группы более отчетливо переживают собственное Я, как внутренний стержень, который интегрирует личность и жизнедеятельность. В контрольной группе выявлены значимые различия по шкале «отраженное самоотношение» (ρ<0,05). Субъективное представление о том, что у окружающих нет веских причин для негативной оценки личности поступков субъекта дополнено ожиданием скорее позитивного, чем негативного отношения к себе, своим личностным качествам и поступкам со стороны окружающих.

Корреляционный анализ показателей МИС и ОНР-СИ в общей выборке испытуемых (норма) показал, что наибольшее связей (все отрицательные) наблюдается у шкал (МИС) «закрытость–открытость» и «отраженное самоотношение». Также наибольшее количество взаимосвязей (все положительные) выявлено по шкале МИС–«самообвинение»–«коррекционные занятия с направленным психологическим воздействием» в основной.

Таким образом, навыки, формирующиеся на занятиях с психологической разгрузкой, позволяют испытуемым эффективно управлять и справляться с эмоциями и переживаниями по поводу самих себя, принятия себя и своего тела такими, какие они есть, а это, в свою очередь, ведет к улучшению психофизического состояния, что подтверждают результаты методики ОНР-СИ. Полученные результаты оценки психофизиологического состояния студенток подкреплялись данными оценки ССС в основной группе: наблюдалась экономизации деятельности сердца, увеличение насосной функции (на 13,5% p<0,05), что было обусловлено существенными изменениями нейровегетативной регуляции: снижением активности надсегментарного уровня регуляции и симпатического отдела вегетативной нервной системы и повышением активности парасимпатического отдела нервной системы по сравнению с фоновыми данными и с группой контроля.

Список литературы

Быков Е.В. Состояние здоровья студентов подготовительной группы и их адаптация к дифференцированным программам физической подготовки / Е.В. Быков, С.М. Зубков // Физическая культура и здоровье студентов вузов: матер. IV междунар. науч.-практ. конф. – Спб: Изд-во СПбГУП, 2009. – С. 84–85.

Круглякова И.П. Управление здоровьем студенческой молодёжи: Монография / И.П. Круглякова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 276 с.

Редько А.В. Изучение утомления студентов в процессе учебной деятельности / А.В. Редько, Е.Л. Бачерикова, Ю.Г. Камскова, Н.А. Захарова / Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды: матер. II Междунар. науч.-практ. конф.– Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008. – Т. 2. – С. 217–220.

Тхостов А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов. – М.: Изд-во «Смысл», 2002. – 287 с.

Усков, Г.В. Динамика состояния физического здоровья студентов с различными режимами двигательной активности в период обучения в вузе и коррекция модифицируемых факторов риска развития заболеваний : автореф. дис. д-ра мед. наук / Г.В. Усков. – Курган, 2005. – 48 с.


Наши рекомендации